Мастер-класс «Развитие фонематического восприятия, на основе дифференциации фонем (р-л)»

2
0
Материал опубликован 18 February 2017 в группе

Мастер-класс

Тема: Развитие фонематического восприятия у детей, на основе дифференциации фонем (р-л).

Цель : Развитие фонематического восприятия на основе лексической темы «Птицы».

Задачи : 1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти.

2. Использование элементов звукового анализа.

 3. Развитие слого-ритмической стороны речи.

4. Обогащение словаря по теме «Птицы».

5. Развитие экспрессивной лексики.

6. Развитие процессов познавательной деятельности.

7. Использование элементов здоровьесберегающей техно-

логии.

8. Воспитание любви и бережного отношения к живой

природе.

9. Умение работать в коллективе, слушать товарищей.

 

Конспект занятия.

1. Организационный момент.

Психогимнастика:

- На улице весна, светит солнышко, чирикают птицы довольные, счастливые, весёлые. Но совсем недавно было ещё пасмурно, грязно, холодно. Птички, нахохлившись, сидели на деревьях, на карнизах. Снегири думали - улетать или нет? Вроде весна, а вроде нет.

- Давайте попробуем изобразить озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы насыпали им крошек.

Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы переживаем и сочувствуем воробью, который побывал в лапах кошки. Покажите, как он вырывался, как болело у него крылышко.

2. Введение в тему.

Мы не случайно вспомнили птиц, потому что сегодня всё наше занятие будет о птицах.

3. Сообщение нового материала.

Я предлагаю вам отгадать загадки.

На шесте - дворец ,

Во дворце – певец.

( Скворец )

На скале он строит дом,

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой свалиться-

Два могучих крыла

У хозяина ….. (орла)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(грач)

Хоть я не молоток-

По дереву стучу.

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(дятел)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(сорока)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(снегирь)

Озорной мальчишка,

В сером армячишке.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(воробей)

Спереди-шильце,

Сзади-вильце.

Сверху-чёрное суконце,

Снизу-белое полотенце.

(ласточка)

Особа всем известная,

Она крикунья местная.

Увидит тучку тёмную-

Взлетит на ель зелёную.

И смотрит словно с трона

Кто она? (ворона)

Вывешиваются картинки отгадок.

- Какой общий звук в каждом названии птиц? (-р-)

- А какой общий звук в словах: дятел-голубь? (-л-)

- Мы сегодня будем правильно произносить и различать звуки (р-л)

- А каких ещё птиц вы знаете, в названии которых есть данные звуки?

Составной частью занятия является артикуляционная гимнастика. Она проводится с использованием элементов , приёмов игровой технологии, сказкотерапии. Давайте послушаем сказку и поможем воробышку выполнить задания.

«Кто поможет воробью?»

Не слушался маленький воробышек маму, подошёл к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Птенчик».

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

Упражнение «Горка».

Стал воробышек вокруг дерева бегать , крылышками хлопать , да взлететь не смог. Проползла мимо змейка.

Упр. «Весёлая змейка».

Проскакала мимо лошадка, подставила копыто, воробышек по нему забрался на дерево.

Упр. «Лошадка».

4. Дыхательная гимнастика.

- Птицы много летают. Они должны правильно и хорошо дышать.

Раскрыть рот. Напряжённый кончик языка поставить на альвеолы. Медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка.

Раскрыть рот. Как можно ниже высунуть язык , стараясь коснуться кончиком маленького язычка.

Двигать нижней челюстью вправо-влево.

Надувать поочерёдно щёки.

Надувать и втягивать щёки не открывая рта.

5. – Птицы должны не только правильно дышать, но и хорошо , красиво петь. Громко издавать звуки. Потренируемся чётко произносить чистоговорки.

Ри-ри-ри – зимуют снегири.

Ре-ре-ре - распелись на заре.

Ря-ря-ря – не слышно глухаря.

Ла-ла-ла – грудь у ласточки бела.

Ла-ра-ла – у вороны два крыла.

6. – Сейчас вы все будете птицами.(Выбирают картинки).

А теперь,уважаемые птицы, вам предстоит выполнить ряд заданий.

За правильно выполненное задание вы получите зёрнышко.

Ваша цель – набрать как можно больше корма.

Первое задание.

Отгадайте какие здесь птицы ? (По первому и последнему звукам).

С________ Ц

Д________ Л

С________ РЬ

Л________ А

С________ А

Т________ А

Второе задание.

Назовите части тела птиц, в которых есть звуки «р» и «л».

Третье задание.

Определить место звука в слове.

- Летела сорока, уронила пёрышко. Положите его на свою птичку туда, где находится звук.

ГОЛОВА – ТУЛОВИЩЕ – ХВОСТ

Четвёртое задание.

Назовите птиц (по картинкам), пропуская первую частичку.

ВОРОНА

ЖУРАВЛЬ

ЛАСТОЧКА

ДЯТЕЛ

СОЛОВЕЙ

ЛЕБЕДЬ

ВОРОБЕЙ

Пятое задание.

Закончи слово, добавив последнюю частичку (на слух).

Шестое задание.

Кто здесь?

В правильной последовательности произнести все части слова.

СО – КА – РО

БЕДЬ – ЛЕ

ТЕЛ – ДЯ

РЕЦ- СКВО

Седьмое задание.

- Кому из птиц нужен свой домик?

- Как он называется?

- Вам нужно достроить скворечник частями со звуком «р» в названии.

Восьмое задание.

Назовите птицу, убрав лишнюю частичку.

РИ – ЦА – ТА – КУ

Девятое задание.

- Сейчас мы про Курочку Рябу расскажем сказку. Говорить будем только частичками «Ра» и «Ла».

Рассказ будет понятным, если говорить будете выразительно, интонационно оформлено, называть правильно количество частичек в словах. Говорим по одному предложению.

Десятое задание.

- Под крышей дома жил воробышек. Заглянул он однажды в окно и увидел на столе картинки. Ну что на них нарисовано, не понял. Помогите ему собрать картинки. Он не понял, почему они все разрезаны на разное количество частей. Объясните ему, почему?

Одиннадцатое задание.

- Хорошо птицы выполняли задания, развеялись. Стали воробьи и вороны хвастаться. Необходимо показывать голосом, что им нравится ,а что нет.

У меня, у вороны, хвост большой ,

А у воробья маленький.

У меня , у вороны , хвост длинный,

А у воробья короткий.

У меня , у воробья , лапки тонкие,

А у вороны толстые.

7. Заключительная часть.

- Сосчитайте, кто сколько зёрнышек заработал.

Предлагаю каждой птичке взять по зёрнышку , а остальные , если вам не жаль , отдать снегирям. Они от нас улетают. Им нужно хорошо поесть перед дорогой.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.