Проект урока математики по теме «Плоскость. Прямая. Луч» (5 класс)
Самостоятельная работа
DOCX / 12.37 Кб
Лист самооценки
DOCX / 13.61 Кб
Проект урока математики в 5 классе | |
Учитель | Лукина Светлана Владимировна |
Место работы | МБОУ «Карагайская СОШ№2» |
Должность | учитель математики |
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Тема | Плоскость. Прямая. Луч |
Базовый учебник | Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика. 5 класс» М: «Мнемозина» 2015 |
Части проекта | 1.Паспорт урока. 2.Технологическая карта хода урока. 3.Приложения. |
Допускаются следующие аббревиатурные сокращения: | ПОР – планируемые образовательные результаты; ЛР – личностные результаты; МР –метапредметные результаты; ПР – предметные результаты; ПУД – познавательные учебные действия; РУД – регулятивные учебные действия; КУД – коммуникативные учебные действия. |
Паспорт урока математики в 5 классе | |
Тема урока | Плоскость. Прямая. Луч |
Учитель | Лукина Светлана Владимировна |
Образовательная цель | Формирование познавательной культуры личности, развитие теоретического мышления пятиклассников на основе овладения правилами |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: активно и заинтересованно выполняет все задания на уроке; ЛР-2: развивает готовность к самоообразованию ПУД-1: определяет способы действий в рамках предложенных условий и требований ПУД-2: корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией ПУД-3:обобщает информацию и делает выводы КУД-1:выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками РУД-1: формулирует учебную задачу РУД-2: контролирует и оценивает свою деятельность на уроке, результаты решения учебной задачи РУД-3: адекватно оценивает свои учебные действия ПР-1: распознаёт на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямая, луч. |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Обыкновенные дроби» | Ученик научится выполнять |
Программное содержание | Плоскость. Прямая. Луч. |
Мировоззренческая идея | Умение применять распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямую, луч обеспечивает практическую возможность использования этих знаний в разных сферах жизни |
Ценностно-смысловые ориентиры | Наука. Познание. Культура |
План изучения учебного материала | Сравнение фигур с отрезком. Сравнение луча и прямой. Сравнение луча и отрезка. |
Основные понятия | Плоскость, прямая, луч |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Форма урока | Урок-размышление |
Образовательная технология | Развивающего обучения |
Оснащение урока | Компьютер, проектор, |
Мизансцена урока | Традиционная |
Домашнее задание | §4, № 86, 89, 106, доп. № 111. |
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкин | ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ПОР | |
Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Ну-ка, проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка… | Включаются в деловой ритм урока. | | |
2. Активизация знаний обучающихся. | Верным помощником на уроке у нас будет самая маленькая геометрическая фигура "Весёлая точка". Прочитайте числа 180000509, 300001700, 608600005003 (фронтально) Какое число нужно вписать в последнюю клетку? (индивидуально по цепочке) 63:9+23:6·7+15= 63:7·9+6:10+24= Выразите в дециметрах: 50 см, 230 см, 67 м, 800 м в метрах: 600 см, 30 дм, 2 км, 12000 мм | | ЛР-1 ПР-1 ПУД-1 РУД-2 РУД-3 | |
| 2. Расшифруйте слова: КОСТЬПЛОС, МАЯПРЯ, РЕЗООТК, КАТОЧ, ЧУЛ, ТКИНИ. Все ли расшифрованные слова вам знакомы? Где вы с ними встречались? Какое слово лишнее? Все эти слова сегодня помогут нам сделать открытие. | Это слова "плоскость", «прямая», «отрезок», «точка», «луч», «нитки». На уроке математики, а нитки на уроке труда. Нитки. Они не относятся к уроку математики | | |
Целеполагание | Рассмотрите фигуры на доске. В какие группы фигуры можно объединить? Но возникает проблема: куда можно отнести фигуры 1, 3 и 4? | В ходе рассуждения: можно разбить на 3 группы: мы рассмотрим «отрезки» | ЛР-1 РУД-1 | |
Изучение нового материала | Понятие плоскости (с. 27-28 рассмотреть на окружающих примерах) Сравните фигуры с отрезком Что можно сказать? Можно ли эту фигуры назвать отрезком? Почему? Давайте выполним одну операцию. В руках у меня 2 катушки тесьмы. Мы раздвигаем их в разные стороны. Что заметили? Можно ли её продолжить в обоих направлениях? А эту прямую можно изобразить на доске? (Строим на доске, а дети в тетради).
Без начала и без края линия прямая, Хоть 100 лет по ней идти, Не найдёшь конца пути. (Эта геометрическая фигура – прямая.) У людей есть имена, у животных клички. А прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами. Предложите имя прямой линии. Вывод: у прямой линии нет ни начала, ни конца. Мы можем изобразить только маленькую часть прямой линии. Её можно продолжить. Весёлая Точка поможет нам ещё поработать с прямой линией. Поставьте точку, проведите через неё прямую линию. Можно ещё провести линию через эту точку? Сколько прямых линий можно провести через одну точку?
Поставьте 2 точки. Через эти точки проведите прямую линию. Можно ли ещё провести? А К
Вывод: через 1 точку можно провести сколько угодно линий, а через 2 точки – только 1. Теперь прямую линию я разрежу. (К месту разреза прикреплю Солнышко). Что получилось? На что похоже?
О новой фигуре разносится весть Конца пусть в ней нет, Начало-то есть! И солнце, тихонько взойдя из-за туч, Сказало: «Друзья, назовём его луч!» Можно ли продолжить луч со стороны разреза? А с другой стороны? СРАВНИТЕ луч и прямую линию. Начертите луч на доске и в тетради Луч обозначается двумя прописными буквами. На первом месте всегда указывается начало луча. Поставьте точку, проведите луч, а ещё можно провести из этой точки, ещё… Какие лучи бывают? Вывод: луч – это прямая линия, ограниченная с одной стороны. Из 1 точки можно провести бесконечное множество лучей. | Это прямая линия, только в воздухе Луч солнца Нет, мешает круг и нечего продолжать Можно продолжить до бесконечности Прямую линию можно продолжить в обе стороны. Луч только в одну. Луч имеет начало Солнечные лучи, лампа, фонарик и т.д. | ЛР-1 ПУД-1 ПУД-3 КУД-1 РУД-2 РУД-3 ПР-1 | |
Физкультминутка. | ||||
| У луча я отрезаю ту часть, которую можно продолжить…и прикреплю ещё одну точку. Что получилось? Линия, ограниченная с двух сторон. СРАВНИТЕ луч и отрезок. Можно отрезок изобразить на доске и в тетради? Точки две поставь в тетради, Чтоб потом нарисовать между ними Под линеечку – прямую, И окажется, мой друг, Что отрезок вышел вдруг, Только точкам имена дать ты Не забудь! Отрезок обозначается двумя буквами, но порядок при чтении и записи не имеет значения. Вывод: отрезок – это часть прямой, ограниченная с двух сторон. Что нового узнали об этих фигурах? Вывод: луч, прямая – это геометрические фигуры. Работа с учебником §4 с.17-28. | Отрезок У луча есть только начало. Отрезок имеет и начало и конец. | ЛР-2 | |
Первичное закрепление нового материала. | Задание 1. На доске изображены геометрические фигуры
Найдите отрезок, луч, прямую. Обоснуйте свой ответ. Можно ли сказать, что они пересекающиеся? А могут ли они пересечься? | | ЛР-1 ПУД-1 РУД-2 ПР-1 | |
Обучающая самостоятельная работа. | Самостоятельная работа Плоскость. Прямая. Луч Приложение 2 | | ЛР-1 РУД-2 ПР-1 | |
Подведение итогов урока. | Вопросы: 1-7 с. 29. Соедините названия фигуры с фигурой. Подберите правильное название.
ОТРЕЗОК ЛУЧ ПРЯМАЯ ПЛОСКОСТЬ
ПРЯМАЯ – не имеет начала и конца; можно обозначать одной или двумя буквами; через одну точку можно провести сколько угодно линий, через две – только одну. ЛУЧ - прямая, ограниченная с одной стороны; продолжать можно только в одну сторону; из одной точки можно провести сколько угодно лучей; лучи бывают разные. ОТРЕЗОК – прямая линия, ограниченная с двух сторон; на одной прямой может быть несколько отрезков; любую прямую можно превратить в отрезок. ПЛОСКОСТЬ - воображаемая геометрическая модель; модели части плоскости: тетрадь, крышка стола, пол, стены, поле, море и т.д. Плоскость бесконечна, её нельзя изобразить. Нарисуйте свое настроение в виде солнышка в конце урока. Вы сегодня дружно и творчески работали (Оценивается работа обучающихся). | | ЛР-1 ПУД-1 РУД-2 РУД-3 ПР-1 | |
Домашнее задание | §4, № 86, 89, 106, доп. № 111. | | |