Урок истории в 6 классе «В рыцарском замке»

4
0
Материал опубликован 22 March 2016

Тема: В рыцарском замке.

Цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы.

Задачи урока:

Обучающие –

Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания – получение информации при работе с историческими документами, схемами, таблицами.

Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.

Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма .

Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности – навыки индивидуальной и групповой деятельности.

Развивающие - Развитие речи. Развитие мышления.

Воспитательные - Воспитание правильного отношения  к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

На основе Кодекса рыцарской чести доказать, что рыцарские идеалы – доблесть, честь, защита слабого, щедрость, борьба со злом и защита добра – вечны во все времена.

Оборудование:

мультимедийная презентация «Рыцарство», компьютер, проектор,

карточки с заданиями по группам, атлас Франкское государство в V- сер. IXвв., исторические документы, кроссворд.

Тип урока – комбинированный

Вид урока – практическая работа по группам.

Ход урока:

Актуализация знаний: Проверка пройденного материала:

1 группа: Работа с картой.

1. Покажите границы Франкской империи при Карле Великом.

2. Покажите части, на которые распалась Франкская империя после смерти Карла Великого.

2 группа: Отгадайте кроссворд.

     

1

               
 

2

                   
   

3

                 
   

4

                 

5

                     

Вопросы:

1. Вера во множество богов.

2. Ряд правителей одного рода, сменявших друг друга на престоле.

3. Королевские владения.

4. Земля. Наследственное владение.

5. Германские племена, вожде которых был Хлодвиг.

3 и 4 группа:

Фронтальная беседа.

На доске: перепутанная феодальная лестница.

Задание: Составьте правильно.

- Почему лестница называется феодальной.

- Почему такой социальный слой, как крестьяне не входит в феодальную лестницу.

- Почему время с конца IX в. в Зап. Европе назвали феодальной раздробленностью?

! Присоединяется 1 группа: Рассказывает о своем задании.

- Назовите причины феодальной раздробленности.

- Какие последствия имела феодальная раздробленность.

! Присоединяется 2 группа: Рассказывает задание. Все вместе проверяем кроссворд.

? Какое ключевое слово получилось? (замок)

Новый материал:

Учитель: Да, действительно. Сегодня на уроке мы поведем разговор о замках. Замки в Средневековой Европе строились специально для феодалов. Но о какой категории феодалов сегодня пойдет речь? Об этом вы узнаете, когда посмотрите фрагмент фильма по произведению Вальтера Скотта «Айвенго».

Просмотр фрагмента.

Учитель: О какой категории феодалов шла речь в фрагменте? (о рыцарях)

Итак, Рыцарский замок- тема нашего урока.- запись на доске и в тетради.

Учитель: Что в просмотренном фрагменте вам показалось уже известным? Что вы уже знаете о рыцарях?

А что вы еще хотели бы узнать о рыцарях?

Мы обязательно ответим на все, интересующие вас вопросы. Это и будут цели нашего урока.

Что же нам поможет узнать о том, как жили рыцари? (документы, источники, иллюстрации…)

Вступительное слово учителя: Говоря о Средневековье, многие сразу представляют себе как раз рыцарей. Действительно, эта эпоха в мировой истории очень запоминающаяся. В первую очередь на память приходят рыцарские крестовые походы, о них мы будем говорить на следующих уроках, вспоминаются замки, рыцарские турниры, ради любви совершались настоящие подвиги. Не случайно этой эпохе так много посвящено картин и литературных произведений. Самые знаменитые вы, наверное, уже читали или слышали о них: «Песнь о Роланде», поэма Вальтера Скотта «Ричард Львиное сердце», роман «Айвенго», Марк Твен «При дворе короля Артура» и многие другие. В них описываются и обряд посвящения в рыцари, их доспехи, вооружение, замки, ну и нравы.

Ну, во-первых, рыцарем мог стать первоначально любой мужчина, способный купить доспехи и оружие. Позже рыцарем мог стать только сын рыцаря. Правила гласили: «Если король, оказывая крестьянину милость, делает его рыцарем и при этом вместе с рыцарским достоинством жалует ему рыцарские права, то этим он нарушает закон. Даже посвящённый в рыцари крестьянин таковым не станет никогда».

! Задание: Давайте прочитаем документ в учебнике стр. 93. И ответим на вопрос: Какие умения для рыцаря были наиболее важны?

Сначала сын феодала отдавался на обучение знатному рыцарю - становился пажом, т.е. прислуживал, через 7 лет становился оруженосцем - сопровождал рыцаря в походах, за это время он должен был овладеть «семью добродетелями» - ездить верхом, владеть мечом, уметь плавать, охотиться, играть в шашки, сочинять стихи и петь. Примерно к 21 году при успешном прохождении испытаний его посвящали в рыцари.

Учитель: А сейчас мы с вами перенесемся в эпоху средневековой Европы и узнаем боле подробно о том, как жили рыцари.

Раздаются задания по группам. Дается 8 минут на подготовку.

Группа 1 Рыцарский замок.

Прочитайте текст документа «Замок рыцаря». Обратите внимание на картинку.

Из каких частей состоял замок. Подпишите картинку.

Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.

Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

Чтобы проникнуть в замок, надо был преодолеть   много  препятствий.   Враги   должны были  засыпать  ров,   по  открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась глав­ная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса­ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо­жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось ве­сти борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход.

Закрепление: Вопрос классу: Какие функции выполнял рыцарский замок.

Группа 2 Снаряжение рыцаря.

Обратите внимание на иллюстрацию «Средневековый рыцарь» и документ.

Стрелочками отметьте те элементы доспехов рыцаря, которые у вас имеются.

Зачем феодалам было необходимо тяжёлое вооружение?

Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был во­оружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металличес­ким утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетен­ная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу смени­ли латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опас­ности он опускал на лицо забрало - металли­ческую пластинку с прорезями для глаз. Сра­жались рыцари на сильных, выносливых ко­нях, которые также были защищены доспеха­ми. Рыцаря сопровождали оруженосец и не­сколько вооруженных воинов, конных и пе­ших, - целая «боевая единица».

Боевой конь, рыцарское снаряжение и сна­ряжение  путников стоили очень дорого. По­этому нести рыцарскую службу мог землевла­делец, которого обеспечивали всем необходи­мым зависимые крестьяне.

Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехто­вании, верховой езде, борьбе, плавании и мета­нии копья, учились приемам и тактике боя.

Закрепление: Вопрос к классу.

1. Вызывается 1 человек, который на компьютере отмечает элементы снаряжения рыцаря.

В это время весь класс:

2. Работа с источником. Текст № 1.

Без промедления каждый снарядился:

В броню облекся, шлем на лоб надвинул,

Меч прицепил, в седло проворно прыгнул,

На шею щит четырехпольный вскинул,

Копье рукою правой крепко стиснул...

О каких элементах снаряжения говорится в тексте?

Группа 3 Развлечения рыцаря.

Составьте кластер «Основные занятия рыцаря».

На основании документов расскажите об основных занятиях рыцаря.

Какое значение имели для феодалов турниры и охота?

Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Лю­бимые развлечения рыцаря - охота и турни­ры - были связаны с военным делом.

Война была профессией рыцаря. Установление мира казалось им обременительным. Война воспринималась не только, как развлечение, но и как источник доходов.

Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или ра­неным медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями трени­ровала в верховой езде.

Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знат­ные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.

Специальные глашатаи - герольды - объ­являли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным ко­пьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезны­ми увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгры­валось сражение двух рыцарских отрядов, ко­торые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и тур­нирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды.

Закрепление: Вопросы для класса: Просмотрите фрагмент фильма. 1)Какой обряд показан в фильме? 2) Какие цели, кроме развлечения преследовались рыцарями на турнире. 3)Как называется человек, представляющий участников турнира? 

Группа 4 Кодекс рыцарской чести.

Прочитайте документ. Составьте план: Правила рыцарской доблести.

«Позор и срам мне страшны - не кончи­на». Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз - краткое изречение, обычно объясняв­шее смысл герба.

Рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли­вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа­емые от крестьян, и военную добычу чаще все­го тратили на подарки, пиры и угощения дру­зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.

Другим важным качеством рыцаря счита­лась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клей­мо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказани­ях о рыцарях воспевались смелость, удаль, пре­зрение к смерти, благородство.

В этот выработанный кодекс (законы) ры­царской чести входили и другие особые прави­ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.

Но эти правила рыцарской чести применя­лись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородны­ми», рыцари презирали, вели себя с ними вы­сокомерно и жестоко.

Закрепление: Работа с источником. «Песнь о Роланде»

Не дай господь и ангелы святые,

Чтоб обесчестил я наш край родной.

Позор и срам мне страшны – не кончина.

Отвагою – вот чем мы Карлу милы. 

-  Что герой ценит выше своей жизни?

-   В чем он видит позор и бесчестие?


 

Подведение итогов работы в группах:

- Вы узнали что- либо нового о рыцарях?

- А зачем нам необходимо изучение этой темы? Как в повседневной жизни мы можем использовать эти знания?

Вопрос мальчикам: Как должен выглядеть и вести себя современный рыцарь?

Вопрос девочкам: Какими качествами должен обладать современный рыцарь?

Учитель: (краеведческий материал) В Белгороде есть центр исторической реконструкции, где молодые люди воспроизводят исторические сюжеты, сами мастерят костюмы- копии тех, которые бытовали в то или иное время. Особую роль в исторических постановках занимают рыцарские турниры. Если вы заинтересуетесь этой темой и захотите больше узнать о рыцарях и их жизни, то вы можете посетить сайт этой организации, а когда подрастете, то и вступить в это историческое общество.

А заинтересовавшись историей, ученик нашего класса Серебренников Сергей вместе со своим папой начали реализовывать проект: Доспехи рыцаря. И я представляю вашему вниманию один из элементов рыцарской атрибутики. Что это? (меч) Мы надеемся, что в скором будущем увидим и остальные доспехи рыцаря в нашем музее.

Выставление оценок.

Актуализация домашнего задания:

Мы с вами выяснили, что каждый рыцарь имел свой отличительный знак- герб. НО! И цвета и форма герба, и каждый завиток на гербе были символичны. Я раздаю вам, ребята каждому эти символы. А вам задание следующее. Посоветовавшись с родителями вы составите ваш семейный герб и придумаете девиз вашей семьи. А на следующем уроке озвучите все это нам.

Символика цветов на гербах:

красный     – «мужество», «страсть»;      серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
голубой      – «величие, красота, ясность»; золото – «богатство, сила, верность», «знатность».
зелёный     – «изобилие, свобода, надежда»; пурпурный  – «власть»;
чёрный       – «печаль, скромность», «постоянство»     .


Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и  древнее  его род.

Символика изображений на щитах:
 лев – отвага, сила, гнев, великодушие; журавль – бдительность и осторожность;
 лилия – расцвет и успех. единорог – непобедимость; гриф – неустрашимость и свирепость;
 кошка – независимость; волк – злость, жадность; кабан – бесстрашие;
 петух – воинственность; павлин – хвастовство; розы – чистота, святость; ключи – открытость.

 

Запись домашнего задания.

Домашнее задание: Параграф 11, нарисовать герб своей семьи или составить небольшой рассказ о рыцарском турнире от лица участника или зрителя.

А мне хотелось бы подвести итог уроку стихами о рыцарском девизе. А вы прослушайте их и определите главную мысль стихотворения.

Девиз рыцаря

Елена Горева

Достойно жить, достойно умереть –
Вот рыцарский девиз и дело!
Пусть ждёт так много зла и смерть –
Преодолев свой страх, будь смелым!

Чтоб с уваженьем помнили друзья,
Чтоб с завистью враги следили!
Чтоб жизнь была всегда твоя
В геройском романтичном стиле.

Пока моря есть, реки, твердь,
Пока хоть кто-то будет верить
«Достойно жить и умереть!» -
Девиз останется на свете.

Быть справедливым, защищать,
Беречь от подлости и скверны,
Невинным зла не причинять
И до конца быть Богу верным!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.