Урок литературы в 10 классе «По дорогам Пушкинской судьбы»

4
1
Материал опубликован 1 March 2018 в группе

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ «ПО ДОРОГАМ ПУШКИНСКОЙ СУДЬБЫ».

Цели урока:

Образовательные – Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о пушкинской эпохе, помочь лучше разобраться в литературной и жизненной ситуации той эпохи, аргументировать свою точку зрения во время литературного диспута.

Воспитательные – содействовать формированию собственной точки зрения  учащихся по отношению к такому понятию, как патриотизм.

Развивающие – формирование навыков работы в классе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные учебно-информационные умения:

- умение вести аналитическую работу на уроке;

- умение извлекать информацию из разных источников и научиться грамотно пользоваться литературоведческими понятиями;

- умение разбирать художественные особенности, присущие только А.С. Пушкину;

-умение отбирать материал по заданной теме.

ОФОРМЛЕНИЕ: портрет А, С. Пушкина, выставка иллюстраций о жизни А. С. Пушкина, выставка использованной литературы при подготовке к уроку - на экране, на экране же появляются названия каждой новой версты и эпиграф к ней

«Слух обо мне пройдет

По всей Руси великой…»

А. Пушкин.

«Мы чтить тебя привыкли с юных лет,

И дорог нам твой образ благородный.

Не потому ли в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт».

А. Плещеев.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Стихотворение «Памятник».(читает подготовленный ученик)

УЧИТЕЛЬ: Каждый человек проживает одну жизнь. Пушкин живет вечно. Возрождаясь, как птица Феникс, вновь и вновь с каждым поколением. Впервые он приходит к нам в детстве со сказками, с чудесным Лукоморьем. Мы взрослеем, меняется и Пушкин. И вот сегодня он пришел к нам совсем не такой, каким мы его знали раньше. Я предлагаю вам путешествие по дорогам пушкинской жизни для того, чтобы познать затем, откуда в его стихах мудрость и красота, нравственное величие и, конечно же, огромная любовь ко всему земному. Итак, вперед верстами пушкинской судьбы.

ВЕРСТА ПЕРВАЯ – «МОЙ ПУШКИН».

Слово участникам, претендующим на звание Знатоков.

(Домашним заданием им было – написать посвящение на тему «Мой Пушкин»). Результаты оценивает жюри.

МОЙ ПУШКИН.

 

Певец, живущий век за веком,

Услышали твой голос мы

И принимаем эстафету,

Которую нам завещаешь ты.

Своею пламенною лирой

Ты, пленительный творец,

Наполнил души наши миром,

Согрел глубины холодеющих сердец.

Ты го рдо шел по жизненной дороге,

Но долог путь к успеху и любви.

Но через все преграды и тревоги

Пронес ты думы и мечты свои.

Дождался ты своей заветной цели,

И в нашей памяти ты вечно будешь жить.

Не только памятью, а каждым словом

Твоим всегда мы будем дорожить.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ.

 

Маленький Пушкин – великий поэт!

Другого такого Пушкина нет.

Нет и, наверное, больше не будет,

Потому что другими стали люди.

Мы Пушкина любим, мы Пушкина знаем,

Произведенья его восхваляем,

И восхищеньям не будет конца,

Разве забудем мы такого творца!

(оценка жюри)

ВЕРСТА ВТОРАЯ - «ИСТОКИ ПУШКИНСКОЙ СУДЬБЫ».

 

«В этот грозный, величавый

Год смиренья и побед

Народился в Златоглавой

Богатырь, родной поэт.

Ширь полей благоухала

Жизнью злаков и цветов…

Вот чем гостя Русь встречала

И голубила без слов».

Н. Чаев.

УЧИТЕЛЬ: Стихами Пушкина невозможно начитаться. Но разве не загадочна, не таинственна личность поэта и его судьба, начинающаяся с родословной…

Итак, родословная поэта: задание – составить схему генеалогического дерева рода А. С. Пушкина. Результаты оценивает жюри.

 

ВЕРСТА ТРЕТЬЯ – «ЗЕМЛИ ЧУДЕСНЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ».

 

«Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов»

А. Ахматова.

БИЛЕТЫ С ВОПРОСАМИ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ЗНАТОКАМ.

 

1.Когда Пушкин впервые стал поперек самодержцам?

2.«Ах, умолчу ли я о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,..

От ужаса не шелохнусь бывало,

Едва дыша, забьюсь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы,

Едва она рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы..

О ком это? Какую роль в жизни поэта сыграла эта женщина?

Нарисуйте устно портреты лицейских друзей поэта так, чтобы все их узнали.

(Оценка жюри)

ВЕРСТА ЧЕТВЕРТАЯ - «ПЕТЕРБУРГ ПУШКИНА».

 

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

А. Пушкин.

ВОПРОС КО ВСЕМ:

Что скрыто за пушкинской одой «граду Петра», почему он стал городом Пушкина? Только ли за величие и державность? Только ли тайна «его задумчивых ночей» навсегда соединила поэта с северной столицей?

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ВСЕМ: (читает ученик)

«Волшебный край! Там в стары годы, сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух из уст Эола…

Итак, где мы? В театре. Можно ли эти восхитительные строки, запечатлевшие «блистательную» Истомину перевести на язык музыки. Какую мелодию вы слышите?

(Оценка жюри)

ВЕРСТА ПЯТАЯ – «ВЫЗОВ САМОВЛАСТЬЮ И «БАРСТВУ ДИКОМУ»

 

Стихотворение «К Чаадаеву»(читает ученик)

А. Пушкин.

ВОПРОСЫ ЗНАТОКАМ (ПО БИЛЕТАМ)

1.Кто такой Чаадаев? Почему его Пушкин избрал адресатом послания?

2. История написания стихотворения «Деревня».

3.«В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам без всякого пристрастья

Необходимость самовластья и прелести кнута».

По поводу какого произведения, каким он недавно еще зачитывался, эти саркастические, полные негодования строки?

(оценки жюри)

 

ВЕРСТА ШЕСТАЯ – «ССЫЛОЧНЫЙ НЕВОЛЬНИК» Стихотворение «Узник»

А. С. Пушкин.(читает ученик)

ВОПРОСЫ ЗНАТОКАМ:

История написания стихотворения «Узник».

 

Дорога на Кавказ…Девушка, почти девочка, живая, тоненькая. восторженная, бегущая к только что показавшемуся морю. Это видение будет преследовать его всю жизнь, даже тогда, когда жизнь этой девочки станет драмой. Кто она? Как ее судьба связана с судьбой Пушкина?

В этом лице не было ничего русского, все русское было оставлено в Англии, в которой вельможа провел свое детство. Холод в глазах, холод в речах, манера цедить слова. Кто это? Какова роль его в судьбе Пушкина?

(оценка жюри)

ВЕРСТА СЕДЬМАЯ – «…В ТЕНЬ ЛЕСОВ ТРИГОРСКИХ,

В ДАЛЕКИЙ СЕВЕРНЫЙ УЕЗД…»

 

«Жилище мирное, услада дней моих.

И озеро, и лес, и сад, любимый мною.

Где слезы лил под сенью древ густых,

Где услаждали вы страдальца тишиною».

ВОПРОСЫ ЗНАТОКАМ:

 

О чем мог вспоминать в своем одиночестве ссыльный поэт, какие образы проходили перед ним в часы, когда по крыше однообразно шуршал дождь и девушки в няниной комнате напевали за работой протяжно и грустно?

Михайловское. Уже рассвело. Девушки уже сидели за пяльцами, он не спешил вставать, лежал, придвинув к себе, по обыкновению, чернила и бумагу. Долгий день предстоял ему, хорошо, если занятый. И вот тогда-то послышался колокольчик. Звук его приближался, кони неслись во весь опор. Упряжка с разгона влетела во двор. Что же дальше? Кто это?

Однажды он приехал в Тригорское к обеду, вошел и остановился, растерянный. У Осиповых была гостья, женщина лет 25. Кто это? Каким поэтическим шедевром мы обязаны ей?

(оценки жюри)

ВЕРСТА ВОСЬМАЯ – «АУДИЕНЦИЯ».

«Восстань, восстань, пророк России,

В позорны ризы облекись,

Иди, и с вервием вкруг выи

К убийце гнусному явись.»

А. С. Пушкин.

ВОПРОС КО ВСЕМ:

Почему Пушкина не было на Сенатской площади?

СЦЕНКА:( готовится учащимися-ассистентами )

- Здравствуй, Пушкин. Доволен ли ты своим возвращением?

  1. Да, государь. (спокойно)

    Брат мой, покойный император, сослал тебя на жительство в деревню. Я же освобождаю тебя от этого наказания, с условием ничего не писать против правительства.

    Я, государь, давно ничего не пишу против правительства.

ВОПРОС ВСЕМ:

Какой разговор последовал вслед за этой

«доброжелательной» встречей Пушкина и царя?

ВОПРОС ВСЕМ:

В толпе пешеходов, снующей по солнечной стороне Невского проспекта, он заметил знакомый мундир –

синий с красным воротником и обшлагами, сердце его дрогнуло: - Вы верно, только что выпущены из лицея?

Ему не нужно было называть себя, лицеист узнал его тотчас.

Да, только что выпущен. А позвольте спросить вас, - юноша смотрел на него с обожанием, - вы где теперь служите?

Он усмехнулся в ответ совсем невесело.

Я числюсь по России.

Откуда эта горечь, раздражительность, грусть?

(оценка жюри)

ВЕРСТА ДЕВЯТАЯ – «Я СЛАВОЙ БЫЛ ОБЯЗАН ЕЙ,

А МОЖЕТ БЫТЬ И ВДОХНОВЕНЬЕМ».

«Исполнились мои желания,

Творец тебя мне ниспослал,

Тебя, моя Мадонна, -

Чистейшей прелести чистейший образец!»

ВОПРОСЫ К ЗНАТОКАМ:

Когда, по какому поводу балагур Левушка разразился экспромтом: «Он прикован, очарован, он совсем огончарован»?

Он был наконец-то один, наедине с самим собой, с полями, с небом, с оплывающей свечой по вечерам…

«Осень чудная, и дождь, и снег, и по колено грязь…» Деревца стучались голыми ветвями в окна, дымила печь. А ему было хорошо. НЕ было в его душе пустоты, неудовлетворенности. Он был весь вдохновение, счастье. Где, когда, в связи с чем, что он сделал такого, что не подвластно до сих пор ни одному поэту в мире?

Он был взбешен. Звание, которое дают безусым юнцам, 35-летнему

человеку можно подарить лишь в насмешку. Он – камер-юнкер. Причины неожиданной «милости»?

(оценка жюри)

ВЕРСТА ДЕСЯТАЯ – «…НА ЧЕРНОЙ РЕЧКЕ».

«Погиб поэт! Невольник чести.

Пал, оклеветанный молвой

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид.

Восстал он против мнений света один,

Как прежде, и убит…»

 

М. Лермонтов.

ВОПРОСЫ К ЗНАТОКАМ:

В связи с чем и кем сказаны слова: «Лучше, чтобы он был на службе, чем предоставлен самому себе».

«Жену обсчитывать не буду и воровать уже забуду казенные дрова». Кого приобрел Пушкин в лице этого адресата?

«И что за диво? Издалека,

Подобный сотням беглецов

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока.

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы,

Не мог щадить он нашей славы,

Не мог понять в сей миг кровавый

На что он руку поднимал…»

О КОМ ЭТО?

 

ВОПРОС КО ВСЕМ:

Как он провел свой последний день, вечер, ночь накануне поединка? О чем думал? Над чем размышлял?

(оценка жюри, подведение итогов)

ВЕРСТА ОДИННАДЦАТАЯ – «БЕССМЕРТИЕ».

Мы не будем говорить о дуэли, о последних часах, минутах жизни поэта, о том взрыве боли и негодования, которые потрясли Петербург, о том, что, даже мертвый, поэт был страшен самодержцам российским. Мы все это знаем. Это очень больно. Он, жена, дети, судьба жены и детей. Это большой отдельный разговор. Главное – Он. А Он жив. Мы будем наслаждаться его стихами, радоваться и страдать вместе с его героями, и они останутся с нами

на всю нашу жизнь, хотим мы этого или нет. Уж таков Пушкин. Если он однажды вошел в нашу жизнь, то уже не уйдет из нее, хотя бы мы даже на время простимся с его произведениями.

На улице лучезарный солнечный зимний день и в нашем сознании помимо нашей воли мелькает: «Мороз и солнце! День чудесный!»

Поднялась метель, завыл ветер, небо закрыла мгла и снова он с нами: «Мчатся тучи, вьются тучи.\ Невидимкою луна освещает снег летучий». Или:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,\ На мутном небе мгла носилась». «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,…»

Золотая осень опустилась на землю и снова он с нами: «Уныла пора! Очей очарованье!\ Приятна мне твоя прощальная краса!»

«Дни поздней осени бранят обыкновенно, \ Но мне она мила, читатель дорогой…

осень чудная: и дождь, и снег, и по колено грязь…» - именно Пушкин научил нас не терпеть это время года, а горячо полюбить его

Весна. И снова в сознании пробегают строки: «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. \ Синея блещут небеса, \ Еще прозрачные леса, как будто пухом зеленеют. Мы в это время и не думаем о поэте, а он с нами. Он – жив. И впереди у него – вечность.

СТИХ. А. ПЛЕЩЕЕВА «ПАМЯТИ ПУШКИНА» ЧИТАЕТСЯ ВСЕМИ «ЗНАТОКАМИ» ПО СТРОФЕ ПОД МУЗЫКУ КОМПОЗИТОРА СВИРИДОВА К КИНОФИЛЬМУ «МЕТЕЛЬ»- Романс.

МЫ ЧТИТЬ ТЕБЯ ПРИВЫКЛИ С ЮНЫХ ЛЕТ,

И ДОРОГ НАМ ТВОЙ ОБРАЗ БЛАГОРОДНЫЙ;

ТЫ РАНО СМОЛК; НО В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ

ТЫ НЕ УМРЕШЬ, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ПОЭТ!

БЕССМЕРТЕН ТОТ, ЧЬЯ МУЗА ДО КОНЦА

ДОБРУ И КРАСОТЕ НЕ ИЗМЕНЯЛА,

КТО ВОЛНОВАТЬ УМЕЛ ЛЮДЕЙ СЕРДЦА

И В НИХ БУДИТЬ СТРЕМЛЕНЬЕ К ИДЕАЛУ;

КТО СЕРДЦЕМ ЧИСТ СРЕДЬ ПОШЛОСТИ ЛЮДСКОЙ,

СРЕДЬ ЛЖИ КТО ВЕРЕН ПРАВДЕ ОСТАВАЛСЯ

И КТО БЕРЕГ РЕВНИВО СВЕТОЧ СВОЙ,

КОГДА НА МИР УНЫЛЫЙ МРАК СПУСКАЛСЯ.

И ВСЕ ЕЩЕ ГОРИТ НАМ СВЕТОЧ ТОТ,

ВСЕ ГЕНИЙ ТВОЙ ПУТИ НАМ ОСВЕЩАЕТ;

ЧТОБ ДУХОМ МЫ НЕ ПАЛИ СРЕДЬ НЕВЗГОД,

О КРАСОТЕ И ПРАВДЕ ОН ВЕЩАЕТ.

ВСЕ ЛУЧШИЕ ПОРЫВЫ ПОСВЯТИТЬ

ОТЧИЗНЕ ТЫ ЗОВЕШЬ НАС ИЗ МОГИЛЫ;

В ПРОДАЖНЫЙ ВЕК, ВЕК ЛЖИ И ГРУБОЙ СИЛЫ

ЗОВЕШЬ ДОБРУ И ИСТИНЕ СЛУЖИТЬ.

ВОТ ПОЧЕМУ, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ПОЭТ,

ТАК ДОРОГ НАМ ТВОЙ ОБРАЗ БЛАГОРОДНЫЙ;

ВОТ ПОЧЕМУ НЕИЗГЛАДИМЫЙ СЛЕД

ТОБОЙ ОСТАВЛЕН В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный урок, спасибо!

30 March 2018