Логопедическое занятие «Дифференциация парных согласных З - С в словах, словосочетаниях, предложениях»

0
0
Материал опубликован 15 May 2018

 Логопедическое занятие

Тема: «Дифференциация парных согласных З - С в словах, словосочетаниях, предложениях»

Лексическая тема: Зима

Целевая аудитория: подгруппа учащихся 3 класса, школа 8 вида

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Проблема учащихся: нарушена дифференциация звуков по звонкости-глухости.

Нарушение: акустическая дисграфия.

Цель: Закрепить навык учащихся различать звуки З - З*,, С - С*, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи.

Образовательные:

Уточнить и закрепить представления учащихся о парных согласных З - С.

Продолжать учить дифференцировать звуки /з/-/з*/, /с/-/с*/ на слух, буквы З –С на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.

Закрепить и обобщить знания учащихся о правиле написания парных согласных в конце слова.

Коррекционно-развивающие:

Формировать навык зрительного и языкового анализа и синтеза.

Развивать восприятие (фонематическое, пространственное, зрительное).

Развивать межполушарное взаимодействие (кинезиологические упражнения).

Развивать орфографическую зоркость.

Расширять словарный запас за счет знакомства с фразеологизмами.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к фразеологизмам русского языка.

Воспитывать само- и взаимоконтроль при выполнении определенных учебных действий.

Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Воспитывать чувство сплоченности, взаимной поддержки.

Совершенствовать навыки общения.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы занятия: индивидуальная, парная, групповая.

Планируемые результаты.

Предметные:

учиться различать изучаемые звуки на слух, буквы на письме;

учиться выполнять слоговой синтез слов;

учиться писать слова, словосочетания, предложения, используя прием комментирования;

учиться грамотно оформлять письменные задания, следуя инструкции учителя.

Метапредметные:

Регулятивные БУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

выполнять последовательность необходимых операций;

анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причины.

Познавательные БУД:

развивать логическое мышление;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Коммуникативные БУД:

оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь окружающих;

уметь общаться в диалоге.

Личностные:

проявлять интерес к процессу обучения;

развивать способность адекватно судить о причине своего успеха и неуспеха в учении;

уметь работать самостоятельно и в команде;

уметь выстраивать свою речь.

Ход занятия.

Организационный этап. Приветствие, положительный настрой на занятие.

Дети встают в круг и здороваются друг с другом ладонями, мизинцами, локтями.

II этап. Актуализация знаний 

Перепутанные слова на листочках(среда, суббота, зима, пятница).

Отгаданные слова вывешиваются на доску, детям предлагается определить лишнее слово.

Какое время года?

Какой месяц?

Какое число? (записывая число на доске, озвучиваю и подчёркиваю гласные)

Звуко – буквенный анализ слова ЗИМА. ( по алгоритму)

III этап. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

- Какой парный согласный по звонкости и глухости есть в слове зима?

- Назовите его пару? (З-С)

-А почему же они парные? Чем похожи?

- А чем отличаются?

-А сейчас давайте вспомним, что уже мы знаем об этих звуках. (Слайд)

И какова же тема нашего урока?

IV этап. Обобщение и систематизация знаний.

- А сейчас немножко поиграем с мячом, я говорю мягкий слог, вы мне должны сказать твёрдый и наоборот.(ма-мя, ни-ны..

1.Индивидуальная работа на карточках. Вставить недостающие буквы.

моро..ы, ..айка, .. нежинки, ..има, ..снеговик, у..оры, ..абавы, ..нег, ..негурочка, ..иница.

- Подчеркните звонкий согласный одной чертой, глухой согласный — двумя.

Взаимопроверка. Обмениваются работами. Показывают сигнальную карточку (синий цвет – ошибок нет, красный цвет – ошибки есть).

2. Кинезиологические упражнения: колечки, кулак – ребро – ладонь.

3. Устное задание «Броуновское движение».

- Найди и собери картинки, которые расклеены по кабинету и прикрепи к доске под нужную букву. (З – ЗЬ, С – СЬ)

Проверяют каждый по столбику, показывают сигнальную карточку.

4. Устная работа по таблице. Составить словосочетания, т.е. подружить слова

Высокие + берёза

Сильные + мороз

Пушистый + зайка

Снежная + зима

Вырезанные + снежинка

Морозные + узор

 

5. Письменная работа по слайду.

 

Вставить недостающие буквы З -С

Проверка. ( Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.)

 

 
V.Динамическая пауза.

 

Захар и Саша.

Жили два брата. Звали их Захар и Саша. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой.

- Я буду называть упражнения, которые делали братья, а вы - две команды: 1—Захар , 2- Саша будете повторять их. Выигрывает та команда, которая не сделает ошибок.

Захар поднял руки вверх, а Саша - в стороны.

Саша стал махать руками, а Захар - хлопать.

Саша опустил руки, а Захар – поставил на пояс.

Захар поставил правую ногу на пятку, а Саша левую ногу на пятку.

Саша наклонился, а Захар поднял руки вверх.

Саша встал по стойке смирно и Захар тоже.

VI этап. Применение знаний и умений.

1. Дополнить написанные словосочетания  до предложения (примерный образец слов на доске). Записать одно предложение в тетрадь.

2. – Вы любите играть? А какие зимние игры, забавы вы знаете? (по картинке  называют зимние забавы)

VII этап. Рефлексия.

Закончите высказывание:

На уроке я учился ……

Мне было интересно…….

Мне было неинтересно……

- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке «Лесенка успеха».

 

Самоанализ  занятия.

Занятие проводилось  с подгруппой  учащихся 3 класса. Дети со стойким недоразвитием познавательной деятельности и  системным недоразвитием речи.

Тема занятия: Дифференциация (различение) звуков З - З*, С-С*.

Лексическая тема: Зима.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Проблема учащихся: нарушена дифференциация звуков по звонкости-глухости.

Занятие  направленно на коррекцию и профилактику акустической дисграфии. Дисграфия - специфическое расстройство письменной речи. Это  частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточным  формированием (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Основной моей задачей является своевременное выявление и предупреждение нарушений письма и чтения, коррекция «специфических ошибок».

При планировании данного логопедического занятия мной была поставлена следующая

Цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв З - С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и закрепить представления учащихся о парных согласных З - С.

Продолжать учить дифференцировать звуки /З/-/З/, /С/-/С/ на слух, буквы З – С на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.

Коррекционно-развивающие:

Формировать навык зрительного и языкового анализа и синтеза, через согласование слов в словосочетании и предложении,  зашифрованных слов.

Развивать восприятие (фонематическое, пространственное, зрительное), через использование компьютера, различной наглядности,  динамических  пауз.

Коррекция и развитие  мыслительной деятельности, через  операцию звуко-буквенного  анализа слова, выявления  цели занятия, создания проблемной ситуации.

Развивать межполушарное взаимодействие (кинезиологические упражнения).

Развивать орфографическую зоркость, посредством  заданий с выявлением  ошибок, и  взаимопроверки.

Коррекция и развитие связной устной речи,  через  дополнение  слова  до предложения.

Воспитательные:

Воспитывать само- и взаимоконтроль при выполнении определенных учебных действий, через  сигнальные карточки.

Формировать положительную мотивацию к занятиям, за счёт методов активного и интерактивного обучения (броуновское движение), лестница успеха.

Воспитывать чувство сплоченности, взаимной поддержки, через работу парами.

Совершенствовать навыки общения, с  помощью методов активного, интерактивного обучения(приветствие друг друга),  нетрадиционной  физкультминутки.

Занятие построено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Использовала  методы и приёмы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Метод обсуждения изучаемого материала - активное взаимодействие учителя-логопеда с учащимися через беседу, что показало наличие у детей определённого запаса знания на данную тему, которые были необходимы в работе, что привело к правильному результату.

Метод демонстрации (показа) обеспечил эффективное восприятие и осмысление детьми артикуляционных образов звуков при произношении и связь их с буквами. Обучающий результат данного метода состоит в обогащении учащихся правильными знаниями.

На протяжении всего занятия используется словесный метод- беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися.

Частично-поисковый (эвристический) метод - использовался в целях постепенного приближения логопатов к самостоятельному решению проблем, а в данной ситуации это выбор необходимой буквы и определение правильности её написания.

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению с целью психологической настройки, побуждения к учению.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности в устной и письменной работе.

Метод поощрения использовался при каждом правильном ответе ученика для создания ситуации возникновения острого желания действовать таким же образом, чтобы испытать состояние психического комфорта как можно чаще.

На занятии продемонстрированы возможности эффективного использования современных наглядных методов обучения. (Мультимедиа  компонент вводится при повторении пройденного, закреплении изученного материала, во время выполнения практической работы, так как он помогает:

  • улучшить восприятие информации;
  • развивать визуальное восприятие;
  • улучшить память, внимание;
  • усилить мотивацию к образовательному процессу.)

К ожидаемым результатам можно отнести:

  • повышение активности учащихся на уроках в классе;
  • улучшение результатов обучения;
  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, способствует формированию навыков дифференциации звуков и букв з-с. На занятии прослеживается  межпредметная  связь с предметами: письмо,  чтение,  развитие речи.

В основу проведения занятия было заложено сотрудничество всех участников процесса, т.к. такой вид занятия существенно повышает мотивацию учения, продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу каждого ученика, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности с соблюдением всей необходимой поэтапности.( звук, буква, слог, слово, словосочетание и предложение)

При введении в тему учащиеся через проблемную ситуацию сами определили тему занятия.

В занятие для снятия усталости и напряжения были  включены  динамические  паузы, которые внесли  эмоциональный заряд на занятие и совершенствовали общую моторику.

В конце занятия проведена рефлексия. Выявлено их эмоциональное состояние детей.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость от работы. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на  другую.

На занятии сочетались индивидуальные, парные и групповые формы организации учебной деятельности.

В течение занятия данные формы организации обучения чередовались в связи со сменой видов деятельности учащихся. Предъявлялись адекватные требования с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка.

Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей подгруппе в целом.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала ответы хором, т.к. они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Система работы учащихся хорошо прослеживается на данном занятии. Учащиеся были хорошо организованы и активны на разных этапах занятия. Внимательно слушали, давали ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, соблюдали речевой этикет при общении, пользовались символами, приходили к общему решению, формулировали собственное мнение и позицию, учились договариваться, делали выводы, что говорит о деятельностном  подходе в обучении.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации