М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

0
0
Материал опубликован 28 October


Тема 3.11 М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (2 часа)

Специальность - Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Цель: создание условий для формирования адекватных представлений о будущей профессии монтажник-техник промышленного оборудования; формировать умения отстаивать свою точку зрения на основе освоенных знаний, обучить определять цель деятельности; отбирать информацию в соответствии с определенной целью; выстраивать цепочку обоснований; находить (подбирать) аргументы; последовательно излагать материал; формирование умения слушать, уважать мнение товарища; формировать нравственные качества у студентов, чувство патриотизма, толерантное отношение к своим землякам.

Образовательные результаты:

ПР 6 – способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы, получить знания по краеведению.

Осваиваемые компетенции:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. 

ПК 2.2. Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по техническую документацию для проведения работ по техническому обслуживанию промышленного (технологического) оборудования.

ПК 4.2. Оформлять документацию на заготовки, запасные части, расходный материал.

Место проведения: аудитория.

Форма контроля: устный опрос, презентация, оценка за выполнение практического занятия №17

Вид контроля: устный опрос, презентация, анализ эпизода (гл 3, том 1), семинар.

Жизненный и творческий путь писателя.

Литературная викторина.

- В каком году родился М. А. Шолохов? (1905)
- Где родился Шолохов? (х. Кружилин)
- В каком году вышла его книга «Донские рассказы»? (1926)
- За какую книгу он получил Ленинскую премию? («Поднятая целина»)
- В каком году писатель получил Нобелевскую премию? (1965)
- С чего начал свой писательский путь Шолохов? (фельетоны)
- В чем заключается основной сюжет «Донских рассказов?» (смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев).
- В каком журнале появились первые две книги романа – эпопеи «Тихий Дон»? («Октябрь»)
- Какие события описаны в «Поднятой Целине»? (события коллективизации)
- Какая книга первоначально была названа «С кровью и потом»? («Поднятая целина»)
- В каком романе более 600 персонажей? («Тихий Дон»)
- Герой какого произведения Андрей Соколов? («Судьба человека»)

Балл

Степень выполнения обучающимися общих требований к ответу

«5»

Обучающийся полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; излагает материал последовательно и правильно с соблюдением норм литературного языка.

«4»

обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений, но излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий и литературоведческих терминов; допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

«2»

Обучающийся обнаруживает незнание изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил.

Презентация «Жизнь и творчество М. А. Шолохова».

Критерии оценки творческих заданий по литературе:
1. Содержание 1-3 балла
2. Творческая глубина 1-3 балла
3 Логичность и последовательность 1-3 балла
4. Умение работать с источниками 1-3 балла
5. Оригинальность 1-3 балла
6. Художественное оформление 1-3 балла
7. Грамотность 1-3 балла
Итого: 21 балл

«5»21-19; «4» 18-15; «3» 14-11; «2» 10-0

Лист самооценки

Критерии оценок

Баллы

1.

Отвечал на поставленные вопросы


2.

Оформлял записи в тетрадь


3.

Участвовал в обсуждении


4.

Работал с текстом произведения


5.

Выполнил практическое задание



Анализ эпизода (практическое занятие № 17)

раздаточный материал

Григорий пришел с игрищ после первых кочетов. Из сенцев пахнуло на него запахом перекисших хмелин и пряной сухменью богородицыной травки.

На цыпочках прошел в горницу, разделся, бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары, перекрестился, лег. На полу — перерезанная крестом оконного переплета золотая дрема лунного света. В углу под расшитыми полотенцами тусклый глянец серебрёных икон, над кроватью на подвеске тягучий гуд потревоженных мух.

Задремал было, но в кухне заплакал братнин ребенок.

Немазаной арбой заскрипела люлька. Дарья сонным голосом бормотнула:

Цыц, ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою. — Запела тихонько:

Колода-дуда,
Иде ж ты была?
— Коней стерегла.
— Чего выстерегла?
— Коня с седлом,
С золотым махром…

Григорий, засыпая под мерный баюкающий скрип, вспомнил: «А ить завтра Петру в лагеря выходить. Останется Дашка с дитем… Косить, должно, без него будем».

Зарылся головой в горячую подушку, в уши назойливо сочится:

А иде ж твой конь?
— За воротами стоит.
— А иде ж ворота?
— Вода унесла.

Встряхнуло Григория заливистое конское ржанье. По голосу угадал Петрова строевого коня.

Обессилевшими со сна пальцами долго застегивал рубаху, опять почти уснул под текучую зыбь песни:

А иде ж гуси?
— В камыш ушли.
— А иде ж камыш?
— Девки выжали.

А иде ж девки?
— Девки замуж ушли.
— А иде ж казаки?
— На войну пошли…

Разбитый сном, добрался Григорий до конюшни, вывел коня на проулок. Щекотнула лицо налетевшая паутина, и неожиданно пропал сон.

По Дону наискось — волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном — туман, а вверху звездное просо. Конь позади сторожко переставляет ноги. К воде спуск дурной. На той стороне утиный кряк, возле берега в тине взвернул и бухнул по воде омахом охотящийся на мелочь сом.

Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С конских губ ронялась дробная капель. На сердце у Григория сладостная пустота. Хорошо и бездумно.

Задание.

1. Озаглавьте эпизод.

2. Выпишите диалектные слова и их значения.

3. Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств (пейзажа, портрета, интерьера, эпитетов, и др.)

4. Основная мысль эпизода.


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно, аргументировано.

4.Работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления, разнообразием используемых синтаксических конструкций и стилевым единством.

Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.В содержании имеются незначительные отклонения от темы, единичные фактические неточности и незначительные нарушения последовательности в изложении.

2.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1. Допущены отклонения от темы. Имеются отдельные фактические неточности.

2.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

3.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

4.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических


«2»

Работа не соответствует теме, много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.


Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок


Семинар «Образ Григория Мелехова». Судьбы донских казачек. Любовь на страницах романа».

Беседа по вопросам.

1.Почему Григорий Мелехов отказывается от правды большевиков?

«Земли у нас – хоть заглотнись ею. Вам больше не надо, а то на улицах друг дружку будут резать». В действиях красной армии не видит равенства и справедливости: «Красную Армию возьми: вот шли через хутор. Взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез: и штаны, и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает». Жалованье говорят, что будет одинаково. «Из хама пан во сто раз хуже!... вылез в люди и сделается от власти пьяный и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке».

Отказываясь от правды большевиков, от правды белых, Григорий Мелехов принимает активное участие в казачьем восстании. Он идёт защищать правду казачью. К чему же приводит этот путь?

В главе XXXVIII Григорий сравнит себя во внутреннем монологе с «зафлаженным на облаве волком», далее Шолохов отмечает в герое «чувство дикого, животного возбуждения» и «звериный инстинкт». И после звучит беспощадная самохарактеристика героя: «Ха! Совесть!... я об ней и думать позабыл!»

2.Чем заканчивается эпизод рубки матросов?

3.Что придаёт данному эпизоду особый драматизм?

(Ритм повествования: резкий, отрывочный, неполные предложения делают текст упругим и динамичным. Венчает эпизод резкий контраст поведения Мелехова: азарт атаки неожиданно обрывается тяжким раскаяньем, истерикой – о совести герой не забыл).

Нравственный тупик, он думает: «Ему ли малограмотному казаку властвовать над тысячами жизней и нести за них крестную ответственность. А главное – против кого веду? Против народа…Кто же прав?». Григорий пытается забыться в пьяном разгуле. Совесть толкает Григория на рискованные поступки. Он силой заставляет начальника тюрьмы отдать ключи, где томятся старики, женщины, дети, родные красноармейцев.

4.Какие сомнения закрадываются в душу Григория при встрече с полковником Георгидзе?

После встречи с полковником Георгидзе Мелехов ощущает, что казачеств – игрушка в руках господ, которые хотят свергнуть советскую власть исключительно в собственных интересах. Мелехов разочарован. Огонёк в жизни – это любовь к Аксиньи, вспыхнувшая с новой страстью.

5.Какова роль портретных зарисовок в раскрытии духовного мира Григория Мелехова в эпизодах 4-ой книги?

Шолоховский портрет героя при всей его живописности не является лишь изображением внешности, он отличается глубоким психологизмом, причём отражает психологию человека в развитии, отмечая происходившие в нём изменения

6.Какие изменения произошедшие с героем за 7 лет замечает его сестра Дуняшка?

«Ох, и постарел же ты, братушка!... Серый какой – то стал, как бирюк!»

Какие новые черты накладывает на героя служба в банде Фомина, в «последней войне» Григория?

«Аксинья всмотрелась в него внимательнее и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями её возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она подумала, как должно быть страшен он бывает в бою, на лошади, с обнажённой шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула».

7.Какой один штрих подводит итог всей горькой, трагической судьбе Григория Мелехова?

«Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном человеке отца…».

8.Как раскрывается характер Григория Мелехова в эпизодах, связанных с бандой Фомина?

Участие в банде Фомина - не сознательный выбор, а результат безвыходности в той ситуации, в которую его поставила гражданская война. Григорий осознаёт, что дело Фомина проиграно, хочет уйти с Аксиньей на юг. Он в банде отважно ведёт себя в бою, пытается навести порядок в отряде, погрязшем в разврате и мародёрстве и из-за этого вступает в конфликт с Фоминым. Герой одинок. Недаром его сравнивают с бирюком (одиноким волком).

Заключительное слово учителя.

В чём трагедия героя? Роман заканчивается не возмездием над Григорием, а гибелью Аксиньи. И здесь заключена невозможность простого человеческого счастья в эпоху жестоких классовых битв. «Чёрное небо», «чёрный диск солнца», когда померк дневной свет – таким предстаёт мир перед героем после смерти любимой женщины. Трагедии Григория Мелехова придаётся космический масштаб. Здесь нет однозначной трактовки трагедии героя. Но её истоками в большей степени является неразрешенный конфликт личности и эпохи, конфликт между человеком природным и человеком социальным. Патриотизм Григория проявляется в любви к окружающей природе, своей малой Родине, хозяйственному труду, семье и к близким, духовной культуре своего народа. Природные, исторические, кровные и бытовые связи должны стать предметом патриотической любви, как элементы духа своих предков и своего народа.

Сама сущность казаков и всех их поступков целиком посвящается вечным законам человеческого бытия. Они живут, потому что любят, они борются, потому что свободолюбивы и всей душой привязаны к земле, но они вынуждены гибнуть или ломаться под давлением красных из-за своей неорганизованности и недостаточной убежденности, отсутствия идеи, ради которой можно пожертвовать всей своей собственностью и жизнью.

Система критериев оценки качества семинарского занятия

Критерий

Уровни

(1 – высокий, 2 – средний, 3 – низкий)

Оценка в баллах

По содержанию

Научный уровень выступлений

1. Вопросы раскрываются глубоко и всесторонне. Первоисточники и специальная литература используются достаточно полно.
2. Раскрытие вопросов глубокое, но допускаются элементы поверхностного анализа. Опора на первоисточники и литературу иногда недостаточно обоснована.
3. Анализ вопросов нередко поверхностен, носит объективистский характер. Опора на первоисточники и литературу недостаточная.

5

4 – 3

2

Связь рассматриваемых положений с практикой, жизнью

1. Постоянная. Всесторонняя. Органичная.
2. Несколько эпизодическая, в отдельных случаях искусственная.
3. Недостаточная, носит часто односторонний, эпизодический, искусственный характер.

5

4 – 3

2

Обсуждение узловых вопросов занятия

1. Рассматриваются основные, наиболее важные и сложные проблемы семинара.
2. В основном рассматриваются узловые вопросы, но есть элементы ухода от них, увлечение частностями.
3. Много времени тратится непроизводительно на частные, второстепенные вопросы.

5

4 – 3

2

По организации и методике

Подготовленность (продуманность) семинара

1. Образовательно-воспитательные цели определены конкретно. План четкий, объем рекомендованной литературы оптимален. Консультация проведена своевременно и целеустремленно. Задания студентами выполнены.
2. Цели занятия определены недостаточно конкретно. План четкий, но содержит много вопросов и литературы. Консультации проведены или с опозданием, или недостаточно целеустремленно.
3. Цели занятия поставлены неконкретно или неопределенны. План перегружен вопросами и литературой. Консультация проведена в последний момент. Задание многие студенты не успели выполнить

5

4 – 3

2

Обстановка (атмосфера) на семинаре

1. Обстановка на семинаре деловая, творческая, способствующая свободному высказыванию мыслей, коллективному решению проблем.
2. Обстановка деловая, но несколько натянутая, сковывающая творческую инициативу участников семинара
3. Обстановка на семинаре нервозная, гнетущая

5

4 – 3

2

Использование принципа проблемности

1. Выявлен основной стержневой вопрос (проблема). Сформулирована проблемная ситуация и достигнуто ее решение в теоретическом плане. Дан пример альтернативного решения.
2. Проблемная ситуация сформулирована, но решение ее не найдено, обнаружена противоречивость мышления, отсутствие убедительной аргументации.
3. Основная проблема не поставлена и решение ее не найдено, в итоге у слушателей посеяно сомнение.

5

4 – 3

2

Активность участников семинара (степень их участия в обсуждении вопросов)

1. Много желающих выступить; многие задают вопросы, участвуют в обсуждении. Выступления самостоятельны, умело связаны с практикой, основаны на глубоких знаниях.
2. Желающих выступить единицы, приходится прибегать к вызову, вопросов возникает мало. Выступления содержательны, но иногда недостаточно глубокие.
3. Желающих выступить не было. Аудитория пассивна. Выступления недостаточно содержательны, часто поверхностны.

5

4 – 3

2

Руководство ходом занятий

1. Вступление и заключение целеустремленны и убедительны. В выступлениях ставятся острые вопросы, организуется и поддерживается дискуссия (полемика).
2. Вступление и заключение местами слишком общи. Выступления носят общий характер, недостаточно убедительны. Мало ставится острых вопросов. Спор возникает редко.
3. Вступление и заключение недостаточно целеустремленны. Выступления носят общий характер, неубедительны. Острые вопросы обходятся, спора не возникает.

5

4 – 3

2

Организационная сторона занятия

1. Поддерживается четкий порядок. Преподаватель тонко чувствует меру своего участия в творческом споре, полемике.
2. Порядок соблюдается достаточно четко, но наблюдаются элементы его нарушения. Преподаватель допускает нарушение меры своего участия в творческом споре, полемике.
3. Организация занятия часто беспорядочная, преподаватель в основном говорит и работает сам. Аудитория часто предоставлена самой себе.

5

4 – 3

2

Отношение руководителя к семинару и его участникам

1. Руководитель обладает ярко выраженной убежденностью, внимателен, чувствуется заинтересованность; налицо четкость и общительность, требовательность к себе и к обучаемым.
2. Чувствуется убежденность и заинтересованность, но без страстности. Требовательность, внимательность и чуткость больше по необходимости.
3. Отношение больше равнодушное, пассивное, чем заинтересованное. Требовательность недостаточная, проявляется "либерализм"

5

4 – 3

2

По эффективности воспитательного воздействия

Степень усвоения изучаемых вопросов, изменения во взглядах

1. Знания стали более глубокими и полными. Студенты приняли их как руководство к действиям.
2. Основные вопросы усвоены. Большинство студентов приняло их к руководству в своих действиях и поведении.
3. Основные вопросы остались недостаточно раскрытыми и усвоенными. Заметных изменений во взглядах и убеждениях не наблюдается.

5

4 – 3

2

Умение пользоваться, руководствоваться усвоенными знаниями как системой обобщенных принципов

1. Студенты свободно и уверенно руководствуются усвоенными идеями и положениями в своих действиях и поведении.
2. Студенты приняли к руководству усвоенные идеи и положения, применяют их на практике, однако с элементами отступления, нарушения.
3. Усвоенные идеи и положения остались больше как знания, а не как убеждения.

5

4 – 3

2

Отношение студентов к семинару

1. Студенты проявляют к занятию большой интерес, признают авторитет и компетентность преподавателя, его тактичность, общую культуру.
2. Студенты отзываются о занятии с интересом, но с элементами сожаления, что не все вопросы на нем решены. Отношение к преподавателю ровное, как к старшему руководителю.
3. Студенты интереса не проявляют, присутствуют элементы досады и огорчения за потраченное время. Отношение к преподавателю критичное, негативное.

5

4 – 3

2

Поведение студентов в ходе занятия

1. Поведение студентов дисциплинированное, внимательное, проявляется любознательность, пытливость ума.
2. Поведение в ходе занятия с элементами нарушения или недостаточно четкого проявления характеристик, указанных в п.1.
3. Нередко проявление антиподов желаемых качеств.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.