Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»
Цель:
Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.
Задачи:
1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.
2. Обобщение знаний о звуковом составе слова.
3. Дифференциация понятий "гласные и согласные звуки".
4. Развитие фонематического анализа и синтеза.
5. Развитие мышления.
Оборудование:
Буквы, запись «Песня кота Леопольда» таблицы, слоговые схемы, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом и.
т.д).
Ход занятия:
Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.
1. Ребенок:
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
2. Ребенок:
[А] — откройте рот пошире,
Руки в сторону — три, четыре.
3. Ребенок:
[У] — надул капризно губки,
Подними скорее руки!
4. Ребенок:
[О] — округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
Согни руки в колесо,
Получилось хорошо!
5. Ребенок:
[И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Руки в стороны развели
И немного потрясли.
6. Ребенок:
[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Бок рукою он подпер,
Ногу в сторону отвел,
Другой рукою потянулся
Словно только что проснулся.
7. Ребенок:
[Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Уважительный я звук,
Поклонюсь я всем вокруг.
Воспитатель:
- А, У, О, Ы, И –
Вот такие все они,
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.
(Дети поют «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).
Воспитатель:
- А теперь еще игра
Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был вначале звук.
(Игра с мячом — мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д.)
Воспитатель:
Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).
Постановка цели занятия.
Воспитатель: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными).
Воспитатель: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).
Игра с волшебным мешочком.
Воспитатель:
-Звуки-хозяева хотят с вами поиграть. Они приготовили для вас задания. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные предметы, вынимая по одному предмету из мешочка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Показать нужную букву, соответствующую данному звуку.
Воспитатель: Молодцы ребята сейчас будем отгадывать загадки.
Загадки:
1)
Сам - алый, сахарный;
кафтан - зеленый. бархатный. (Дети-арбуз)
Первый звук А
2)
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками.
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может. (Дети-удочка)
3)
Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (Дети-осы).
4)
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает, и колется колко
А называют кораблик -. (Дети-иголка)
Воспитатель:
- Какие звуки мы назвали? (Гласные). А какие еще звуки бывают) (Согласные) Молодцы!
Физкультминутка:
Воспитатель:
Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)
По ровненькой дорожке
Пусть попляшут наши ножки.
Пусть попляшут наши ножки
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки.
Игра «Угадай, что напишу»
Дети встают в кружок.
Воспитатель. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)
А теперь откройте глаза и найдите на столе картинку, в названии которой есть этот звук.
Дети выполняют.
Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.
Игра: «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[Ы] - во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!
Итог занятия.
Воспитатель: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).
Воспитатель: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. (Ангелина — ударный гласный «и» и т. д.).
Оценка деятельности детей.
Воспитатель: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось сейчас пойдем гулять.