Занятие «Дифференциация парных согласных» (Русский язык, 1-4 класс)
Тема:
«Дифференциация парных согласных»
1-4 классы
Оборудование: Логопедический поезд «Обучайка» (свой авторский,патентованный ГЛОБАЛПАТЕНТОМ), интерактивная песочница, музыка, ИКТ технологии.
Цель:
1.Метапредметная:
Научиться применять правило в словах при написании парных согласных на конце и в середине слов на уроках русского языка, чтения, в жизни.
2.Регулятивная:
Уметь писать и объяснять правописание слов с парными согласными. Уметь различать данные буквы на письме.
3.Личностная:
Учимся оказывать помощь друг другу; задавать вопросы, как логопеду, так и сверстнику; быть внимательным на всех этапах урока.
ОРГМОМЕНТ
Пусть звенит мороз трескучий (стихотворение)
Пусть разгонит ветер тучи
Пусть стучится к нам в окно
Солнце светит нам в окно
Собирайтесь гости в кучку
Ждём мы вас давным – давно.
Тот, кто к новому стремится –
Семинаров и уроков не боится!
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДВИЖЕНИЯХ
Приглашаем всех на активную зарядку.
Звучит песня «Гномов» и учащиеся на ковре выполняют артикуляционную зарядку под музыку, выполняя движения за логопедом.
Руки – вверх,язык – вверх
Руки-вниз, язык-вниз.
Руки-вверх,язык-вниз.
Руки – вниз,язык-вверх.
Круговые движения руками и языком вправо-влево.
Слова песни: Гномы, гномы мы малюсенький народ…
Загадка: (ученик)
Я зашёл в зелёный дом
Больше суток пробыл в нём.
Оказался этот дом
В дальнем городе другом. (Поезд)
Сообщение ученика о поезде. (Диалог)
А вы знаете, что поезд-это наземный вид транспорта. Он бывает пассажирским и грузовым. У нас в России были два мастера Черепановы отец с сыном, которые построили первую железную дорогу и первый паровоз. Эта дорога была 3 км. А как вы думаете это короткий путь или длинный? (это очень короткий путь)
Сейчас железные дороги составляют тысячи километров.
Отправляемся в путешествие на поезде.
СТЦ урока
Пассажиры покупаем билеты. (диалог)
Билет получит, тот кто назовёт города на «А»
(Астрахань, Архангельск, Азбест (Свердловская область) Ачинск (в Татарии), Александровск, Абакан,
Называем слова на гласные звуки. (Выдаются детям билеты, если они правильно называют слова)
Выдаётся БИЛЕТ.
Отправляемся в путь. И доезжаем до станции
ПОИГРАЙКА (дети читают самостоятельно)
Что будем на этой станции делать?
Играть
Повторяем все за мной
ПА-нан (банан) появляется слова
Что не так в этом слове?
Определите первую букву и закрепите её на локомотив (б)
живот завод доктор - заштрихованный текст
ША ГРУ олв
После каждого слова учащиеся в верхний ряд определяют первую букву в слове.
Вывод? Какие это буквы?
Кто может определить какие буквы будут жить в нижнем ряду?
Посмотрите на главный состав и определите тему сегодняшнего урока.
-Парные согласные?
А сколько колёс у локомотива? (3)
И не спроста.
Колёса символы чему мы будем учиться на уроке.
1.Знать правило парных согласных.
2.Писать слова с этим правилом.
3.Объснять написание слов с парными согласными на конце и в середине слов.
Едем на следующую станцию
УГАДАЙКА (несплошной текст)
У вас под партой есть спецзадание, поищите и достаньте, а вы гости тоже поищите и найдите.
Ребята, что это? (фантики)
Какие они на ощупь? (скользкие, гладкие и т.)
А на запах? (сладкие)
Что в них необычного? (дырки есть). Её нужно устранить, угадав букву. Один ученик называет, а все другие внимательно слушают либо соглашаются с ответом, либо не соглашаются.
Степа…ка, ска..ки, ири…, рома..ки, одуванчи…, коро..ка, гла..ки,
Найди пару: по такому же фантику найдите себе пару среди гостей. Если у вас мнение сошлось то обязательно сделай домик из рук.
В каких местах пропущены эти буквы? (в середине, и в конце слов)
А у меня есть такой интересный персонаж (Лиза из мультфильма Барбоскиных).
-Какая она? Как можно больше прилагательных называют. (интересная, забавная, смешная, безграмотная)
И у неё фантик подружки-милашки.
Ребята, а можно в русском языке всё угадывать? (ответы детей)
Нет, русский язык – один из сложных языков в мире. Все слова необходимо при написании проверять.
И мы двигаемся дальше. А станция (читают хором)
ОБЪЯСНЯЙКА
Что мы на этой станции будем делать?
Объяснять написание данных слов. Давайте Лизе поможем.
Чтобы объяснить мы должны, что вспомнить и знать? Правило.
Говорит один ученик.
Чтобы написать парную согласную, нужно подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная.
Какое условие главное в этом правиле?
После согласной стояла гласная.
Пропущена буква.
А где она пропущена.
А вы можете объяснить написание своих слов на фантиках.
Индивидуальное задание у каждого. Один объясняет, а все другие внимательно слушают либо соглашаются, либо не соглашаются.
Степашечка- степашка, сказочка- сказки, ирисочка- ирис,космосы-космос,
Вывод: если ты справился с заданием – определи себя фишкой в зелёный вагон, а если не подобрал проверочное слово, то положи фишку в красный вагон
ПРОВЕРЯЙКА (работа в группах)
Интерактивная песочница
Я вам называю слова, а вы только записывайте правильную букву.
Сказки, берёзки, дуб, зуб, суп, снег, мороз, голос, гараж, удав.
З, з, б, б, п, г, з, с, ж, в – у кого так?
Вывод: определите фишку в зелёный вагон. У кого 1-2 ошибки в синий вагон, у кого 3-4 ошибки в красный вагон.
Давайте оценим свою работу.
ОБОБЩАЙКА,РЕФЛЕКСИЯ(ассоциативный куст)
А что мы будем делать на этой станции?
Обобщать
Выберите все карточки, которые подходят к нашей теме
Правильно: б-п
д-т з-с г-к ш-ж в – ф
пара согласные, звонкие, глухие, правило.
С ошибками: з-ц, щ-ш, гласные.
А как быть с билетом?
ЗАДАВАЙКА (Несплошной текст)
Домашнее задание
Биле… № 1 Нижний ря… Пое… … |
Биле… № 2 Верхний ря… Пое… … |
Биле… № 3 Верхниий ря… Пое.. … |
Биле… № 4 Нижний ря… Пое… … |
Биле… № 5 Верхний ря… Пое… … |
Биле… № 7 Нижний ря… Пое… … |
Биле… № 6 Нижний ря… Пое… … |
Биле… № 8 Верхний ря… Пое… … |
Вставьте пропущенную букву и напишите проверочное слово.