12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Осипова Елена Сергеевна263 Работаю учителем-логопедом Россия, Владимирская обл., Владимир |
Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод развития речи детей 2-3 лет
Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод развития речи детей 2-3 лет
ОСИПОВА Е.С.
учитель – логопед МБДОУ Детский сад №48 г. Владимира
Период с года до 3-х лет – чрезвычайно важный и ответственный этап психофизического развития ребенка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности человека: развивается познавательная активность, двигательная сфера, формируется мышление, первые устойчивые качества личности. Но, на фоне быстрого формирования психической сферы ребенка отклонения от нормального развития могут остаться незамеченными в период раннего детства и привести к выраженным отклонениям в старшем возрасте. Между тем, ранний возраст характеризуется широкими возможностями коррекции за счет большей пластичности детской психики. [13: с.3]
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические игры и упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Видами этих игр и упражнений являются пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».[7: с.4]
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга», 1866). Советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»).
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При выкладывании моделей по цвету и величине возможно использование предметов-заменителей. Так, большие и маленькие разноцветные кружки могут изображать цветы, капельки, зернышки, снежинки и т.д. При разучивании массажей рук и ног желательно сразу приучать детей выполнять движения от периферии к центру (от кисти к плечу и т.д.).
Виды логоритмических упражнений и игр.
Оптимизация мышечного тонуса
Игра «Божьи коровки и ветер».
Педагог: «Светит солнышко, божьи коровки ползают (дети встают на четвереньки и ползают по полу).
– Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. (Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками)
– Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.
Дети снова встают на четвереньки и ползают.
Игра повторяется 2–3 раза.
Обучение релаксации
Релаксация к занятию «Мячик»
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Педагог включает спокойную музыку и говорит:
– Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.
Педагог гладит детей: одного по головке, другого по коленкам, третьего по животику и т.п. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивался «ветерок».
Релаксация «Овощи»
Устали овощи, сели отдыхать.
Отдувается капуста: «Ах! Ах! Ах!». Обмахивать лицо ладонями
Морковка: «Эх! Эх!». Хлопать по коленям
Горох: «О-хо-хох!». Легко ударить пальчиками по коленям
Огурец: «Ух! Ух!» Хлопать в ладоши
Формирование правильного дыхания
Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа, так как в этом положении легче дышать правильнее, чувствовать паузу, а затем – в положении сидя и стоя. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх, а если он сидит или стоит, - выдвигаться вперед. При выдохе живот должен втягиваться.
А) руки развести в стороны (вдох), соединить медленно перед грудью на уровне плеч до смыкания ладоней (выдох) при одновременном произнесении звука Ш с вытянутыми вперед губами.
Б) «Косари» - вдох, выдох с произнесением междометий ух, эх, ах.
Развитие общей моторики
Динамическое упражнение «Здравствуй, зимушка-зима!»
Здравствуй, зимушка-зима! Хлопки в ладоши
Хорошо, что ты пришла.
Можно нам на лыжах мчаться, Имитация катания на лыжах
Можно с горочки кататься, Поднять руки вверх и опустить их,
Строить снежные дома приседая. «Крышу» над головой.
И лепить снеговика. Лепим снеговика
А еще зимой придет Переступания на месте
Лучший праздник – Новый Год! Хлопки в ладоши
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая игра «Елочка в лесу»
Посмотри: на елочке Протянуть ладони вперед
Шишки да иголочки. Сжать пальцы в кулаки, показать палец
Как же Новый год встречать? Пожать плечами
Надо елку наряжать. Грозить пальцем
Достал заинька морковку Сделать пальцами ушки зайчика
И ее повесил ловко.Вытянуть руку с поднятым вверх большим пальцем
Еж – колючий колобок – Пальчики «здороваются»
Принес беленький грибок, Из пальцев сделать грибок
Белка – шишки золотые, показать кулачки
Волк – орехи расписные, Соединить пальцы в кольцо
Птички – ягодки рябины, Потрясти кистью
Лиса – бусы из калины. Соединить пальцы в щепоть
Елочка-красавица Соединить прямые ладони над головой
Всем теперь понравится.
(М. Картушина)
Развитие лицевой и артикуляционной моторики
Мимическое упражнение «Какой фрукт едят дети».
Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика. Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например: «Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко)» или один ребенок показывает, а остальные угадывают. Например:
«Вова ест яблоко, а какое?».
Массаж биологически активных зон «Наступили холода»
Ехать в поезде тепло,
Поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима –
Наступили холода!
Да- да- да – наступили холода (ладоши друга об друга)
Да- да- да – превратилась в лёд вода! (большими пальцами по шее снизу вверх)
Ду- ду- ду – поскользнулась я на льду (крылья носа)
Ду- ду- ду – я на лыжах иду (ладонями уши)
Ды- ды- ды – на снегу есть следы. (от висок к середине лба)
Ди- ди- ди – ну, заяц, погоди! (М. Картушина)
Восприятие и воспроизведение темпа
Ритмическое упражнение «Едет поезд».
Дети топающим шагом двигаются по залу, ускоряя и замедляя движения в соответствии с темпом музыки. Руки согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.
«Карусель»
Еле-еле, еле-еле,
завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова!
Идут медленно. Идут быстрее. Бегут.
Переходят на шаг. Останавливаются.
Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка
Упражнение “Шаг - бег”
ИДУТ ДРУГ за другом, бегут, стараясь не обгонять друг друга.
Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
А теперь бегом-бегом: топ-топ-топ. (Игра повторяется 2-3 раза)
Восприятие и воспроизведение метрических отношений
Игра «Птички в гнездышке»
На полу разложены обручи-гнездышки, под музыку дети передвигаются, изображая птичек. На акцентированном звуке дети прыгают в обруч. Игра повторяется 2-3 раза.
Формирование регулировочного образа голоса и движения
Здравствуйте, котята! (говорим нормальным голосом)
Мяу, мяу, мяу! (говорим высоким голосом)
Здравствуйте, щенята! (говорим нормальным голосом)
Гав, гав, гав! (говорим высоким голосом)
Здравствуйте, козлята! (говорим нормальным голосом)
Ме, ме, ме! (говорим высоким голосом)
Здравствуйте, телята! (говорим нормальным голосом)
Му, му, му! (говорим высоким голосом)
Здравствуйте, цыплята! (говорим нормальным голосом)
Пи, пи, пи! (говорим высоким голосом)
Здравствуйте, утята! (говорим нормальным голосом)
Кря, кря, кря! (говорим высоким голосом)
Здравствуйте, ребята! (говорим нормальным голосом)
Здравствуйте! (говорим высоким голосом) (Картушина М.)
Практика показывает, что регулярное включение в образовательную деятельность логоритмических упражнений и игр способствует быстрому развитию речи и музыкальности, ритмичности и формирует положительный настрой.
Библиографический список
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособие (для студентов педвузов)/ Е.Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2006 (Самара: Самарский Дом печати). – 221,[1] с.: ил., табл.: 20 см. – (Высшая школа). - ISBN 5-17-035424-X
Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с. - ISBN 5-89144-170-5
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - М.: Творч. центр "Сфера", 2003. - 170, [2] с.: табл.; 21 см. - (Программа развития). - ISBN 5-89144-296-5: 10000
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / науч. ред.: Н. В. Серебрякова; [авт.-сост.: О. В. Баранова и др.]. - Санкт-Петербург: КАРО, 2008. - 63, [1] с. : ил., табл.; 29 см. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-9925-0132-2
Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни: [Учеб. пособие] / Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЦОЛИУВ, 1983. - 84 с.; 20 см. - FB B 84-44/187
Закревская О.В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста/ О.В.Закревская. – М.: Издательство Гном, 2016. – 88 с. – ISBN 978-5-91928-837-4
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет / М. Ю. Картушина. - Москва: Сфера, 2007 (Смоленск: Смоленская обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 128 с.; 21 см. - (Логопед в ДОУ). - ISBN 978-5-89144-772-1
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду : Метод. пособие / М. Ю. Картушина. - М.: Творч. Центр Сфера, 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 186, [1] с.; 21 см. - ISBN 5-89144-328-7 (в обл.)
Каплунова И., Новооскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга, 2001. – 34 с.
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования). Рецензия № 228/07 от 28.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 5 от 25 июня 2019 г.
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с. – ISBN 5-8112-1117-1
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А. С. Роньжина. - Москва: Национальный книжный центр, 2013. - 65 с.; 21 см. - (Серия "Психологическая служба"). - ISBN 978-5-4441-0012-7
Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ/О.В. Шемякина. – М.: Издательство Гном, 2017. – 168 с. – ISBN 978-5-906965-72-1