12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Елена Вадимовна1478
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»

Многолетний опыт работы показывает, что 25-30% детей, посещающих детские сады общеразвивающего вида г.Чебоксары, имеют речевую патологию. Из них 30% дошкольников – это дети с общим недоразвитием речи.  Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях ДОУ – особая категория детей, у которых снижены мотивация к учебной деятельности, познавательная активность, отстает в развитии коммуникативная функция речи. У детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная лабильность, недостаточная стрессоустойчивость, характеризующаяся тем, что в новой ситуации у ребенка возникает некое блокирование психических функций и волевых действий. Все это влияет на адаптивные возможности ребенка и создает трудности в его позитивной  социализации, личностном развитии, развитии его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Поэтому проблема включения (инклюзии) таких детей в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.

Современное состояние проблемы включения детей с ТНР в среду нормально развивающихся сверстников позволяет искать новые и эффективные направления и подходы в логопедии.

Одним из таких современных направлений, на наш взгляд, является логоцветокоррекция, подразумевающая вербализацию под воздействием цветовых образов с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка-дошкольника и развития его устной речи.

 Данное направление эффективно работает в условиях инклюзии в детском саду общеразвивающего вида.

Основные принципы логоцветокоррекции:

1.                Принцип комплексности коррекционно-развивающего воздействия, который подразумевает совместное объединение усилий учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя ДОУ и родителей воспитанников.

2.                Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения, который подразумевает совместное взаимодействие детей с ТНР и детей, не имеющих речевой патологии в ходе коррекционно-развивающего обучения.

3.                Коммуникативно-деятельностный принцип коррекции и развития, подразумевающий активную речевую деятельность в ходе реализации методики.

Методика логоцветокоррекции основана на цветотерапии (влиянии фотонов света различной длины волны на мозг  ребенка).

Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета - зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды.

Дети дошкольного возраста чаще называют своими любимыми цветами красный, зеленый, желтый - это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, его интересует все новое, яркое, необычное. Если любимые цвета ребенка - черный и белый, это свидетельствует о его замкнутости и тревожности.

Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние.

Так, например, красный цвет используют активные, непоседливые дети: они живые, непослушные, неугомонные. Оранжевый цвет дети – весельчаки: они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин. Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией, это дети–мечтатели:  они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве. Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы, такие дети спокойны. Голубой и синий цвет предпочитают спокойные дети: они тихие, спокойные, уравновешенные. Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети»: они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные. Черный цвет выбирают  дети, подвергшиеся стрессу.

Поэтому, внедряя методику логоцветокоррекции, мы учитывали модальность цвета каждого ребенка инклюзивной группы и стремились к коррекции психоэмоционального состояния по направлению от красного цвета  к синему.

Этапы логоцветокоррекции:

1.                Определение любимого цвета ребенка для проведения индивидуальной логоцветокоррекции.

2.                Определение длительности прохождения следующих этапов логоцветокоррекции: красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, синий (для осуществления фронтальной логокоррекции).

Как правило, на красный и оранжевый этап отводится по 1 занятию, зеленый и фиолетовый – по 2 занятия, желтый –3 занятия, а синий –4 занятия (итого до 13 занятий).  Активность и непоседливость детей направляется в русло творческой активности, спокойствия и уравновешенности.

3.                Осуществление индивидуальной и фронтальной логоцветокоррекции.

Примерная методика фронтальной логоцветокоррекции (НОД) (старший дошкольный возраст):

1.                Мотивирование детской деятельности. Нетрадиционное начало занятия. Установление контакта.

2.                Исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование). Определение преобладающего цвета в окружающей обстановке и одежде детей и логопеда (заранее с родителями обговаривается преобладающая модальность).

3.                Подготовленное чтение детьми с ТНР разноцветных стихов (с учетом их речевых возможностей).

4.                Рассказывание логопедом разноцветной сказки. Ответы по содержанию.

5.     Игра-драматизация по рассказанной сказке. Импровизация.

6.                Рисование по заданию или замыслу одним цветом (карандаши, акварель, гуашь).

7.                Выставка рисунков. Выборочный рассказ детей о нарисованном.

Примерная методика индивидуальной логоцветокоррекции (НОД) (старший дошкольный возраст):

1.     Оргмомент, сообщение темы занятия.

2.                Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

3.                Пальчиковая гимнастика (в соответствии с нужным цветом персонажа).

4.                Артикуляционная гимнастика («Путешествие Язычка в (желтую, синюю и др.) страну»).

5.                Автоматизация звука (изолированно, в слогах, словах, предложениях) на цветовом полотне нужной модальности.

6.                Физкультминутка (в соответствии с цветом логокоррекции).

7.                Звуковой и слоговой анализ (слова нужной цветовой модальности или с элементами нужного цвета).

8.                Согласование прилагательного с существительным (прилагательное зависит от цвета логокоррекции). Составление предложений с полученными словосочетаниями.

9.                Придумывание разноцветной сказки (по итогам составления предложений).

10.           Итог занятия. Поощрение.

Ожидаемые эффекты логоцветокоррекции:

Инклюзивный эффект предполагает развитие у здоровых детей терпимости к недостаткам сверстников, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству; формирование у детей с тяжелыми нарушениями речи положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании; обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Психотерапевтический эффект  предполагает развитие (воспитание) интереса у детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности), достижения психологического комфорта и позитивных чувств.

Развивающий эффект  предполагает адаптацию в социуме, развитие творческого и личностного потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их, развитие психических процессов у детей, в том числе и речи.

Воспитательный эффект  предполагает сохранение и укрепление психического здоровья детей, познание себя и окружающего мира

 

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.