Логопедическое занятие «Парные согласные»

для учащихся 3-4 классов с ТНР








Выполнила:

Костюченко Ольга Васильевна,

учитель-логопед









Сургут, 2025

Пояснительная записка

Особенностями речевого развития учащихся с нарушением письма и чтения является то, что дети приступают к изучению грамматических правил с недостаточно сформировавшейся устной речью. У них бедный словарный запас, они неправильно употребляют предлоги, приставки и окончания слов, т.е. не сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил.

Самое большое количество орфографических ошибок допускается детьми при применении правил в написании проверяемых корневых орфограмм: правописании безударных гласных, парных звонких-глухих согласных, непроизносимых согласных. Для применения данных правил важны различные практические умения в области фонетики, лексики, морфемики, морфологии.

Следовательно, причина школьной неуспеваемости кроется в бедном словарном запасе, неумении находить общую морфему в словах, поэтому даже хорошо выученные правила дети не применяют на практике, так как только богатый словарный запас и точное понимание смыслового значения слов позволяют учащимся быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, а детям с бедным словарным запасом выбирать такие слова просто не из чего.

Данные особенности речевого развития определяют необходимость выделить в структуре занятия разделы, которые направленные на формирование и совершенствование всех компонентов языковой системы: формирование, развитие и обогащение лексического строя речи; практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи; формирование и развитие фонематических процессов; развитие коммуникативной функции речи.

В занятие включены задания на овладение морфемным анализом, выделение словообразующих и формообразующих морфем.

Проводится специальная работа над:

окончаниями имён существительных в форме множественного числа, так как дети в устной речи часто их употребляют неправильно

включена система упражнений, направленная на обогащения словарного запаса путём осознанного овладения навыком словообразования слов (суффиксальный способ).

Упражнения на отработку грамматических форм (при словоизменении) происходят на многократном устном повторении по тематическому принципу (см. Приложение 1), достаточном количестве языкового материала, чтобы дать детям возможность почувствовать закономерность словоизменения слов в русском языке. Умения и навыки закрепляются на занимательном речевом материале: игры, наглядность, иллюстрации слов, значение которых следует объяснить или повторить, загадки, ребусы, шарады и стихотворения (см. Приложение 2).

Освоение грамматических форм и навыка словообразования позволит применять орфографическое правило «Правописание парных согласных в корне слова», следовательно, повысит успеваемость по русскому языку.

Цель: сформировать навык правильного употребления окончаний существительных во множественном числе, показать образовательную роль суффиксов и сформировать умение применять правило «Правописанию парных звонких и глухих согласных в корне слов».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнять лексическое значение слов;

- обогащать словарный запас учащихся;

закреплять навык словоизменения существительных во множественном числе

закреплять навык словообразования;

- закреплять навык дифференциации речевых звуков по звонкости-глухости: [п] -[б], [п']-[б'],[ф] -[в], [ф'] -[в'],[т]- [д],[т']-[д'],[с]-[з],[с']-[з'], [ш]-[ ж], [к]-[г];

закреплять умение производить морфемный анализ слов (орфограмма в корне слова)

закреплять умение различать значения суффиксов (с уменьшительно-ласкательным значением)

упражнять в подборе проверочных слов;

учить применять правило по правописание слов с парными согласными;

отбирать языковые средства, для построения высказывания

- построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развивать связную речь, словесно-логическое мышление, память, внимание;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание положительной мотивации к занятию







Ход занятия

I. Организационный момент

- Доброе утро! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

Фонетическая разминка. Дыхательно-коррекционное упражнение «Певец»

Глубокий вдох. Руки медленно поднимаем через стороны вверх. Задержите дыхание на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком «А-А-А». Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Медленный выдох с сильным звуком «О-О-О», обнимите себя за плечи, опустите голову на грудь. Медленный глубокий вдох. Руки поднимаем до уровня груди. Задержите дыхание. Медленный выдох с сильным звуком «У-У-У». Руки опускаем вниз, голова на грудь.

Речёвка:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Мотивация учебной деятельности

-  Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое? (Клад – это золото, богатство).

-  Да, но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Это знания! Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. 

t1745228698aa.gifНа доске изображен «Сундук знаний»

Замок откроется тогда,

Когда составите слова.

Кто сможет разгадать быстрее всех?!

Уверена, всех ждёт успех!

II. Целевая установка (введение в тему).

Представь, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Подул тёплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья. Прислушаемся, где-то недалеко пролетела пчела и прожужжала: Ж-Ж-Ж. Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались сосны. Ветер затих ни шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Прислушайся, пролетел комарик и прозвенел: З-З-З.

- Скажи, пожалуйста, как шумела листва от тёплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)

- А когда пролетала пчела? (Ж-Ж-Ж)

- Какие это звуки? Ш-Ж (парные)

- Какую ещё пару можно составить из звуков, которые мы услышали? (С-З)

Актуализация знаний.

Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам

t1745228698ab.gif

[Б] – [П]
[З]– [С]
[Г] –[К]
[В] – [Ф]
[Д] – [Т]
[Ж]– [Ш]



На доске:






- Прочитайте согласные левого столбика. Что выйдет, если назвать звук и потерять голос? (Они станут глухие)

- Приложите ладонь к горлышку и почувствуй, что происходит при произнесении каждого из звуков одной пары (Горлышко дрожит)

- Что выйдет, если при чтении согласных правого столбика добавить голос? (Они станут звонки). Эти согласные ходят «парами», их звуки выговариваются похоже, но одни «голосистые», а другие «безголосые». Это «звуки-двойняшки»: звонкие и глухие согласные.

t1745228698ac.gifПеред вами замок, где живут звуки и буквы. Парные согласные дружные, они братья и ходят к другу в гости по мостику. Прочитаем парами.


Нарисуйте дорожки от буквы, обозначающей парный звонкий звук к букве, обозначающей парный глухой звук. Жёлтым карандашом раскрасьте парные звонкие согласные, а простым карандашом парные глухие согласные.

t1745228698ad.png






Игра «Подумай!»

Во что превратятся слова башня, борт, бочка, быть, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными глухими? (башня-пашня, борт-порт, бочка-почка, быль-пыль, дар-шар, жалость-шалость).


Физминутка (упражнение для профилактики сколиоза «Винтик»)

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль тела. Поднимите руки вверх и с силой потянитесь – вы «винтик». «Ввинчивайтесь» в пол, а теперь «вывинчивайтесь». Почувствуйте, какой подвижный и гибкий у вас позвоночник. Опустите руки.

  1. Работа над темой занятия. Обучение навыку проверки парных согласных в конце слова.

На доске размещены другие иллюстрации, названия которых заканчиваются на парные согласные (названия картинок скрыты).

t1745228698ae.jpg

t1745228698af.pngt1745228698ag.jpgt1745228698ah.jpg


- Назовите картинки, а я запишу слова грип, утюк, мак, мост

Учитель открывает названия картинок.

- Я записала слова так, как мы их произносим, когда разговариваем. Все ли слова записаны правильно? (Не все)

- Со «звуками-двойняшками» много хлопот. В конце слова звонкий согласный теряет голос и произносится глухо, поэтому не всегда ясно, какой буквой его записать. Если в конце слова стоит парная согласная, значит, она находится в слабой позиции. Мы будем сомневаться в её написании.

- Назовите слова. Обведите в кружок те картинки, в названии которых нужно проверять последнюю согласную. Объясните свой выбор. t1745228698ai.png

t1745228698aj.png

Дом – последний звук [м] непарный. Проверять не надо. Картинку зачёркиваем.

Кот – последний звук [т] – он парный. Будем проверять. Картинку обводим.


- Но на «звуки-двойняшки» можно найти «управу». Для этого нужно только кликнуть клич – и к вам на помощь придут… «звуки-волшебники». Прочитайте четверостишье:

t1745228698ak.pngЕсли слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Слово смело изменяй,

Рядом гласный подставляй!

- Какие звуки, «добрые волшебники», придут на помощь? (гласные)

- Стоит согласному стать перед любым гласным и он отчётливо слышится и произносится.

- Какой способ проверки выберем, чтобы проверить парный согласный на конце слова? (Изменить слово, назвав его во множественном числе).

Упражнение «Один-много» (образование множественного числа имён существительных)

Цель: предупреждение аграмматизмов при образовании форм множественного числа существительных и формирование умения подбирать проверочные слова.

- Ребята, я называю один предмет, а вы – много этих предметов, напри"мер: кот – коты. (Сначала упражнение выполняется с опорой на картинки, а далее – только в речевом плане).

t1745228698al.pngt1745228698am.pngt1745228698an.pngt1745228698ao.png




t1745228698ap.gif

/-И

t1745228698ap.gif

/ -А

t1745228698ap.gif

/-И, -Ы

t1745228698ap.gif

/ - Я


медведь –

волк –

лошадь –

гусь -

дом –

лес –

стог-

рог –

бок –

глаз –

поезд –

парус –

холод –

голос –

провод –

остров -

ров –

рот –

лоб –

лев –


лист –

колос –


Упражнение «Позови слово «Нет» (работа над словоизменением)

Цель: предупреждение аграмматизмов при образовании форм множественного числа существительных и формирование умения подбирать проверочные слова.

t1745228698aq.gif- Ребята, а как проверить парный согласны й в слове лук (иллюстрация на доске).

t1745228698ar.png«Луки» – так говорить неверно. Есть такие слова, которые не изменяются по числу, поэтому можно воспользоваться другим способом проверки «Позвать слово «Нет».



Физминутка (упражнение для профилактики нарушения зрения «Волна»)

Зафиксируйте подбородок руками, рисуем глазами вертикальную волну сверху вниз, снизу вверх.

Закрепление навыка проверки парных согласных на конце слова


- Отгадайте загадки, ребусы и шарады, подберите проверочные слова и запишите по образцу (образец записи на доске: коты- кот).

Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется …(глас/з)

Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг/к)

t1745228698as.jpg(клык/г) t1745228698at.png (аист/д) t1745228698au.png(крот/д) t1745228698av.png (огород/т)

Коль меня напишешь через букву О.

Лягу я под дверью дома твоего.

Коль меня напишешь через букву И –

На тарелку в праздничные дни. (порог - пирог)

С Л – лить слёзы заставляю

С Ж – по воздуху летаю. (лук - жук).

Игра «Доскажи словечко»

Цель: учить подбирать рифмующиеся слова с парными на конце слова

Добавьте такую букву, чтобы слово подходило по смыслу. Устно подбери проверочное слово. Подчеркни слова, которые одинаково произносятся.


Лиза пробовала суп,

Заболел у Лизы… (зуб)


Прячьтесь куры,

В небе ясном тёмной тенью кружит… (ястреб)


Я гнала гусей на пру_,
Поломался тонкий пру_.
На грядках зеленеет лу_,
Похожи грядки теперь на лу_.


VII. Развитие навыка проверки парного согласного в середине слова

- Составьте из слогов слова:

ка, кош ка, баб ка, мыш

- Назовите все слова (кошка, бабка, мышка)

- Вы узнали эту сказку? Как она называется? («Репка»). Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой?

Развитие и уточнение пространственных представлений. Закрепление и активизация в речи предлогов МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЗА.

t1745228698aw.jpg- Ответьте на вопрос «Кто стоит перед бабкой?», а «Кто стоит за внучкой?». Ответьте на вопрос «Между кем стоит Жучка?» полным предложением.

- Используя предлог «между», скажите, где стоит кошка, бабка, внучка.

Кто стоит за дедом? (бабка).

Кто стоит между Жучкой и мышкой? (кошка)

Кто за кошкой? (мышка).

t1745228698ax.gift1745228698ay.gift1745228698az.gifНа доске:

бабка кошка мышка



- В словах «бабка, кошка, мышка» рядом оказались два согласных и ни один из них не «волшебник». В каком слове парный согласный пишется не так, как слышится? (бабка)

- Разберите слова по составу. В какой части слова находится парный согласный, которые слышится не так, как пишется? (на конце корня, перед суффиксом «к»).

- Суффикс «к» при встрече с парным согласным командует «Делай как я!». В этой игре второй согласный всегда подчиняется и становится тоже глухим.

- С помощью «волшебников» подберём к слову «бабка» родственное слово без суффикса «к»? (бабка - баба).

Упражнение «Назови слово без суффикса» (словообразование имён существительных)

Цель: закрепить морфемное членение слов, сформировать умение подбирать родственные проверочные слова.

- Составьте имена существительные из данных в таблице корней и окончаний. Затем подберите к нему однокоренное слово без суффикса.





t1745228698ba.jpg


t1745228698bb.jpg


t1745228698bc.jpg

Имя сущ.

Однокоренное слово без суффикса


Шуб-

-к-

шубка

шуба

Душ-





Кис-





Дорож-





Дед-





Трав-





Берёз-





Морков-





- Ребята какое слово вызвало затруднение и не получилось назвать однокоренное слово без суффикса, потому что такого слова нет? (морковка)

- Действительно, для слова «морковка» такой способ не подходит. В таком случае нужно подобрать другое родственное слово. В этом нам поможет «Дерево суффиксов».

t1745228698bd.png- Найдите и назовите суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, которые начинаются на гласную (-очк/-ечк, ушк/-юшк,

-оньк/-еньк, -ишк/-ышк).

Если в слове «морковка» заменить суффикс –к- на суффикс –очк-, то какое родственное слово получится? (морковочка)

Это слово будет проверочным для слова морковка.

Упражнение «Назови слово ласково» (словообразование имён существительных)

Цель: закрепить морфемное членение слов, сформировать умение подбирать родственные проверочные слова.

- Образуйте имена существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

t1745228698ba.jpg


t1745228698bb.jpg


t1745228698bc.jpg

Однокоренное имя сущ.

Шуб-

-оньк-

шубонька

Душ-

-еньк-



Кис-

-оньк-



Дорож-

-еньк-



Голов-

-ушк-



Город-

-ишк-



Трав-

-ушк-



Берёз-

-оньк-



VIII. Закрепление проверки парного согласного в середине слова (самостоятельная работа

Назовите имена сказочных девочек.

очень подружилась с семью гномами (Белоснежка). Убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок (Золушка).

Найдите в именах «опасных соседей».

Угадайте, по какому правилу построены столбики слов. Продолжите эти столбики своими словами.

(Учитель обсуждает значение каждого слова, соотносят с иллюстрациями, представленными на доске)

пряжка

сыроежка

ложка

ромашка

кормушка

гармошка

указка

замазка

повозка

- Прочитайте стихотворение. Выпишите слова с проверяемыми звонкими и глухими согласными в корне. Подберите проверочные слова и запишите их в скобках.

Сел на поезд, взяв билет

На проезд, не на балет.

Как всегда, планшет достал,

Но глядеть в него не стал.

Я сижу, смотрю в окошко,

Рядом бабушка и кошка.

Едем – лес, берёзка, дуб,

Пять коров – дома вокруг.

Вот лошадки, вот барашки,

Вот букашки на рубашке.

За окошком дождь и град,

Я осадкам этим рад.

Вот кроссворд решает дама,

Вот за книжкой чья-то мама.

Тут подружки-хохотушки

Делят меж собой игрушки.

Бабушка лукошко открывает,

Ягодки им предлагает,

Детки ягодки берут,

По одной их в рот кладут.

Стук колёс всё заглушает,

Настроенье улучшает.

Очень ягодка сладка

Из лубяного кузовка.

Ехал я так полчаса,

Веселясь и хохоча,

И закрыл я свой планшет,

В нём таких эмоций нет!

Рефлексия:

Подведение итогов урока.

Сундук открылся. Какое знание мы открыли? (как проверить парный согласный на конце и в середине слова).

- Спасибо за занятие!




























Библиографический список:

Весёлая грамматика : разработки занятий, задания, игры / авт.сост. Ю. А. Вакуленко. – Вологоград : Учитель, 2011.

Граник Г.Г. Секреты орфографии : книга для учащихся. – М. : Просвещение, 1991.

Жабко Я.Г. 100 загадок. Литературно-художественное издание. – Минск : «Беларусь», 20215.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – Москва. : Просвещение, 1985.

Ишимова О.А. Грамотно пишу. Орфограммы в корне слова : 3-4 классы : тетрадь-помощница : учебное пособие. – М., Просвещение, 2024.

Ишимова О.А. Грамотно пишу. Морфемный состав слова : 3-4 классы : тетрадь-помощница : учебное пособие. – М., Просвещение, 2024.

Парамонова Л.Г. О дизорфографии. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021.

Письмо. Развитие речи. 1-4 классы : конспекты занятий, дифференцированные задания / авт.-сост. Н. В. Додух. – Волгоград : Учитель.

Прокопьева Т.И. Методические рекомендации к логопедическому альбому по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2-3 классов : учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2021.

Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие / Щукин А.Н. – М.: Высшая школа, 2010 г. – 349 с.

















Приложение 1

Дополнительный языковой материал, расположенные по тематическим группам (словоизменение существительных)

Деревья

Окончание -ы

Окончание -и

Окончание -я

Берёза – берёзы

Вяз – вязы

Дуб – дубы

Ива-ивы

Каштан-каштаны

Кедр – кедры

Клён – клёны

Липа – липы

Рябина – рябины

Осина – осины

Сосна – сосны

Лиственница - лиственницы

Бамбук – бамбуки

Бук – буки

Ель – ели

Ясень - ясени

Тополь - тополя

Цветы

Окончание -ы

Окончание -и

Окончание -ии

Астра-астры

Ирис – ирисы

Кактус-кактусы

Лотос-лотосы

Роза-розы

Тюльпан-тюльпаны

Василёк-васильки

Гвоздика-гвоздики

Колокольчик-колокольчики

Ландыш-ландыши

Одуванчик-одуванчики

Ромашка-ромашки

Подснежник-подснежники

Фиалка-фиалки

Лилия – лилии

Азалия-азалии

Гортензия-гортензии

Фрукты

Окончание -ы

Окончание -и

Абрикос-абрикосы

Ананас-ананасы

Апельсин=апельсины

Банан-бананы

Гранат-гранаты

Лимон-лимоны

Мандарин-мандарины

Слива-сливы

Вишня-вишни

Груша-груши

Персик-персики

Черешня-черешни

Яблоко-яблоки

Овощи

Окончание -ы

Окончание -и

Баклажан-баклажаны

Боб-бобы

Огурец-огурцы

Перец-перцы

Помидор-помидоры

Репа-репы

Свёкла-свёклы

Тыква-тыквы

Кабачок-кабачки

Редиска-редиски


Грибы

Окончание -и

Окончание -ы

Окончание -а

Боровик-боровики

Волнушка-волнушки

Груздь-грузди

Лисичка-лисички

Подберёзовик-подберёзовики

Рыжик-рыжики

Сыроежка-сыроежки

Мухомор-мухоморы

Маслёнок-маслята

Опёнок-опята

Мебель

Окончание -ы

Окончание -и

Окончание -а

Окончание -ья

Диван-диваны

Парта-парты

Сто-столы

Комод-комоды

Шкаф-шкафы

Софа-софы

Тахта-тахты

Кровать-кровати

Кушетка-кушетки

Табуретка-табуретки

Тумбочка-тумбочки

Этажерка-этажерки

Кресло-кресла


Стул-стулья

Одежда

Окончание -ы

Окончание -и

Окончание -ья

Блуза-блузы

Джемпер-джемперы

Жакет-жакеты

Кафтан-кафтаны

Сарафан-сарафаны

Свитер-свитеры (свитера)

Халат-халаты

Шубы-шубы

Куртка-куртки

Майка-майки

Носок-носки

Чулок-чулки

Шинель-шинели

Фрак-фраки

Сорочка-сорочки

Платье-платья

Головные уборы

Окончание -и

Окончание -ы

Берет-береты

Панама-панамы

Чепец-чепцы

Шляпа-шляпы

Кепка-кепки

Косынка-косынки

Накидка-накидки

Панамка-панамки

Папаха-папахи

Платок-платки

Фуражка-фуражки

Шаль-шали

Обувь

Окончание -и

Окончание -ы

Окончание -ии

Башмак-башмаки

Валенок-валенки

Галоша-галоши

Кроссовка-кроссовки

Лапоть-лапти

Сапог-сапоги

Тапочек-тапочки

Туфля-туфли

Бахила-бахилы

Бот-боты

Кед-кеды


Посуда

Окончание -ы

Окончание -и

Бокал-бокалы

Горчичница-горчичницы

Графин-графины

Конфетница-конфетницы

Кувшин-кувшины

Салатница-салатницы


Блюдечко-блюдечки

Вилка-вилки

Маслёнка-маслёнки

Миска-миски

Нож-ножи

Чайник-чайники

Школьные принадлежности

Окончание -ы

Окончание -и

Альбом-альбомы

Пенал-пеналы

Ранец-ранцы

Фломастер-фломастеры

Портфель-портфели

Ручка-ручки

Тетрадь-тетради

Учебник-учебники

Циркуль-циркули

Транспорт

Окончание -ы

Окончание -и

Окончание -а

Автобус-автобусы

Вездеход-вездеходы

Мотоцикл-мотоциклы

Пароход-пароходы

Машина-машины

Самолёт-самолёты

Байдарка-байдарки

Дирижабль-дирижабли

Трамвай-трамваи

Электричка-электрички

Катр-катера

Поезд-поезда

Животные

Окончание -ы

Окончание -и

Окончание -ии

Окончание -я

Анаконда-анаконды

Антилопа-антилопы

Баран-бараны

Нерпа-нерпы

Овца-овцы

Слон-слоны

Тигр-тигр и т.п.

Барсук-барсуки

Бык-быки

Змея-змеи

Лошадь-лошади

Медведь-медведи и т.п.

Нутрия-нутрии

Соболь-соболя

Птицы

Окончание -ы

Окончание -и

Окончание -ьи

Окончание -а

Аист-аисты

Орёл-орлы

Фазан-фазаны

Филин-филины и т.п.

Выпь-выпи

Голубь-голуби

Журавль-журавли и т.п.

Воробей-воробьи

Соловей-соловьи

Тетерев-тетерева

Ястреб-ястреба

Рыбы

Окончание -ы

Окончание -и

Акула-акулы

Осётр-осётры

Сардина-сардины и т.п.

Белуга-белуги

Лосось-лососи

Угорь-угри и т.п.

Насекомые

Окончание -ы

Окончание -и

Окончание -ьи

Комар-комары

Оса-осы

Стрекоза-стрекозы

Цикада-цикады

пчела-пчёлы и т.п.

Слепень-слепни

Шмель-шмели

Клещ-клещи

Сверчок-сверчки и т.п.

Муравей-муравьи


Приложение 2.

Дополнительный дидактический материал (занимательный), расположенный по тематическим группам

Загадки и игры, ответы на которые содержат парный согласный в корне слова

«Что это?»

На голове пуговка,

В носу решето,

Одна ручка,

Да и та на спине. (Чайник)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Со мной ходи стрелять учиться

И на грядке меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А часто попадаю в щи. (Лук)

Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал … (Зуб)

Дождик тёплый и густой,

Этот дождик не простой

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов (Душ)

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья.

Палочкой этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолёт,

И большущий пароход (Карандаш)

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд. (Утюг)

Железный жучок,

На хвостике червячок (Булавка)

Чтоб не мёрзнуть,

Пять ребят

В печке вязаной сидят (Варежка)

Гуляю я и в дождь и в зной,

Характер у меня такой (Зонт)

Над рекой поперёк

Великан врастяжку лёг.

Через речку по спине

Он ходить позволил мне. (Мост)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей (Нос)

Без головы, а в шляпе,

Одна нога,

И та без сапога (Гвоздь)

Паровоз без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл. (Пароход)

Под водой железный кит.

Днём и ночью кит не спит.

Днём и ночью под водой

Охраняет он покой (Подводная лодка)

Держусь я только на ходу,

А если стану – упаду (Велосипед)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автобус)

Что за птица:

Песен не поёт,

Гнёзда не вьёт,

Людей и груз везёт. (Самолёт)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (Поезд)

Заверчу, зажурчу,

В небеса улечу (Вертолёт)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке (Гриб)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай:

Это…(Сыроежки)

Шёл долговяз,

В сыру землю увяз (Дождь)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле (Дождь)

«Кто это?»

Рукой не возьмёшь,

Кто это? ж)

Иголки лежали, лежали,

Да под стол убежали.ж)

Нам нужны иголки для шитья,

А кому нужны иголки для житья?ж)

Что за крошка-колобочек

На поляне возле кочек?

Может, бабка испекла? –

Его мама родила!

Он в колючей распашонке.

Не нужна ему гребёнка.

Колобочек стороной

Обегают волк с лисой.ж)

Очень маленький рост,

На зато длинный хвост.

Всех она боится,

Мурке нашей снится. (Мышь)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется… (Медведь).

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь).

Любит рыбу, любит мёд,

Зимой лапу он сосёт.

Шуба тёплая на нём,

А берлога его – дом. (Медведь).

Козляток люблю,

Я ягняток люблю.

Детки, знаю в них толк,

Потому что кто я? (Волк)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

У меня пропал носок,

Утащил его…(Щенок)

Глазищи, усищи, хвостище,

А моется всех чище. (Кошка)

Кто прожорливый такой,

Еду прячет за щекой?

Любит веселиться,

Ему на месте не сидится? (Хомяк)

Сделал дырку,

Вырыл нору,

Солнце засияет,

А он и не знает. (Крот)

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (Жираф)

Целый день развлекаемся

И в водичке бултыхаемся.

Все мы, почеглазки,

Очень любим сказки.

Мы в болотцах живём,

Мы в канавках живём.

Можем вас предупредить,

Когда дождик будет лить. (Лягушки)

И что за птица?

В лесу она живёт.

На слоге «ку» всю поёт

Так мастерски поёт. (Кукушка)

Очень важно плывёт,

У бабуси живёт.

Любит он щипаться

И за всеми гнаться. (Гусь)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног – без копыт,

Летит – воет,

Сядет – землю роет (Жук)

Блещет в речке быстрой

Спинкой серебристой (Рыбка)

Колюч, да не ёж,

Кто же это? (Ёрш)

«Что здесь растёт?»

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

Белая корзинка –

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце (Ромашка)

Найдите в словах парный согласный, который следует проверять

Пташка, бумажка, резьба, косьба, ходьба, молотьба, ползти, везти, нести, наводчик, полемётчик.

Прочитайте предложения, а потом запишите их по памяти

У Маришки и Серёжки есть ковришки и лепёшки.

Вспомните начало детской песни, в которой есть слова картошка и дорожка.

Найдите в стихотворном тексте слова с соседями-«командирами» и проверьте их.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою.

Ты ж дремли, закрывши глазки.

Баюшки-баю. (М. Лермонтов)

Запомните и запишите по памяти пословицу По одежке протягивай ножки. Попробуйте объяснить её смысл.

Найдите в стихах глухие и звонкие «двойняшки» на концах слов.

Людоеда людоед

Приглашает на обед.

Людоед ответил: - Нет!

Не пойду к тебе, сосед!

На обед попасть не худо,

Но отнюдь не в виде блюда! (Б. Заходер)

Мне очень нравится жираф:

Высокий рост и добрый нрав (Б. Заходер)

Найдите слова, в которых на конце глухие или звонкие «двойняшки»

Самолёт, скафандр, луноход, шлемофон, пилот, лётчик.

Найдите слова, в которых нет ни одной трудности в согласных звуках.

Воздухоплавание, невесомость, небосвод, траектория, астронавтика.

Ищем слова

_ _ _ _ _ ж _ _

_ _ _ _ ж _ _

_ _ _ ж _ _

_ _ ж _ _

Избушка, в которой живёт сторож (сторожка)

Украшение в ушах (серёжка)

Твёрдая застёжка на поясе (пряжка)

Часть стола или стула (ножка)

Б-П

Сугроб,

потому что проверочное слово

сугробы

Стол_


Ястре_


Тулу_


Су_


Зу_


Сер_


Прору_ь


Голу_ь


Кло_


Шапка

шапочка

Оши_ка


Улы_ка


В-Ф

Жираф,

потому что проверочное слово

жирафы

Шка_


Телегра_


Черносли_


Любо_ь


Морко_ь


Клю_


Травка

травушка

Була_ка


Кана_ка


Ла_ка


Остро_ки


Г-К

Снег,

потому что проверочное слово

снега

Овра_


Бере_


Пиро_


Сапо_


Фла_


Дру_


Утю_


Творо_


Д-Т

Подъезд,

потому что проверочное слово

подъезды

Тру_


Го_


Бра_


Похо_


Сове_


Трос_ь


Ж-Ш

Пейзаж,

потому что проверочное слово

пейзажи

Ланды_


Экипа_


Камы_


Пля_


Чертё_


Репорта_


Глу_ь


Бро_ь


Лягушка

лягушечка

Опу_ка


Бума_ка


З-С

Сенокос,

потому что проверочное слово

сенокосы

Ужа_


Интере_


Парово_


Ры_ь


Свя_ь


Кара_ь


Витя_ь



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.