12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихомирова Екатерина Витальевна7863
Учитель-логопед высшей категории, педагогический стаж 23 год.
Россия, Ивановская обл., Иваново
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую разработку лэпбука «Развивающие игры для детей»

Логопедический лэпбук

«Рыцарские истории».

Актуальность

За последние годы в системе дошкольного образования произошли значительные изменения: приняты новый «Закон об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, Профессиональный стандарт педагога, Федеральный государственный стандарт образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система работы современного учителя-логопеда также претерпевает значительные изменения и находится в процессе модернизации, совершенствования и введения инноваций. Логопед должен научить ребенка ставить перед собой цели и задачи, самостоятельно находить способы и пути их решения, добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

Все выше сказанное и побудило меня к поиску новых путей взаимодействия с детьми, имеющими речевыми нарушениями, к разработке и внедрению в свою деятельность новых технологий способствующих самостоятельному получению знаний детьми. Передо мной встал ряд вопросов: «Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти детей, чтобы ребёнок мог пользоваться полученными знаниями и добывать знания самостоятельно, чтобы он захотел самостоятельно повторять и проговаривать проблемные звуки? Как создать развивающую среду для речевой активности воспитанников, с учётом вариативности, сменяемости и появлением нового материала, предметов, игр стимулирующих игровую, двигательную, познавательную активность детей?».

Ответом на все мои вопросы стал – логопедический лэпбук. Как предписывает ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Лэпбуки являются частью развивающей предметно-пространственной среды, а значит должны соответствовать тем же требованиям.

Лэпбук «Рыцарские истории» содержательно-насыщен, так как в нем предлагается сразу 10 разнообразных игр, которые в свою очередь имеют несколько вариантов.

Трансформируем, его можно применять в разных видах деятельности как в индивидуальной работе с ребенком, так в работе малыми группами и подгрупповой работе. Работу, с данным лэпбуком, можно организовать сидя за столом, а можно удобно расположиться на ковре. В составе Лэпбука есть большие игровые поля форматом А, а есть маленькие форматом А5. Кармашки лэпбука имеют разную структуру материала (бумага, пластик, бархатная бумага, слюда) и разные системы закрывания: кнопка, клапан, магнит, что расширяет спектр тактильных ощущений.

Полифункционален. Помогает в решении задач области речевого развития, а также задач других образовательных областей в интеграции.

Вариативен. Лэпбук «Рыцарские истории» можно использовать в работе с детьми от 5 и до 8 лет. Можно применять в зависимости от образовательной ситуации как, при формирование знаний, так и при отработке и закреплении навыка.

Доступен. Материал и содержание игр разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей. С учетом их интересов и гендерного подхода.

Безопасен. Лэпбук имеет формат А3, выполнен из твердого картона, обклеен цветной самоклейкой. Все содержимое лэпбука за ламинировано, благодаря этому, его можно обработать влажными или спиртовыми салфетками.

Лэпбук «Рыцарские истории» разработан для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет. Тема «Рыцарские истории» выбрана не случайно, а с учетом интересов моих воспитанников, и с учетом гендерного подхода. Девочки очень любят играть в принцесс, а мальчики мечтают, когда вырастут стать рыцарями.

Цель. Пособие направленно на автоматизацию и дифференциацию звуков [Р-РЬ] от изолированных звуков до введения их в связную речь, совершенствование фонематических процессов, развитие грамматической стороны речи, на пополнение лексического запаса по темам «Рыцари и принцессы», на развитие связной речи.

Занимательно-игровой характер игр и упражнений повышает речевую мотивацию у детей.

Включает в себя 10 игр и игровых упражнений, выдержанных в едином стиле оформления.


 

1. Игровое упражнение «Рычалочка».

Цель: автоматизация изолированного звука (Р).

Инструкция для ребёнка: «Рыцарь повстречал тигра, тигр гром зарычал, но рыцарь не испугался. Покажи как зарычал тигр: р-р-р…».

2. Игра «Рыцарь и драконы»

Цель: научить ребенка длительному и целенаправленному выдоху, учить образовывать относительные прилагательные, развитие зрительного восприятия.

Инструкция для ребёнка: «Помоги рыцарю, сильно, сильно подуй на драконов, чтобы они улетели».

3. Игра «Принцесса и бабочки»

Цель: автоматизировать звук (Р), совершенствовать навык элементарного звукового анализа, развить мелкую моторику рук ребенка.

Инструкция для ребёнка: «У принцессы есть коллекция бабочек, помоги разложить их по коробкам в зависимости от место нахождения звука [Р] в слове (начале, середине, конце)».

4. Игра «Букет для принцессы»

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки (Л - Р), совершенствовать навык элементарного звукового анализа, развить фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, навык самоконтроля, развить мелкую моторику рук ребенка.

Инструкция для ребёнка: «Собери букет для принцессы».

5. Игра «За'мки»

Цель: автоматизировать звук (Р), совершенствовать навык элементарного звукового анализа, развить мелкую моторику рук ребенка.

Инструкция для ребёнка: «Помоги рыцарям и принцессам вернуться в свои за'мки (в зависимости от места нахождения в слове звука [Р]».

6. Игровое упражнение «Приключение рыцаря»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах и фразах.

Инструкция для ребёнка: «Помоги рыцарю добраться до своего замка. Расскажи, какие опасности и приключения его ждут по дороге домой. Четко проговаривай звук [Р].

7. Чистоговорки

Цель: автоматизировать поставленные звуки во фразах.

Инструкция для ребёнка: Посмотри внимательно на картинки. И повтори за мной чистоговорки, правильно проговаривая все звуки.(Сначала проговариваем медленно, потом тем ускорятся).

8. Игра «Щиты для рыцарей»

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [Л - Р], совершенствовать навык элементарного звукового анализа, развить фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, навык самоконтроля, развить мелкую моторику рук ребенка.

Инструкция для ребёнка: Рыцари отправились на турнир. А щиты свои забыли, помоги рыцарям найти свои щиты. У рыцаря, который справа на щитах картинки со звуком [Р], а у рыцаря слева со звуком [Л].

Пазлы «Тигр и тигренок».

Представляет собой развивающую игру-головоломку, направленную на сбор (складывание) фрагментов в одно целое изображение.

Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления детей, воображения и памяти ребенка, отработка произношения звуков [Р - Р'].

Инструкция для ребёнка: Собери картинку, назови, кто у тебя получился. Покажи, как рычит большой тигр[Р – Р – Р…], и как рычит маленький тигренок [Р' - Р' - Р'].

Блокнотик с загадками.

Цель: мотивирование детей на предстоящее занятие, создание проблемной ситуации для детей: отгадав загадки, узнают, какие приключения их ждут на занятии; развитие мышления.

На обложке имеется блокнотик в виде дракона с таинственной книгой загадок. В блокноте, собраны загадки о драконах, рыцарях и принцессах.

В своей работе я использую лэпбуки во время коррекционно-развивающих занятий. Как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. С его помощью я решаю задачи по коррекции звукопроизношения, совершенствованию фонетико-фонематических процессов, формированию лексико - грамматических категорий, развитию связной речи и развитию мелкой моторики, формированию психологической базы речи. А также даю возможность детям использовать лэпбук в свободной самостоятельной деятельности для автоматизации поставленных звуков и закрепления пройденного материала.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. На мой взгляд, лэпбук – это современная, эффективная технология логопедической работы соответствующая всем требованиям ФГОС ДО.

Список использованной литературы и

интернет ресурсов

ЖуроваЛ.Е.,. ДуроваН.В. УМК «Обучение дошкольников грамоте». – М.:, 2014. – 192с.

ПоповаД.А, Лучшие игры для развития ребёнка и подготовки к школе. От 3 – 6 лет. – СПб.: Питер, 2010. – 240с.

«Логоапельсиния» персональный сайт учителя-логопеда Тихомировой Е. В. http://genrjdcrfz38.wixsite.com/logoapelciniya

«Логоапельсиния» канал на youtube https://www.youtube.com/channel/UC5V37urZ7qRl5RzgkuwnJBw



 

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (11)

сменить сортировку
Тихомирова Екатерина Витальевна, 08.07.18 в 18:22 5Ответить Пожаловаться
Видеофильм о данном лэпбуке можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=O6fDnPMdPWw
Дементьева Ирина Михайловна, 08.07.18 в 18:58 4Ответить Пожаловаться
Как всегда превосходно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Тихомирова Екатерина Витальевна, 08.07.18 в 19:46 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Михайловна!

Дударева Ольга Владимировна, 09.07.18 в 00:24 4Ответить Пожаловаться
Пересмотрела все видео, я в восторге! Представляю, как детям интересно играть, я бы тоже поиграла)))))))))
Тихомирова Екатерина Витальевна, 09.07.18 в 00:52 4Ответить Пожаловаться
Спасибо вам, Ольга Владимировна! Всегда приятно видеть отклики своих коллег.
Новикова Анастасия Алексеевна, 09.07.18 в 00:56 4Ответить Пожаловаться
И мне понравилась разработка! Большое спасибо!
Макарова Татьяна Анатольевна, 17.07.18 в 00:44 3Ответить Пожаловаться
Красивый, яркий и многофункциональный лэпбук!!! Спасибо!!!
Янакова Ольга Александровна, 17.08.18 в 23:27 3Ответить Пожаловаться
Екатерина Витальевна, очень интересный, красочный и функциональный лэпбук! Спасибо!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.