Люди в «футлярах»
Урок по рассказам А.П. Чехова в 10 классе
Цели урока:
Образовательная:
Понять идейную направленность произведений.
Расширить и углубить представление обучающихся о проблематике “футлярной трилогии” А.П. Чехова.
Развивающая:
Совершенствовать читательские умения, в том числе умение анализировать произведения.
Развивать творческое воображение и логическое мышление обучающихся.
Воспитательная:
Вовлечь обучающихся в решение нравственных проблем.
Формирование личности в реализации творческих способностей.
Задача урока:
- Организовать анализ художественного текста так, чтобы обучающийся понял глубину и сложность чеховского стиля, сквозь призму творческого и логического мышления.
«Хорош Божий свет. Одно только нехорошо: мы. Как мало в нас справедливости, смирения.»
А. П. Чехов
«Человек в футляре» (1892)
1. Кто является рассказчиком в произведении?
2. Что натолкнуло его на воспоминание о Беликове?
Образ Беликова
1. Каким предстает перед читателем Беликов ( внешний вид, обстановка в его квартире; вещи, его окружающие; речь и т.д.)
2. Что можно сказать о жизненных принципах Беликова?
3. Что , по вашему мнению, составляет основу его характера?
Горожане
1. Прочитайте отрывок из текста:«Мы , учителя, боялись его… Весь город!»
2. Почему ничтожный Беликов «держал в руках» весь город?
Антиподы Беликова
Варенька
Внешний вид
Образ жизни, характер, темперамент
Коваленко
Активный отпор Беликову и «беликовщине»
Решение жениться
1. Изменился ли Беликов после этого решения?
2. Почему он медлил сделать предложение Вареньке?
3. Что потрясло Беликова и о чем он предупреждает брата Вареньки?
4. Как тот воспринимает предупреждение?
Беликов впервые получает достойный отпор, терпит поражение и … умирает
1. Найдите отрывки:
- «Теперь, когда он лежал в гробу … никогда не выйдет»
- « Прошло не больше недели… не стало лучше…»
Беликов умер, а «беликовщина» осталась.
1. Как можно раскрыть понятие «беликовщины»?
2. Есть ли духовное родство между Беликовым, Буркиным, другими учителями, горожанами?
3. Прав ли Буркин, когда в начале рассказа определяет «футлярность» Беликова как психологическую особенность отдельных личностей?
4. Какой вывод делает Иван Иванович? Согласны ли вы с ним?
«Крыжовник» (1898)
1. Кто объединяет этот рассказ с предыдущим?
2. Чью историю рассказывает нам Иван Иванович?
Перескажите эту историю по плану:
1. Детство.
2. Служба.
3. Мечта о собственном имении в деревне.
4. Путь к осуществлению этой мечты.
5. Какие нравственные потери несет герой на этом пути? Что с ним стало?
Найдите в тексте, какими комментариями(замечаниями, объяснениями, вставными эпизодами, оценками) сопровождает свой рассказ Иван Иванович.
Например, «Этому желанию запереть себя…»
-Как вы понимаете главную мысль этого замечания?
Какие еще комментарии рассказчика вы нашли?
-О чем они, это комментарии?
- Почему рассказ назван «Крыжовник»?
- Какие нравственные уроки он дает нам?
«О любви» (1898)
1. Какой эпизод открывает тему, заявленную в названии?
2. Почему любящие друг друга «молчат и все молчат» о своей любви долгие годы?
3. Как герой оценивает собственную пассивность, расставаясь с любимой навсегда?
4. Каково авторское отношение к истории своего героя?
5. Как расценил бы Чехов поступок Татьяны Лариной, безусловно положительный с точки зрения Пушкина («Но я другому отдана и буду век ему верна»)?
Домашнее задание:
Письменно прокомментируйте эпиграф урока.