12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воротникова Ольга Григорьевна2709
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »

Люди в «футлярах»

Урок по рассказам А.П. Чехова в 10 классе

Цели урока:

Образовательная:

Понять идейную направленность произведений.

Расширить и углубить представление обучающихся о проблематике “футлярной трилогии” А.П. Чехова.

Развивающая:

Совершенствовать читательские умения, в том числе умение анализировать произведения.

Развивать творческое воображение и логическое мышление обучающихся.

Воспитательная:

Вовлечь обучающихся в решение нравственных проблем.

Формирование личности в реализации творческих способностей.

Задача урока:

- Организовать анализ художественного текста так, чтобы обучающийся понял глубину и сложность чеховского стиля, сквозь призму творческого и логического мышления.


 

«Хорош Божий свет. Одно только нехорошо: мы. Как мало в нас справедливости, смирения.»
А. П. Чехов

«Человек в футляре» (1892)

1. Кто является рассказчиком в произведении?

2. Что натолкнуло его на воспоминание о Беликове?

Образ Беликова

1. Каким предстает перед читателем Беликов ( внешний вид, обстановка в его квартире; вещи, его окружающие; речь и т.д.)

2. Что можно сказать о жизненных принципах Беликова?

3. Что , по вашему мнению, составляет основу его характера?

Горожане

1. Прочитайте отрывок из текста:«Мы , учителя, боялись его… Весь город!»

2. Почему ничтожный Беликов «держал в руках» весь город?

Антиподы Беликова

Варенька

Внешний вид

Образ жизни, характер, темперамент

Коваленко

Активный отпор Беликову и «беликовщине»

Решение жениться

1. Изменился ли Беликов после этого решения?

2. Почему он медлил сделать предложение Вареньке?

3. Что потрясло Беликова и о чем он предупреждает брата Вареньки?

4. Как тот воспринимает предупреждение?

Беликов впервые получает достойный отпор, терпит поражение и … умирает

1. Найдите отрывки:

- «Теперь, когда он лежал в гробу … никогда не выйдет»

- « Прошло не больше недели… не стало лучше…»

Беликов умер, а «беликовщина» осталась.

1. Как можно раскрыть понятие «беликовщины»?

2. Есть ли духовное родство между Беликовым, Буркиным, другими учителями, горожанами?

3. Прав ли Буркин, когда в начале рассказа определяет «футлярность» Беликова как психологическую особенность отдельных личностей?

4. Какой вывод делает Иван Иванович? Согласны ли вы с ним?

«Крыжовник» (1898)

1. Кто объединяет этот рассказ с предыдущим?

2. Чью историю рассказывает нам Иван Иванович?

Перескажите эту историю по плану:

1. Детство.

2. Служба.

3. Мечта о собственном имении в деревне.

4. Путь к осуществлению этой мечты.

5. Какие нравственные потери несет герой на этом пути? Что с ним стало?

Найдите в тексте, какими комментариями(замечаниями, объяснениями, вставными эпизодами, оценками) сопровождает свой рассказ Иван Иванович.

Например, «Этому желанию запереть себя…»

-Как вы понимаете главную мысль этого замечания?

Какие еще комментарии рассказчика вы нашли?

-О чем они, это комментарии?

- Почему рассказ назван «Крыжовник»?

- Какие нравственные уроки он дает нам?

«О любви» (1898)

1. Какой эпизод открывает тему, заявленную в названии?

2. Почему любящие друг друга «молчат и все молчат» о своей любви долгие годы?

3. Как герой оценивает собственную пассивность, расставаясь с любимой навсегда?

4. Каково авторское отношение к истории своего героя?

5. Как расценил бы Чехов поступок Татьяны Лариной, безусловно положительный с точки зрения Пушкина («Но я другому отдана и буду век ему верна»)?

Домашнее задание:

Письменно прокомментируйте эпиграф урока.

Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.