12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Недбайлович Ирина Владимировна78
Россия, Пермский край, Кунгур

Тема урока: «Луна – спутник Земли»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:  Сформировать представления о Луне, как естественном спутнике Земли.

Задачи:

Обучающие: формирование понятия «Луна – спутник Земли», её значение для Земли.

Развивающие: формировать умение работать с рисунками, текстами. Развивать устную и письменную речь, интерес к изучению спутника Земли, стремление  к  самостоятельному поиску  знаний.

Воспитательные: реализовать принцип связи изучаемого   на уроке материала  с жизнью,  формирование экологической культуры, бережного отношения к природе своей страны, как части природы Земли, воспитывать дисциплинированность, познавательный  интерес к предмету, географическую культуру.

Планируемые образовательные  результаты:

Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке. Формирование устойчивых установок  ответственного поведения в географической среде обитания всего живого, в том числе человека.

Метапредметные:  умение работать с текстом, выделять в нём самое главное; умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение ориентироваться в окружающем мире.

Предметные: формирование представлений  о географической науке и её роли в освоении планеты человеком, в том числе охране окружающей среды и рациональном природопользовании.  Знать понятия: Луна, географическое положение Луны физические свойства, отлив, прилив.

Оборудование: схема строения Солнечной системы, фото видимой стороны Луны, таблички с названиями астронавтов, тексты, опорные конспекты учащихся, дорожные карты группы, презентация, проверочные задания ЕНГ для группы.


ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

Здравствуйте ребята! Сегодня я вам предлагаю провести необычный урок географии, а заседание научного совета, где вам придется анализировать, делать выводы, считать.

II. Подготовка учащихся к изучению нового материала

Послушайте загадку и определите, к изучению какой темы мы приступаем:


Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.


Вопрос: Что же это за друзья? (спутники планет)

Правильно, планеты мы уже изучили, а теперь переходим к изучению их спутников.

Спутники — атрибут многих планет Солнечной системы. А что вы помните про спутники газовых гигантов? ( их много)

Что известно про спутники планет земной группы? (1-2 или совсем нет)

- Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? (Это спутник Земли.)

Значит, о чем мы сегодня будем говорить? (о Луне)

Как красиво сформулировать тему урока?

III Формулирование темы и целей урока.

Итак, тема нашего урока: “Луна – спутник Земли”. Возьмите опорный конспект и впишите туда тему урока.

Опорный конспект.

Тема урока «______________________________________________________»

Луна _____________________ спутник Земли, который вращается по своей собственной _____________________.

 2.     Луна имеет форму ______________.

Расстояние до Луны примерно ________ тысяч километров.

Темные пятна называют лунными _______________, а светлые - ______________. На них есть _______________, а в морях совсем нет ___________.

У Луны не сформирована _____________, поэтому тепло на ней ____________.

Диаметр Луны ____________ диаметра Земли. Масса  Луны  

меньше   __________ раз. Притяжение Луны слабее, чем на   Земле, все предметы ______ .

Итальянский астроном ________________ при помощи зрительной трубы провел первые детальные наблюдения нашего спутника.

Одни из первых людей на Луне – ________________ и ______________.

В ________ году первый российский луноход передал _________ Луны, а так же доставил на Землю образцы ________.


Начнем с определения этого понятия.

IV. Изучение нового материала

Что такое или кто такой спутник  ? В толковом словаре С.И. Ожегова спутник – это:

Тот, кто совершает путь с кем-нибудь.


Спутник — это небесное тело, обращающееся по определенной орбите вокруг другого объекта в космическом пространстве.

Различают искусственные и естественные спутники. Искусственные спутники появились на орбите Земли совсем недавно , в ХХ веке.

Естественные спутники образовались вне зависимости от деятельности человека.

Луна обращается вокруг Земли и вместе с Землей – вокруг Солнца. А значит, Луна является частью Солнечной системы.

t1675131510aa.jpg

А теперь попробуйте найти место Луны в космическом царстве.

t1675131510ab.jpgt1675131510ab.jpgt1675131510ab.jpg

t1675131510ac.png

А что же расположено дальше от Земли – Луна или Солнце?

Видели ли вы Луну?

Что вы о ней знаете?

А все ли вы знаете о ней или хотите ли узнать больше? 

Давайте сформулируем, что мы можем узнать о ней в течении этого урока

Физические свойства Луны

Поверхность Луны.

Изучение Луны человеком.

Влияние Луны.

Сегодня вы будете настоящими исследователями. Будете анализировать и на основе научных текстов делать выводы.

Приступим к поиску ответов на наши вопросы. В этом нам помогут тексты и опорные конспекты.

Работа по группам (секциям)

историческая

географическая

физическая

исследовательская

Вручение дорожных карт

Работа группами _____________ мин

ДОРОЖНАЯ КАРТА

Секция № 1 _________________________________


ФИО


ФИО

1


4


2


5


3


6


Инструкция для выполнения заданий

Внимательно прочитать предложенную информацию на секции;

Записать важные моменты в каждой секции в опорный конспект;





Проверка работы групп. Дополнения учителя.

В ранние времена годы существовало много заблуждений о том, что такое Луна. Некоторые древние верили, что Луна – это пылающий огненный шар.

В III веке до нашей эры великий астроном Аристарх Самосский вычислил, что расстояние между Луной и Землей составляет 60 земных радиусов (результат Аристарха оказался удивительно точным)

Леонардо да Винчи делает рисунки поверхности Луны. Более светлым цветом он обозначает “водные пространства”, а темным — “сушу”.
В 1615г. Итальянский астроном Джованни Ричолли опубликовал карту Луны и ввел обозначения большей части рельефа. Для «морей» и «океанов» он выбирал имена, не связанные с земными, но очень романтичные: Океан Бурь, Море Дождей, Озеро Сновидений, Залив Радуги, Болото Туманов. Кратеры получили имена Галилея, Архимеда .



1609 году итальянский астроном Галилео Галилей при помощи своей зрительной трубы провел первые детальные наблюдения нашего спутника. В свое устройство он увидел гористый рельеф, кратеры, низменности.
В 1959 г. впервые была сфотографирована обратная сторона Луны.



Результат проверочного задания ЕНГ «Лунный спецназ»







количество баллов____________ оценка ________________





Рефлексия



t1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gif







1____________ 2___________ 3___________ 4___________ 5__________ 6_________

Дополнение:

t1675131510ae.jpg



ДОРОЖНАЯ КАРТА

Секция № 2_________________________________


ФИО


ФИО

1


4


2


5


3


6


Инструкция для выполнения заданий

Внимательно прочитать предложенную информацию на секции;

Записать важные моменты в каждой секции в опорный конспект;



Форма  Луны близка к шару. Расстояние от Земли до Луны – 384 467км, поэтому она нам кажется маленькой, хотя её диаметр лишь  в 4  раза  меньше  диаметра  Земли. Это самое близкое к Земле космическое тело. Масса  Луны  меньше  массы  Земли приблизительно в 80 раз. Притяжение Луны примерно в 6 раз слабее, чем притяжение   Земли,

На Луне хорошо заметны светлые и темные пятна. Темные пятна называют лунными морями, Светлые участки поверхности Луны называют материками, на которых есть еще и горы. Лунная поверхность покрыта слоем реголита (песочной пыли черного цвета), который возникает от постоянного падения и разрушении метеоритов . Поверхность Луны каменистая и очень неровная.



Результат проверочного задания ЕНГ «Лунный спецназ»

количество баллов____________ оценка ________________



Рефлексия



t1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gif







1____________ 2___________ 3___________ 4___________ 5__________ 6_________



Дополнение:

Лунные моря - это кратеры, возникшие в результате столкновений с метеоритами.

Опыт: в блюдечке мука, бросаем туда шар из пластилина, образуется кратер и горы.



На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на    Луне вы весили бы в 6 раз меньше. Зная свой вес на Земле, подсчитайте, сколько бы вы весили на Луне. 



ДОРОЖНАЯ КАРТА

Секция № 3_________________________________


ФИО


ФИО

1


4


2


5


3


6


Инструкция для выполнения заданий

Внимательно прочитать предложенную информацию на секции;

Записать важные моменты в каждой секции в опорный конспект;



У Луны не сформирована атмосфера, поэтому тепло на ней не задерживается и суточные перепады температуры могут быть огромными — днем + 130 градусов, ночью — до −150. Но поверхность Луны окружена тонким слоем газов. Это: аргон, азот, гелий, неон, водород, метан, аммиак, углекислота. На Луне нет атмосферы и поэтому никогда не бывает ветра. И когда на нее ярко светит солнце, небо остается черным.

До середины XX века ученые были уверены, что на Луне нет воды. Но теперь известно, что на ней есть вода, но не в жидкой форме, а в виде льда. Считается, что вода попадает на Луну вместе с падающими на ее поверхность метеоритами.

Результат проверочного задания ЕНГ «Лунный спецназ»

количество баллов____________ оценка ________________

Рефлексия



t1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gif







1____________ 2___________ 3___________ 4___________ 5__________ 6_________



  Дополнение: Поскольку на Луне нет воздуха, даже лунным днем, когда на нее ярко светит солнце, небо остается черным.

   - Смотрите: этот след оставил астронавт, высаживавшийся на поверхности Луны.

t1675131510af.png t1675131510ag.jpg

     - Этот след сохранится на миллионы лет. Почему? (Да потому что на Луне нет воздуха, а, значит, нет и ветра, который мог бы уничтожить этот след).



ДОРОЖНАЯ КАРТА

Секция № 4 _________________________________


ФИО


ФИО

1


4


2


5


3


6


Инструкция для выполнения заданий

Внимательно прочитать предложенную информацию на секции;

Записать важные моменты в каждой секции в опорный конспект;



Работа над программой «Человек на Луне» началась в США в конце 60 - х годов. 16 июля “Аполлон - 11” стартовал к Луне и 19 июля вышел на лунную орбиту. 21 июля 1969 на Луне впервые высадились люди - американские астронавты Н. Армстронг и Э. Олдрин. Они провели на Луне ряд исследований: измерения теплового потока, магнитного поля, уровня радиации, состава солнечного ветра .

На Луне были оставлены приборы, автоматически передающие информацию на Землю. Сейсмометры зафиксировали удары от падений метеоритов и “лунотрясения”.

Огромный вклад внесен в изучение Луны нашими учеными. 17 ноября 1970 года был направлен на Луну первый луноход. Который впервые передал изображения поверхности небесного тела, а так же доставил на Землю образцы лунного грунта,

Всего на Луне побывало 12 астронавтов, некоторые пробыли на Луне несколько суток, в том числе до 22 часов вне кабины, проехали на самоходном аппарате несколько десятков километров. Ими был выполнен большой объем научных исследований, собрано свыше 380 килограммов образцов лунного грунта. На современном этапе существует несколько программ, проводимых Китаем, Индией, Россией, США.


Результат проверочного задания ЕНГ «Лунный спецназ»

количество баллов____________ оценка ________________


Рефлексия



t1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gift1675131510ad.gif







1____________ 2___________ 3___________ 4___________ 5__________ 6_________



t1675131510ah.png

Дополнение: Всего на Луне в разное время побывало 12 человек. Все вместе они прошли и проехали по ее поверхности около 100 км. Более 400 кг лунного грунта было доставлено на Землю. Ученые, изучая лунный грунт, обнаружили его сходство с земными породами.

И вот уже более 400 лет пополняются знания о нашем спутнике Земли.


Как же получилось так, что Луна стала спутником Земли? Существует несколько предположений (гипотез). Одна из гипотез такова.

Несколько миллиардов лет назад и Земля, и Луна независимо одна от другой образовались из космической материи в различных областях мирового пространства. А потом Луна в небесных странствиях неосторожно подошла слишком близко к Земле, и наша планета, пользуясь своей большей массой, захватила Луну в плен по законам притяжения и сделала своей спутницей.

t1675131510ai.jpg

t1675131510aj.jpgt1675131510aj.jpg

Движение  Луны  влияет   на  перемещение   водных   масс  Земли.  Лунное притяжение является причиной приливов. Вместе с вращением Земли приливы перемещаются вдоль морей и океанов следом за Луной с востока на запад со скоростью 1800 км/год. В открытом море уровень воды повышается на 12 м, а вдоль побережья – на 45 м. Притяжение Луны дважды в сутки изменяет давление воздуха на несколько мм.рт.ст. и поднимает почву в среднем на  40 см.

     - Луна во все времена вдохновляла людей. Ее писали художники на полотнах, ей писали стихи поэты. Посвящали музыкальные произведения композиторы.



V. Закрепление знаний.

Приобретать знания –      храбрость.

Приумножать –        мудрость.

А умело применять – искусство!


Выполните задание ЕНГ «Лунный спецназ». Во время выполнения звучит музыка Л Бетховена “Лунная соната”.

Проверка задания.


VI.Рефлексия

- Многим людям поверхность Луны напоминает рожицу.

Но на самом деле никакой рожицы там нет.


Мне очень хочется узнать ваше отношение к уроку, нарисуйте смайлик


t1675131510ak.jpg

1 2 3

1-отличный урок, заставляющий работать

2- обычный урок, ничего нового

3 – бесполезный урок

VI. Домашнее задание

Прочитать сказку и ответить на вопросы.


Сказка “Кто обгрыз месяц”

Однажды ночью на пороге старого, скрипучего дома сидели два голодных мышонка Пип и Скрип. Сидели. Болтали хвостиками и смотрели на месяц

- Наверное, месяц очень вкусный, жаль, что не достать, - вздохнув, сказал Пип.

- Вкусный? С чего ты взял?- удивился Скрип.

- Месяц точь-в-точь как ломтик сыра. Даже темные пятнышки видны. Это, конечно, дырочки. А самое главное, я заметил, что ломтик

все время кто-то объедает. Прошлым вечером он был гораздо больше, а

позапрошлым - совсем большой.


- Верно,- подумав, - отозвался Скрип. Я тоже заметил. И я знаю, кто им лакомится: летучие мыши! Они каждую ночь улетают куда-то с чердака, наедаются досыта, а к утру возвращаются. Давай их попросим, чтобы они и нам принесли кусочек.

Побежали мышата на чердак, но летучие мыши только головой покачали.

Чудаки! - смеялись летучие мыши. - Разве нам до месяца

долететь?! Да и сыр мы не едим, мы ловим комаров да бабочек. Это,

наверное, ласточки рано утром расклевывают ломтик, пока его не убрали с неба”.

Едва рассвело, мышата Пип и Скрип отыскали ласточек, сели у телеграфного столба, и, задрав мордочки, запищали:

Ласточки, ласточки, это вы клюете месяц? Принесите нам кусочек сыра!”.

Чудаки! - защебетали ласточки. - Нам до месяца ни за что не долететь. Мы ловим комаров да мошек. А сырную краюшку наверняка орел клюет, он летает выше всех”.

Что делать, отправились мышата к орлу. Но и орел ответил им: “До месяца мне не долететь”.

Но ведь ночью кто-то обгрызает месяц! Кто же тогда? Вон уже только корочка осталась.

Мне филин говорил, - будто ночью на небе появляется какой-то страшный черный зверь. Глаза у него горят, усы топорщатся. Он-то, наверное, и объедает месяц”.

Вернулись мышата домой, дождались ночи, стали караулить - какой-такой черный зверь придет месяц доедать? Смотрели-смотрели…

И вдруг Пип закричал:

Ой, я вижу два зеленых глаза. Это, наверное, летучий кот!”.

Тут Пип и Скрип запищали от ужаса и спрятались в норку.

С той поры мыши никогда не облизываются на месяц.


Ребята, а вы можете объяснить, что наблюдали Пип и Скрип?

Почему меняется внешний вид Луны, то большая круглая, то корочка, то исчезает?

Что мы чувствуем, когда Луна растет, и когда она убывает?

t1675131510al.jpg















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.