Многолетний опыт работы показывает, что 25-30% детей, посещающих детские сады общеразвивающего вида г.Чебоксары, имеют речевую патологию. Из них 30% дошкольников – это дети с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях ДОУ – особая категория детей, у которых снижены мотивация к учебной деятельности, познавательная активность, отстает в развитии коммуникативная функция речи. У детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная лабильность, недостаточная стрессоустойчивость, характеризующаяся тем, что в новой ситуации у ребенка возникает некое блокирование психических функций и волевых действий. Все это влияет на адаптивные возможности ребенка и создает трудности в его позитивной социализации, личностном развитии, развитии его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Поэтому проблема включения (инклюзии) таких детей в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.
Современное состояние проблемы включения детей с ТНР в среду нормально развивающихся сверстников позволяет искать новые и эффективные направления и подходы в логопедии.
Одним из таких современных направлений, на наш взгляд, является логоцветокоррекция, подразумевающая вербализацию под воздействием цветовых образов с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка-дошкольника и развития его устной речи.
Данное направление эффективно работает в условиях инклюзии в детском саду общеразвивающего вида.
Основные принципы логоцветокоррекции:
1. Принцип комплексности коррекционно-развивающего воздействия, который подразумевает совместное объединение усилий учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя ДОУ и родителей воспитанников.
2. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения, который подразумевает совместное взаимодействие детей с ТНР и детей, не имеющих речевой патологии в ходе коррекционно-развивающего обучения.
3. Коммуникативно-деятельностный принцип коррекции и развития, подразумевающий активную речевую деятельность в ходе реализации методики.
Методика логоцветокоррекции основана на цветотерапии (влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребенка).
Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета - зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды.
Дети дошкольного возраста чаще называют своими любимыми цветами красный, зеленый, желтый - это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, его интересует все новое, яркое, необычное. Если любимые цвета ребенка - черный и белый, это свидетельствует о его замкнутости и тревожности.
Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние.
Так, например, красный цвет используют активные, непоседливые дети: они живые, непослушные, неугомонные. Оранжевый цвет дети – весельчаки: они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин. Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией, это дети–мечтатели: они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве. Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы, такие дети спокойны. Голубой и синий цвет предпочитают спокойные дети: они тихие, спокойные, уравновешенные. Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети»: они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные. Черный цвет выбирают дети, подвергшиеся стрессу.
Поэтому, внедряя методику логоцветокоррекции, мы учитывали модальность цвета каждого ребенка инклюзивной группы и стремились к коррекции психоэмоционального состояния по направлению от красного цвета к синему.
Этапы логоцветокоррекции:
1. Определение любимого цвета ребенка для проведения индивидуальной логоцветокоррекции.
2. Определение длительности прохождения следующих этапов логоцветокоррекции: красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, синий (для осуществления фронтальной логокоррекции).
Как правило, на красный и оранжевый этап отводится по 1 занятию, зеленый и фиолетовый – по 2 занятия, желтый –3 занятия, а синий –4 занятия (итого до 13 занятий). Активность и непоседливость детей направляется в русло творческой активности, спокойствия и уравновешенности.
3. Осуществление индивидуальной и фронтальной логоцветокоррекции.
Примерная методика фронтальной логоцветокоррекции (НОД) (старший дошкольный возраст):
1. Мотивирование детской деятельности. Нетрадиционное начало занятия. Установление контакта.
2. Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование). Определение преобладающего цвета в окружающей обстановке и одежде детей и логопеда (заранее с родителями обговаривается преобладающая модальность).
3. Подготовленное чтение детьми с ТНР разноцветных стихов (с учетом их речевых возможностей).
4. Рассказывание логопедом разноцветной сказки. Ответы по содержанию.
5. Игра-драматизация по рассказанной сказке. Импровизация.
6. Рисование по заданию или замыслу одним цветом (карандаши, акварель, гуашь).
7. Выставка рисунков. Выборочный рассказ детей о нарисованном.
Примерная методика индивидуальной логоцветокоррекции (НОД) (старший дошкольный возраст):
1. Оргмомент, сообщение темы занятия.
2. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
3. Пальчиковая гимнастика (в соответствии с нужным цветом персонажа).
4. Артикуляционная гимнастика («Путешествие Язычка в (желтую, синюю и др.) страну»).
5. Автоматизация звука (изолированно, в слогах, словах, предложениях) на цветовом полотне нужной модальности.
6. Физкультминутка (в соответствии с цветом логокоррекции).
7. Звуковой и слоговой анализ (слова нужной цветовой модальности или с элементами нужного цвета).
8. Согласование прилагательного с существительным (прилагательное зависит от цвета логокоррекции). Составление предложений с полученными словосочетаниями.
9. Придумывание разноцветной сказки (по итогам составления предложений).
10. Итог занятия. Поощрение.
Ожидаемые эффекты логоцветокоррекции:
Инклюзивный эффект предполагает развитие у здоровых детей терпимости к недостаткам сверстников, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству; формирование у детей с тяжелыми нарушениями речи положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании; обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Психотерапевтический эффект предполагает развитие (воспитание) интереса у детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности), достижения психологического комфорта и позитивных чувств.
Развивающий эффект предполагает адаптацию в социуме, развитие творческого и личностного потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их, развитие психических процессов у детей, в том числе и речи.
Воспитательный эффект предполагает сохранение и укрепление психического здоровья детей, познание себя и окружающего мира