Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 классов с ОНР
Тема: Звуки и буквы Л, М, Н, Р.
Цель: закрепить понятие «сонорные звуки».
Задачи:
- развить навыки звукового анализа и синтеза;
- развить фонематический слух;
- закрепить понятие «согласный звук»;
- совершенствовать навык слогового чтения;
- развить умение согласовывать признаки с предметами в роде, числе;
- сформировать понимание слогообразующей роли гласных звуков;
- закрепить навык использования в речи антонимов;
- закрепить лексикон по теме «Человек. Части тела»;
- уточнить употребление предлогов за, перед, между;
- развить умение деления слов на слоги;
- развить умение написания имен с заглавной буквы.
Оборудование: предметные картинки «мак», «ножницы», «ложка», «рак»; карточки с буквами М, Н, Л, Р; слоговые таблицы; изображения героев занятия; карточки со словами-названиями частей тела.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. - Кто сидит прямо, красиво и слушает внимательно? Молодцы!
2. - Ребята, отгадайте загадку.
Она Буратино учила писать
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице – аккуратненький нос.
Как имя ее? Отвечай на вопрос.
(Мальвина)
Выставляется картинка с изображением Мальвины.
II. Основная часть.
1. Введение в тему занятия. Звуковой анализ.
- Из какой сказки наша героиня? («Золотой ключик или Приключения Буратино».)
- Кто автор этой книги? (А.Толстой)
- Итак, нашу героиню зовут Мальвина. Какой первый звук в имени Мальвина? ([М])
- Дайте характеристику звука [М]. (Согласный, твердый, звонкий, сонорный.)
2. Звуко-буквенный анализ.
- А вот и Буратино наконец пришел на урок.
Выставляется картинка с изображением Буратино и Азбуки.
- Но, вот досада, он не выполнил домашнее задание. Ребята, поможем Буратино справиться с заданием.
Выставляются картинки мак, ножницы, ложка, рак.
- Назовите картинки.
- Назовите первый звук в этих словах и скажите, на странице Азбуки с какой буквой должны быть эти картинки? (В слове «мак» первый звук [м], эта картинки со страницы с буквой М. И т.д.)
- Какие это звуки? (Согласные, твердые, звонкие, сонорные.)
- Буратино благодарен вам за помощь, ребята.
3. Сообщение темы занятия. Развитие фонематического слуха.
- Мальвина проверила домашнее задание и осталась очень довольна. Она готова продолжать урок.
- Тема урока «Звуки и буквы Л, М, Н, Р».
Игра «Хлопушка».
- Хлопните в ладоши, когда услышите слово на звуки занятия.
Слова (звуки занятия в сильной позиции, не «встречаются» с аналогичными):
- [М]: мышь, музыка, шкаф, мост, сушка, вата, маска, груша, мойка, заяц, мул, муха;
- [Н]: нота, ночь, ваза, наволочка, каша, суп, новость;
- [Л]: лук, лыжи, лак, кофта, кот, ласты, часы, лошадь, ласточка;
- [Р]: радуга, сад, робот, бусы, рысь, шапка, рыба.
4. Чтение слоговых таблиц.
- Прочитайте слоги с этими буквами (сначала столбиками, затем строчками):
МА НА ЛА РА
МО НО ЛО РО
МУ НУ ЛУ РУ
МЫ НЫ ЛЫ РЫ
МЭ НЭ ЛЭ РЭ
5. Развитие внимания. Динамическая пауза.
- А вот и друзья Буратино и Мальвины пришли к нам на урок. Ребята, вы узнаете их? (Дети называют героев сказки: Пьеро, Артемон, Арлекин.)
- Ребята, чем отличается Буратино от остальных героев? (Длинным носом.)
- Нос – это что такое? (Часть тела.) Расскажем Буратино и его друзьям о человеческом теле? Я буду называть части тела, а вы показывать. Готовы? (Логопед помогает.)
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
- Вы здорово справились с заданием!
6. Звуковой синтез.
- Назовите часть тела, название которой начинается на звук:
[М]: мочка;
[Н]: нога, нос, ноготь, ноздря;
[Л]: лоб, ладонь, локоть;
[Р]: рука, рот.
Логопед выставляет соответствующие картинки.
Вывод: все слова начинаются на твердые согласные сонорные звуки.
7. Физкультминутка. Игра «Назови и покажи».
- Что можно делать:
ногами – топать, ходить, бегать, прыгать;
руками – махать, трогать, брать;
носом – нюхать;
ртом – говорить, есть;
ладонями – гладить, хлопать.
8. Работа в тетради. Слоговой анализ.
- Посмотрите на картинки предыдущего задания и назовите самые короткие слова. (Нос, лоб, рот).
- Запишите их в тетрадь.
- Назовите и обозначьте гласные звуки в словах.
- Сколько слогов в словах? (Один.) Обозначьте слоги.
Вывод:
Сколько в слове гласных – столько и слогов.
Это знает каждый из учеников!
- Арлекину и Артемону пора уходить, нужно готовиться к представлению. Ведь они артисты кукольного театра. Ребята, вы заметили, что слова Арлекин, Артемон, артист похожи? Чем? (Начинаются на слог АР.)
Логопед убирает картинки с изображением Арлекина и Артемона.
9. Употребление предлогов.
- Посмотрите на наших героев.
- Кто стоит за Мальвиной? (Буратино.)
- Кто стоит перед Пьеро? (Буратино.)
- Кто стоит между Мальвиной и Пьеро? (Буратино.)
10*. Употребление антонимов. «Скажи наоборот».
- У Буратино волосы светлые, а у Пьеро - …
- У Пьеро лицо грустное, а у Буратино - …
- У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро - …
- У Пьеро голос тихий, а у Буратино - …
11. Работа у доски. Звуковой анализ и синтез.
- Ребята, вспомните и назовите имена всех героев сказки о золотом ключике, в именах которых встречаются звуки занятия (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас, Карло, Тортила, Дуремар).
Дети записывают имена на доске по очереди.
- Не забудьте правило написания имен!
- Обозначьте звуки занятия карандашом синего цвета.
III. Итог.
1. Физкультминутка.
- Что-то мы засиделись. Давайте немного отдохнем, сделаем зарядку?
Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки –
Вот и кончилась зарядка.
2. Домашнее задание. «Нарисуй и расскажи».
- Ребята, героям очень понравилось с вами заниматься. Им не хочется расставаться. Порадуем наших сказочных друзей?
- Нарисуйте дома портреты полюбившихся героев и составьте небольшой рассказ. А я обязательно передам их персонажам.
- Всем спасибо за занятие. Молодцы!
* Дополнительное задание, если остается время.