Урок математики по теме «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»
Урок математики в 1 классе.
Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Тема урока |
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч |
Цели урока |
1. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами: точкой, прямой линией, кривой линией, отрезком, лучом. Выяснить, какие свойства имеет прямая линия, отрезок, луч. Находить сходство и различие данных геометрических фигур. 2.Развивать математическую речь, пространственное мышление, восприятие, зрительно- моторную координацию, умение строить рассуждения. 3.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, положительное отношение к знаниям, добросовестное отношение к учебному труду. |
Формируемые УУД |
|
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные УУД Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные -считать различные объекты, -распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, кривая линия, прямая, отрезок, луч); -находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч). -чертить прямую, отрезок, луч с помощью линейки. |
|
Оборудование. Компьютер, медиапроектор, презентация в Power Point, линейки, 2 катушки ниток, ножницы, у каждого ученика разрезные цифры, на каждом столе пластилин, шнур (20см). |
Сценарий урока
Этапы урока. Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивирование к учебной деятельности – организационный момент. Личностные -возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи |
Внимание! Слушайте все! Поднимите руки, те, кто хочет сегодня на уроке узнать новое интересное, побыть математиком – исследователем. Я рада, что мы всем классом отправимся за новыми знаниями. Я желаю нам успешной работы. Что пригодится для успешной работы? Проверьте, пожалуйста, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно? |
Обучающиеся высказывают свои предположения; проверят свою готовность к уроку; объясняют, почему важен порядок на рабочем месте. |
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Предметные: -вести счет предметов; составлять выражения по рисунку; повторить состав 5 Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; обосновывать основание для классификации; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Личностные -фиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учебного действия. |
Слайд1 ( 5 линий: из них3 прямые линии, 2 кривые линии; 1 линия красного цвета, 4 линии зеленого цвета ) Как бы вы назвали данные геометрические фигуры? Сколько линий прямых? Сколько кривых? Сколько всего? Составьте выражение. (работают с разрезными цифрами). Сколько кривых? Сколько линий прямых? Сколько всего? Составьте выражение. Что вы заметили? Сколько линий красных? Сколько зеленых? Сколько всего? Составьте выражение. Состав какого числа мы повторили? Каких линий больше? На сколько? На какие 2 группы вы бы разделили эти линии? Как вы думаете, почему мы работаем с данными линиями? Предположите, какова тема нашего урока. Что вы можете сказать о кривых линиях, о прямой линии, о ее свойствах? Слайд 2 (прямая линия) |
Обучающиеся отвечают на вопросы. Выполняют счет предметов, анализируют, обобщают, составляют выражения к рисунку, повторяют состав числа 5, сравнивают, делают выводы. Выполняют классификацию, обосновывают основания для классификации. Высказывают свои предположения. |
Выявление места и причины затруднений - постановка учебной задачи. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний. регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Чего мы еще не знаем о прямой линии? |
Выявляют и фиксируют во внешней речи конкретные знания и умения, которых недостает для решения исходной задачи |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). |
Подводящий диалог. Какие линии мы сегодня будем исследовать? Какова тема урока? ( Слайд 3. На опорной части доски появляются прямая и кривая линии, затем появляется вопрос). Сформулируйте цель нашего урока. Давайте продумаем план работы. Музыкальная физминутка с танцевальными движениями |
В коммуникативной форме уточняют тему урока, ставят цель, составляют план достижения цели. Выполняют танцевальные движения под музыку |
Реализация построенного проекта – открытие нового знания. Предметные: -знакомство с прямой линией, отрезком, лучом; находить сходство и различие прямой, отрезка и луча Метапредметные (УУД) регулятивные: -работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) |
Практическая работа. Двое учащихся получают каждый по катушке ниток, которые связаны незаметным узлом. Учащиеся разматывают нитки, двигаясь по классу. Какую линию мы смоделировали с помощью ниток? Можем ли мы продолжать ее в оба конца? Какое свойство прямой линии мы открыли? Учитель отрезает часть прямой (нитки), прикрепляет ее магнитами (точками) к доске (рабочая часть). Как бы вы назвали эту часть прямой? (Слайд 3. На опорной части доски появляется отрезок) Чем отрезок отличается от прямой? Точка – это что? Учитель прикрепляет часть прямой (нитки), убрав одну точку. Сравните эти две геометрические фигуры. Как бы вы назвали данную фигуру? (Слайд 3. На опорной доске появляется луч) |
Наблюдают. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Высказывают предположения. Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Предметные: -знать свойства прямой линии, отрезка, луча. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) |
Ребята! Вам необходимо смоделировать прямую линию и вспомнить ее свойства и рассказать друг другу. Смоделируйте кривую линию Пожалуйста, смоделируйте отрезок и расскажите, что вы знаете о нем. Пожалуйста, смоделируйте луч и расскажите, что вы знаете о нем. Послушайте загадку. Я люблю прямоту и сама прямая. Начертить ровную черту всем я помогаю. Что это? Как вы думаете, почему данный инструмент так назвали? |
Работают парами, моделируют из шнура прямую линию, проговаривают друг другу свойства прямой, кривую линию, моделируют отрезок, проговаривают его свойства (используют пластилин), моделируют луч, проговаривают его свойства. Отгадывают загадку. Высказывают предположения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Предметные: - -знать свойства прямой линии, отрезка, луча; уметь различать геометрические фигуры (прямую линию, кривую линию, отрезок, луч) Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) |
Учебник, стр.40. Рассмотрите нарисованные линии. Начертите по линейке прямую линию. Проверьте по учебнику. Поставьте две точки, соедините их по линейке, что получилось?.Проверьте по учебнику. Начертите луч. Проверьте. Видиофизминутка – общеразвивающие упражнения, которые ребята выполняют вместе с героями мультфильмов. |
Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку по учебнику. Выполняют общеразвивающие упражнения |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Предметные: - -знать свойства прямой линии, отрезка, луча; уметь различать геометрические фигуры (прямую линию, кривую линию, отрезок, луч) Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль. познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; уметь классифицировать геометрические фигуры, обосновывать классификацию. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) |
Игра «Угадай, что это за линия?» -Я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы- отгадки. - Крашеное коромысло Над рекой повисло. (слайд )4 -Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Слайд 5) -Висит сито – не людьми свито. (слайд6) -В зоопарке, Верь, не верь, Проживает Чудо-зверь. У него рука - во лбу Так похожа на трубу! (слайд7) Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках На листочках, Где станции на точках. (слайд8) Исследовательская работа. Поставьте точку на листе бумаги. Проведите через нее прямую, еще одну, еще одну. Сделайте вывод. Поставьте еще точку на листе, вам нужно провести через нее кривую линию. Нужна ли вам линейка? .Проведите еще одну кривую, еще одну. Сделайте вывод. Работа в тетради, стр.15. Разделите все линии на две группы. Запишите номера линий в каждой группе. Проверьте друг у друга..Через две отмеченные точки проведите прямую линию. Сколько прямых можно провести через две точки? Какой можно сделать вывод? Через эти же две точки проведите кривую, еще одну, еще одну. Сделайте вывод. Нарисуйте солнышко и начертите его лучи. Сколько лучей можно провести из одной точки? Сделайте вывод. Тест ( У каждого ученика лист, на котором начерчены прямая линия, отрезок, луч, точка, кривая линия, рядом с каждой фигурой – пустой квадрат) Поставьте рядом с прямой линией цифру 1, с отрезком – 2, с лучом – 3, с кривой линией – 4, с точкой -5. Музыкальная пауза |
Отгадывают загадки. Выполняют исследовательскую и практическую работу. Анализируют, обобщают, делают выводы. Выполняют взаимопроверку. Отвечают на вопросы теста. Учащиеся слушают отрывок из классической музыки не более 1минуты |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Опорная доска- слайд 3. Какую задачу ставили? Удалось ли ее решить? Каким способом? Какие получили результаты? Где можно применять новые знания? Нарисуйте на листочке лестницу успеха и оцените свою деятельность на уроке. Некоторые дети поставили себя на среднюю ступеньку. О чем это говорит? Я рада, что многие ребята поставили себя на верхнюю ступеньку. Молодцы! Слайд 4 (ломаная линия) – посмотрите на эту линию, я надеюсь услышать на следующем уроке ваши рассуждения о ней. Спасибо за урок. |
Анализируют, фиксируют новое содержание, изученное на уроке . Проводят самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результат, намечают дальнейшие цели деятельности. |