12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Татьяна Александровна39
Россия, Новгородская обл., Мякишево

Логопедическое занятие для учащихся 3 класса с нарушением письменной речи на почве фонетико-фонематического недоразвития

Тема: Дифференциация С – З (в устной и письменной речи).

Цель:

учить дифференцировать согласные звуки [С] и [З]; не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;

  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;

    упражнять в словообразовании;

    активизировать словарный запас;

    развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

тематические картинки;

профили артикуляции звуков [С], [З];

схемы и цветные фишки для звукобуквенного анализа слов;

компьютер;

карточки с предложениями.

Ход урока.

Организационный момент.

Настрой на занятие, развитие фонематического слуха

- Ребята, прислушайтесь. Какие звуки вы услышите? (Завывание ветра, пение птиц, стук дятла, скрип шагов по снегу, колокольчики).

Мы с вами попали в зимний лес.

Подведение к теме занятия

Развитие звукобуквенного анализа

- Молодцы, давайте отправимся дальше.

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?. 
(Зайка)

Давайте пойдем дальше. Смотрите, а кто это?

За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.  (
Лиса)

Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])

Назовите третий звук в слове лиса. (Звук [с])

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать?(Звуки [С] – [З]).

Тема нашего занятия: “ Различение звуков [С] – [З]”

Характеристика звуков

Повторение правильной артикуляции звуков, их характеристик.

Сравнение звуков.

Скажите, как мы произносим звук [с]. В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [с]. (Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)

Скажите, как мы произносим звук [з]. В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [з]. (Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)

Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.)

Звукобуквенный анализ слов с изучаемыми звуками

Работа по развитию фонематического восприятия,

звукобуквенного анализа

- Возьмите фишки и сделайте схему слова «лиса».

- Посмотрите на картинки. Давайте положим их нашим друзьям в кармашки. Не забудьте, что Заяц любит слова со звуком з или зь, а лиСа – слова со звуком с или сь. В первый кармашек положите картинку, если нужный звук в начале слова, во второй – если в середине, в третий – если в конце.

- Почему у нас один кармашек остался пустой? (На конце слова звук З слышится как С)

Упражнение в написании парных согласных на конце слова

Закрепление умения применять правило проверки парных согласных на конце слов и правильного выбора буквы для их обозначения на письме.

- Давайте с вами вспомним правило: как проверить написание парных согласных на конце слова? (Звук согласный проверяй,
рядом гласный подставляй!)

- Хитрая Лиса стерла в словах некоторые буквы и теперь Зайчику не прочитать слова. Давайте поможем ему.

Физкультминутка

Ослабить утомление

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.

(Дети присели, шевелят кистями поднятых рук)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

(Дети шевелят кистями поднятых рук)
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп – 
Надо лапочки погреть

(Встают, хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок

(дети прыгают на месте на обеих ногах)
Надо зайке поскакать
Кто-то зайку испугал
Зайка прыг и ускакал.

Дифференциация звуков на уровне предложения

Дифференциация З-С в предложениях

- Зайчик хотел принести нам предложения, но на него налетел сильный ветер и из предложений вылетели некоторые слова.

- Вставь подходящее по смыслу слово и запишите предложения в тетрадь. (приложение 3)

Итог занятия

Подведение итогов занятия, обобщение знаний

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.