Внеклассное экологическое мероприятие «Люблю тебя, матушка Земля»
Учитель: Баликоева А.М. РСО – Алания.
«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МАТУШКА-ЗЕМЛЯ!»
Цель: научить учащихся ценить, понимать и любить красоту природы, считая, что полюбив природу, они будут ее беречь.
Задачи:
Обучающие: углубить знания учащихся, связанные с изучением темы «Природа», расширить кругозор учащихся, углубить экологические знания учащихся.
Развивающие: формировать умение ребят работать в группах; наблюдательность, развить интерес и любовь к окружающему миру.
Воспитательные: воспитать глубокие переживания, чувства красоты родной природы и не исчезающее чувство любви к родным местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и превращается в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств – в любовь к Родине. Воспитать у учащихся гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на земле.
По окончании занятия учащиеся смогут:
- воспринимать красоту природы;
- научатся понимать всю мощь природы;
- научатся беречь и защищать природу;
- ценить природу как Божественный дар.
Ресурсы: плакаты с высказываниями, пустые кластеры для всех групп, заготовки для сбора рабочих содружеств.
«Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»
Л. Н. Толстой
Стадия вызова
Этап мотивации: В самом начале классного часа раздаются карточки в расчете на каждого ученика. В карточках написаны фразы, описывающие природу.
ЗАДАНИЕ: «Поговорим с природой» Представить предложенную ситуацию и продолжить данную фразу. Учитель должен показать пример одного предложения, чтобы учащиеся поняли, что от них хотят услышать.
Первая группа
Лучи яркого солнца сегодня весь день слепят глаза, и напоминают мне …
Наблюдая величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами …
Золотая осень налетает с ветром, осыпает все вокруг багрянцем и золотом, дарит нам …
Взгляните на небо: легкие облачка, розовые, пушистые, так прекрасны, словно написаны … нежные, быстро меняющиеся оттенки неба, освещенного последними лучами заката …
Весной все пробуждается от зимнего сна, поет и ликует. Деревья одеваются в нежную зеленую дымку…
Рассвет, ночь прячется за горизонт, на землю приходит розовое утро. Солнце вот-вот появится и озарит землю своими …
Вторая группа
Меня утром разбудило вдохновенное пение птиц, которое …
Звонко вдали кукушка куковала от звуков, которой так и хотелось …
Как безумная, рядом кричала галка, от чего захотелось …
Маленькие ласточки смотрели с гнезда, открыв свои желтые ротики, так …
Маленькие котята легли на солнышко, и мне захотелось …
Мелькнула пушистым хвостиком мимо меня цепкая белка, и я …
Острокрылый орел зорко смотрит с вышины словно …
Третья группа
Дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как …
Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую …
Золотая осень налетает с ветром, дарит нам осенний дождь …
Удивительно синее небо и омывает прозрачными струями воды …
Взгляните на небо: легкие облачка, розовые, пушистые, так прекрасны, словно написаны кистью живописца в ожидании живительного дождя …
В дождь березы кажутся …
Четвёртая группа
Когда смотрю на красоту цветов, мне кажется, что …
Этот цветок так благоухает, что …
Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется
Находясь в еловой роще, я чувствую …
Я иду теплым утром по траве, и я ощущаю …
Летний, пышный, яркий наряд деревьев вызывает при взгляде на них ...
Наблюдая за яркими, сочными красками ягод мне кажется …
«Человек должен украшать землю». М. Шолохов
Учитель. У кого содержание текста связано с растением подойти к первому столу, с явлениями природы ко второму столу, с пением птиц к третьему столу, с водой к четвертому столу. Класс из 24 учеников разделили на 4 группы. Назовём группы «фауна» «флора» « воздух» «вода»
Мы сегодня научимся созерцать красоту окружающей действительности, научимся быть в единение с природой, погрузимся в уникальные явления, происходящие только на нашей прекрасной земле. Вы даже не знаете, что в результате такого единения возникает особое настроение, которое, несравнимо ни с каким чувством удовлетворения.
В древности люди очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям, песням, пословицам и поговоркам. Считая всю окружающую природу проникнутой божественным началом от самого малого ее проявления до космических масштабов. Наши предки относились к ней очень бережно, и причинение вреда какой-либо ее части без крайней на то нужды было немыслимо. Уничтожение птицы, зверя или рыбы допускалось только в тех пределах, которые были необходимы для поддержания жизни. Поэтому славяне не приносили в жертву животных, птиц и рыбу, а делали подношение «от трудов своих» – молоко, зерно, овощи и медовый квас. Относились к своей земле не просто как к занимаемой территории, а как к матери - Мать Сыра - Земля, которую они почитали священной и во все времена берегли ее и защищали даже ценою собственной жизни. Не разрешалось на Землю грызть семечки и плевать. Это считалось большим грехом. Еще в древней Руси знали основные правила обращения с природой, сегодня мы их называем законами экологии.
Скажите, какие это законы?
Ответы учащихся:
Первый закон: «Все связано со всем». В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах. Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За все приходится платить.
Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природу приносят огромный вред.
Наблюдайте за природой, учитесь у нее, восхищайтесь ею, созерцайте всё прекрасное,
берегите ее!!!
Конкурс «Благодарность природе-матушке Земле»
ЗАДАНИЕ: Заполните ячейки кластера словами, за которые желаете поблагодарить природу-матушку Землю. Каждая группа получает чистый бланк кластера. Группы за две минуты должны заполнить ячейки. Лучшая группа получает жетон в форме лучика солнца.(Кластер в документе)
БЛАГОДАРЮ тебя ЗЕМЛЯ - за воду, кислород, за пищу, ягоды, цветы, за красоту, за фауну, флору, нефть. За всё тебя Земля – благодарю, а значит, я тебя сохраню!
Учитель. Сегодня люди, изучив законы природы, и делая изобретения, стали себя считать хозяевами Земли. Человек – это небольшая и хрупкая частица большого и гармоничного мира, который мы величаем природой. Не царь, а именно частица. На самом деле мы приходим в гости. Пребывая в гостях нужно знать правила уважительного поведения? И даже если ты знаешь массу тех законов, которыми руководствуется природа, это вовсе не означает, что их нужно использовать исключительно ради личного потребления. К тому же человек научился всему что имеет, позаимствовав у природы множество оригинальных и необычных идей. Она создала свои творения с максимальной эффективностью как сама ПРИРОДА. Заимствование и использование человеком в своих целях изобретений природы, ее идей получило название бионика. Например, по принципу работы крыльев насекомых созданы ветряные мельницы. Наблюдая, как паук плетет паутину, человек научился делать сети, и множество других открытий посмотрим в презентации. На слайдах красочно оформлены открытия, которые человек взял у природы-матушки.
(5 мин. идёт демонстрация презентации)
Правильный вариант презентации "Бионика"
PPTX / 13.35 Мб
презентация "БИОНИКА"
« Всё совершенствует природа» Лукреций
Учитель. Когда жили наши предки, их окружала совсем другая природа, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в синем небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. Совсем недавно человечество осознало, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц — становится все меньше и меньше.
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам.
Конкурс «10 НЕ»
Задание: за 2 минуты заполнить ячейки кластера. Каждая группа получает красочный чистый бланк, и ученики вписывают сообща свои варианты ответов. Такая форма работы заставит учащихся задуматься над проблемами загрязнения природы. Пример заполнения кластера. (Кластер в документе)
Не разоряй муравейники!
Не убивай пауков!
Не сжигай листья и поля!
НЕ
Не разоряй гнезда!
Не оставляй за собой мусор!
Не убивай дождевых червей!
Не лови бабочек!
Не оставляй костёр в лесу!
Не рви полевые зря цветы!
Каждая группа учеников комментирует свои ответы. Кто быстрее и лучше защитит ответы, получает жетон – лучик Солнца.
Учитель. Чтобы сохранить природу нужно знать не только законы Природы, но и экологии души. Учитесь у мудрой природы! Берите у нее самое лучшее! Ищите новые краски и впечатления в той красоте, что вас окружает! Черпайте вдохновение в каждой секунде ваше жизни!
Каждый из нас может внести свой вклад в дело сохранения Природы!
КОНКУРС: « Что могу сделать Я, чтобы сохранить природу»
(Кластер в документе)
Организовывать субботники .
Бережно относиьтся к лесу.
Тушить костер за собой во время отдыха.
ЧТО МОГУ СДЕЛАТЬ Я!
Выбрасывать мусор раздельно.
Отказаться от пластиковых пакетов и бутылок.
Приобретать экологические пакеты.
Бережно относиться к животным, птицам, насекомым.
Не лить воду напрасно.
Каждая группа учеников комментирует свои ответы, и получает жетон – лучик Солнца.
«Природа – это не то,
что мы получили в наследство от предков,
а то, что мы взяли в долг у потомков»
Древняя индейская сентенция
Учитель: Человек забывает, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжает хищнически добывать полезные ископаемые, рубит леса. Забыли о том, что жизнь не может существовать вне природы. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания! Развивается наука, техника, облегчается труд человека. Люди стали жить в более комфортных условиях. Но вместе с тем наблюдаются тревожные сигналы! Демонстрация презентации «Как люди губят свою Землю»
презентация "Как люди губят свой дом"
КОНКУРС: «Тревожные сигналы ПРИРОДЫ!»
Заполнить ячейки кластера. (кластер в документе)
Ухудшается качество питьевой воды! Качество пищи!
С лица Земли уже исчезают виды млекопитающих и птиц!
Наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведёт к заболеваемости!
В моря, океаны, реки выбрасываются отходы!!
ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ ПРИРОДЫ!
Вырубаются леса – «легкие природы»!
Загрязняется воздух заводами и транспортом!
Растения и животные организмы, становятся накопителями металлов и химических соединений!
Большие территории подвержены радиоактивному загрязнению!
Каждая группа учеников комментирует свои ответы. Кто быстрее и лучше защитит свой кластер, получает жетон – лучик Солнца.
«Человек должен устраивать землю так же заботливо,
как он привык устраивать свое жилье, свой дом». М. Горький.
УЧИТЕЛЬ:
Интересное существо – человек: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он считает это само собой разумеющимся и грустит о том, чего у него пока нет. Получив это, он, не успев поблагодарить, сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь там, где нас еще нет, наша жизнь в том, чего мы еще не можем себе позволить. Но как можно грустить о чем-то, когда прекрасная природа рядом. Что может быть прекрасней природы нашей Земли!! Мы живем на чудесной Земле! Мы учимся у Природы! Она нас кормит, поит. Надо только отвлечься от повседневной суеты, и научиться видеть все прекрасное рядом!
Если быть наблюдательнее, то можно очень много полезного почерпнуть у Природы, так как вся жизнь идет по одинаковым законам. Когда голубь боится от нападения орла, то поднимается все выше ввысь, так и человек, чтобы не погрузиться в земных греховных страстях он должен подняться духовно выше, и тогда не позволит себе варварского отношения к Природе!
Деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил. То же происходит с людьми, тот, кто мыслит глубоко, верует в творца и в себя, легко справляется с жизненными трудностями, наполняя сердце верой, надеждой и любовью ко всему Земному. Испокон веков дальновидные и мудрые люди задумывались о сохранении природных богатств, заботились о чистоте рек и озер, о густоте лесов и плодородии почвы. Однако современный человек все чаще забывает о том, кому он обязан своим существованием; все чаще природе приходится отступать перед техническим прогрессом и человеческой жаждой наживы. Ради наживы выпускаются синтетические лекарства, вместо того, чтобы использовать природные компоненты. Всем лекарственным препаратам, кроме некоторых, в природе есть альтернативная замена растениями. Пища наша обогащается химическими добавками!.
Очень хочу, чтобы вы, когда вырастете, смогли повлиять на ход событий против Природы, и никогда не позволяли себе подобных действий. Человечество может само себя погубить!!
Рефлексия:
ЗАДАНИЕ: Попробуем вернуться к началу классного часа. Вспомним задания, которые выполняли, то, о чём говорили. Каждый получает красивый бланк, на котором «Я» - ученик (ца), как частица Земли. Каждый заполняет пустые ячейки, подписывает и сдает учителю. На основе анализа ответов учащихся планируется тема нового классного часа.
(Кластер в документе)
Я
буду -----
восхитился---------
научился-------
огорчился ------
удивился узнал-------
Ученики на память о классном часе получают памятки «Возьми с собой в дорогу жизни»
Источники:
1. https://www.kakprosto.ru/kak-28102-kak-sberech-prirodu#ixzz6dC5HFcbN
2. https://fb.ru/article/188187/bionika---eto-kakaya-nauka-chto-izuchaet-bionika-primenenie-bioni
ВОЗЬМИ С СОБОЙ В ДОРОГУ ЖИЗНИ:
1. Встречайте новый день с радостью, и благодарностью к великой ПРИРОДЕ, так как она сулит вам много хороших минут! Учитесь у мудрой природы! Берите у нее самое лучшее!
2.Ищите новые краски и впечатления в той красоте Природы, что вас окружает!
3.Черпайте вдохновение в каждой секунде вашей жизни, и вы можете стать тем, кем пожелаете. Красота природы позволит вам ощутить полноту жизни, почувствовать дыхание вечности!
4.Наслаждайтесь каждым мгновением и наполнитесь энергией! Посмотрите вокруг, и вы увидите, ради чего стоит жить и идти вперед!
5.Каждый день любуйтесь рассветом и закатом, и все время вы будете ощущать мощь и красоту этого великолепного зрелища!
6.Относитесь с трепетом ко всему, что создала Матушка – Земля!
7.Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов!
8.Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений!
9.Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках, животных!
10.Не ломай ветки деревьев и не повреждай кору. Не рви охапками траву и цветы!
11.Не разжигай костры в лесу, не бросай в костёр искусственные материалы!
12.Не засоряйте Землю и её воды химикатами!
13 .Любите, уважайте, цените свою малую Родину, живите с природой вашего края в мире и согласии!
14.Чтобы сохранить природу нужно знать не только законы экологии Природы, но и экологии души!
15. Старайтесь сохранить честность, порядочность, ответственность!