Урок по математике «Луч»
Луч
Тема: Луч
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление о луче. Познакомить с задачами на нахождение скорости и времени движения.
Задачи:
- закреплять умение выполнять устные вычисления с трёхзначными числами; уточнить понимание взаимосвязи между величинами «скорость», «время», «расстояние»;
- развивать логическое мышление, память, умение анализировать и сравнивать; развивать наблюдательность, вычислительные навыки;
- воспитывать познавательный интерес, умение общаться и сотрудничать.
Оборудование: геометрические фигуры, таблица, карточки с числами.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Ребята, вы готовы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс.
Всё получится у вас!
Я хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть для себя что-то новое.
2. Проверка д / з
Учитель: В д /з нужно было посчитать примеры и решить задачу. Зачитываем пример и называем ответ. Если ответ правильный, то хлопаем, а если ответ не правильный, то поднимаем руки и исправляем. (Учитель вызывает желающих учеников.)
3. Устный счёт
Учитель: Запишите число, классную работу. Приготовьтесь к устному счёту.
- Какое число при счёте следует за числом 499? (500)
- Какое из чисел больше 560 или 650? (650)
- Назовите число в котором 7 сотен, 4 десятка 6 единиц.
- Какое число находится между числами 981 и 983?
- Выразите 600 см в метрах.
- Было 81 кг яблок. Их разложили в мешки по 9 кг в каждый. Сколько понадобилось мешков для яблок?
- Было на огороде 9 грядок. С каждой грядки собрали по 7 кг морковки. Сколько всего кг моркови собрали?
На доске начерчены и пронумерованы линии. Назовите сколько отрезков, прямых линий, ломаных, углов (острых, тупых, прямых)?
4. Объяснение нового материала
Учитель: На доске начерчена прямая линия. Разместим на ней точку, которая напоминает нам солнце. На сколько частей разбилась прямая линия солнышком – точкой? (На две) Что они напоминают? (Лучи солнца)
Значит, так и назовём их - ЛУЧИ.
А цель урока: познакомиться с понятием луч. Познакомить с задачами на нахождение скорости и времени движения.
Сколько получилось лучей? (Два)
(Начала лучей фиксируются жёлтыми точками.) Точка является началом луча. Он обозначается латинскими буквами: на первом месте ставят букву, которой обозначают начало луча. Например: на доске получилось два луча: MN, MP.
Теперь начертим прямую линию и луч. Назовите сходство и различие луча и прямой линии. (Прямую линию можно продолжить в разные стороны, а луч с одной стороны нельзя продолжить)
Учитель: Имеются два существенных признака луча:
1) Луч – это часть прямой;
2) Луч ограничен с одной стороны.
А теперь начертим отрезок. Что вы можете сказать о нём? (Отрезок – это тоже часть прямой, но он ограничен с двух сторон)
Учитель: Давайте обобщим то, что мы только что сказали.
Прямая – без конца и края. (Учащиеся чертят прямую в тетрадях)
Луч – это часть прямой, ограничен с одной стороны.
Луч можно чертить в любом направлении. (Учащиеся чертят луч)
Что можете сказать про слово луч, какое оно? (Слово многозначное: луч солнца, луч от света фонарика, …..)
Отрезок – это часть прямой, ограничен с двух сторон. (Учащиеся чертят отрезок).
4. Работа с учебником
Учитель: Откройте учебник страница 54, урок 90. Просмотрите рамочку и ещё раз расскажите о луче.
Задание № 1 Прочитайте задание, подумайте и ответьте на вопрос: сколько на рисунке лучей? (Ответы детей.) На рисунке 4 луча.
Задание № 2 Прочитайте задачу. Рассмотрите краткую запись к задаче. О чём говорится в задаче? (О поезде) Что о нём говорится? (Что расстояние в 320 км поезд проехал за 4 часа.) Значит, что нам известно? Какие величины? (Расстояние и время) Что нужно найти? (Скорость поезда) Для того, что бы найти скорость обратимся к правилу. Прочитайте ниже правила нахождения скорости. (Чтение правила) Так как можно найти скорость? Что нужно для этого сделать? (Чтобы определить скорость движения, нужно расстояние разделить на время движения. Возвращаемся к задаче. Какие величины нам известны? (Расстояние и время) Что нужно найти? (Скорость поезда) Мы можем её найти? Что для этого нужно? (Нужно расстояние разделить на время движения: 320:4= 8 км / ч)
Задание № 5 Вычислите. У некоторых учеников на парте есть число – ответ, кто слышит свой ответ, тот поднимает карточку и решает следующий пример.
Физкультминутка
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.
Задание № 3 Прочитайте задачу. Рассмотрите краткую запись к задаче. О чём говорится в задаче? (О мотоциклисте) Что о нём говорится? (Что скорость его 40 км / ч, расстояние – 120 км. )Значит, что нам известно? Какие величины? (Расстояние и скорость) Что нужно найти? (Время движения мотоциклиста) Для того, что бы найти время движения обратимся к правилу. Прочитайте ниже правила нахождения времени. (Чтение правила) Так как можно найти время? Что нужно для этого сделать? (Чтобы определить время движения, нужно расстояние разделить на скорость движения.) Возвращаемся к задаче. Какие величины нам известны? (Расстояние и скорость) Что нужно найти? (Время движения мотоциклиста) Мы можем её найти? Что для этого нужно? (Нужно расстояние разделить на скорость движения: 120:40= 3 ч)
Задание № 7 Прочитайте задание. Вспомните: при сравнении трёхзначных чисел на что обращаем внимание в первую очередь? (На сотни, потом десятки и единицы) Устно сравним числа.
Задание № 4 Прочитайте задачу. О чём говорится в задаче? (О космическом корабле) Что о нём говорится? (Что скорость его 490 км / мин, время – 2 минуты.) Значит, что нам известно? Какие величины? (Скорость и время) Что нужно найти? (Расстояние, которое он пролетит за 2 минуты.) Вспомним правило, как можно найти расстояние? Что нужно для этого сделать? (Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.) Мы можем ответить на вопрос задачи? У нас есть все нужные величины для нахождения расстояния? (Да) Оформляем решение задачи. Что запишем? (490 . 2=980 (км) )
Задание № 6 Прочитайте задание. Устно выполним его, выразив см в метрах и дециметрах.
Учитель: Урок подошёл к концу. Чему научились на уроке? Что нового узнали? Что делали? Какие новые слова запомнили? Что обозначают эти слова? Начинать свой ответ можно со слов:
Я узнал….. Я сделал вывод…. Я ещё не понял …..
5. Домашнее задание
Учитель: Закончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И что на уроке вы не ленились.
6. Выставление отметок за урок
Пластинина Галина Григорьевна