Технологическая карта урока истории на тему «Лжедмитрий II. Вторжение» (7 класс)
урок по истории России
(7 класс)
Учитель истории и обществознания
МБОУ ШСОШ
Дударь Татьяна Михайловна
УМК: ( «История России XVI – XVII», Е.В.Пчелов, П.В.Лукин, 2016 г.)
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: «ЛжедмитрийII.Вторжение»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Урок 17.
Цель урока: дать характеристику социально-политического движения «самозванства», выявить его последствия для страны;
Задачи урока:
Образовательная:
познакомить с терминами и понятиями гражданская война, интервенция, «тушинские перелеты»
Развивающая:
формировать умение давать характеристику социально-политического движения
Воспитательная:
продолжить формирование интереса к истории Отечества, чувства национального самосознания
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
понимание причин расцвета самозванства в период правления В. Шуйского;
умение определять последствия образования в стране нескольких центров власти в связи с появлением Лжедмитрия II и других самозванцев.
Метапредметные
Познавательные УУД:
умение воспроизводить информацию по памяти, анализировать текст;
анализировать текст, описывать события;
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
принятие и удержание цели и задач урока;
умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя;
владение основами самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные УУД:
умение слушать одноклассников и учителя;
владение монологической контекстной речью в письменной и устной форме.
Личностные УУД:
способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности:
соблюдать дисциплину на уроке:
осознание негативных последствий политической нестабильности в стране.
Техническое обеспечение урока:
ПК;
мультимедийный проектор
Методическое и дидактическое обеспечение урока:
карта «Россия в XVII век»;
портреты «Лжедмитрий ІІ», «М.В. Скопин-Шуйский»;
картины «Смута», «Осада Троице - Сергиева монастыря.
Структура урока:
I.Организационный этап. Мотивация к целеполаганию.
II.Актуализация знаний. Решение теста (ОГЭ Ч.1)
III.Изложение нового материала.
План
1 Призрак воскрес.
2 Расцвет самозванства.
3. Вторжение
IV.Закрепление опорных знаний
V.Физ. минутка.
VII.Закрепление изученного.
VIII.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
IX.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). |
Приветственное слово учителя Приветствие .Создание проблемной ситуации для учащихся. Что такое самозванство? Как звали первого самозванца? О чем пойдет речь на уроке? Какова цель урока? Как вы считаете данная тема важна для нас? Молодцы! |
Приветствие учащихся. Предполагаемый ответ: Самозванство- явление Смутного времени конец XVI – начало XVII вв, претензии на русский престол авантюристов под именем якобы чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Лжедмитрий О самозванцах Да. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). |
2.Актуализация знаний (4 минуты) 3. Постановка учебной задачи. (1минута) 4.Изучение новой темы(20 минут) 5.Физминутка для глаз (3 минуты) 6. Закрепление знаний (10минут) 7.Рефлексия деятельности ( 12 минут) 8. Домашнее задание (2 минуты) |
Решение теста по теме «Смута». (см. Приложение). Взаимопроверка по шаблону.
Работа с эпиграфом урока «…Те, которые еще недавно служили верно Иоанну ужасному, изменяли царю снисходительному, передавались к бродяге и ляхам, древним неприятелям России, исполненным злобной мести и справедливого к ним презрения!». Н. М. Карамзин После того как мы с вами рассмотрим тему, я хотела бы услышать ваше мнение: почему верные сыны России времен Иоанна Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения
1.Что происходит с нашей страной в этот момент? Как разворачиваются события? Продолжаем наше исследование. Все мероприятия Василия Шуйского предпринятые им по пресечению самозванства не остановило поляков и недовольных среди русских. На русско-польской границе, в городе Стародубе Северском, объявился новый самозванец, которого поддержали польские магнаты.(Богданко из Шклове). Что можно сказать о человеке изображенном на портрете? Вызывает ли доверие этот человек? Сравните его с первым самозванцем. Что заметили? До сих пор личность этого человека вызывает споры у историков .Но у нас есть человек, который расскажет о ЛжедмитрииII. Работа в группах. 1.группа Призрак воскрес.п.12.п.1 1. Где и когда впервые объявился Лжедмитрий II. 2 Кем он являлся на самом деле? 3.Кем пополнились отряды Лжедмитрия II? 4.Когда войско Лжедмитрия II двинулось к Москве? Удалось ли ему захватить город? 5. Расскажите, о власти Лжедмитрия II? Какой она была? 6.Когда началась польская интервенция? 2.группа .Расцвет самозванства п.12 п.2 1. С какой бедой пришлось столкнуться в Тушино Лжедмитрию II? Какими, например? 2. В чем причины живучести самозванства? 3. группа Вторжение п.12 п.3 1.К кому обращается за помощью В. Шуйский? 2. К чему привел этот мирный договор3. А что же Лжедмитрий II? (бежал в Калугу, летом 1610 г. – подступил к Москве) 3. Почему территория Московского царства сужалась?
Тест. ( Выбрать правителей в соответствии с хронологией). Возвращаемся к вопросу урока Почему верные сыны России времен Иоанна Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения Сегодня на уроке хорошо поработали следующие учащиеся: Выставление оценок. «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».
П.12. всем. Составить синквейн по данной теме. |
Предполагаемый ответ: Предполагаемый ответ: Записывают тему урока в тетрадь. Работают с иллюстрацией портрета ЛжедмитрияII.
Высказывают свои мысли, делают вывод. Внешне они похожи. Сообщение ученика.
Предполагаемый ответ учащихся 1 группы 1.г.Стародуб, в мае 1607 г. отправился глубь Руси 2. еврей по имени Богданко 3. сторонники Болотникова, казаки под руководством И.М. Заруцкого 4. в начале. 1608 г., «тушинский вор». Нет 5.высказывают свое мнение 6. 1608 г., осода Троице-Сергиева монастыря Предполагаемый ответ учащихся 2 группы 1. «родственниками» .вера в природного царя незнание правителя в лицо. поддержка царя – действие угодное и справедливое 1.Швеция. При условии, что Россия отказывается от претензий на Балтике + Корельская волость – Швеция предоставит свои войска для борьбы с самозванцем. М.В. Скопин-Шуйский 2. К войне с Польшей, поскольку Швеция находилась в состоянии войны с Речью Посполитой. 1609 г. – осада Смоленска – М.Б. Шеин 3. 1610 г. – сражение у с. Клушина русские войска были разбиты поляками – открыта дорога на Москву + шведы начинают захватывать северные русские земли – Новгород + набеги крымских татар Проверка выполнения задания. Учащиеся высказывают свое мнение и делают вывод. . . |
Личностные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать речь других. Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование). УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные (опираются на уже известное). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |