Урок литературы в 7 классе на тему «М.М. Зощенко "Великие путешественники"» (часть 2)

5
0
Материал опубликован 19 March 2020 в группе

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: М. М. Зощенко «Великие путешественники» 2 часть.

Тип урока: Урок получения новых знаний.   

Цель урока: Продолжать знакомство с рассказом М. М. Зощенко «Великие путешественники».

Задачи урока: 


Учить осознанному чтению через определение главной мысли прочитанного, выборочного чтения, составление картинного плана из серии сюжетных картинок.

Развивать устную речь через пересказ, работу с таблицей, работу с вопросами, описание иллюстраций.

Воспитывать дисциплинированность, формировать представление о том, что любое дело требует соответствующей подготовки и знаний.

Словарь: пристань, в аккурат похожая на нашу деревню, куда Макар телят не гонял, изумился.

Оборудование урока: учебники, тетради, портреты писателей, иллюстрации.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Прозвенел звонок веселый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

  1. Наш сегодняшний урок пройдёт под девизом: Мало уметь читать, надо уметь думать. Как вы понимаете эти слова?
  2. Речевая разминка.

Чтение слогов по таблице.

Цель: Прочитать, как можно быстрее, строчку слогов, заданную учителем.

  1. Тест на внимание.

С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (М. М. Зощенко). Задание: Выберите, из предложенных портретов, портрет М. М. Зощенко. (Обучающиеся выбирают один портрет из 3).


  1. Проверка домашнего задания.

Что вам было задано на дом? (Биография М. М. Зощенко и пересказ 1 части рассказа «Великие путешественники»).

3 мин на подготовку к опросу.  (Работа с Варыгиным. Самостоятельное чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Найти предложения в тексте, которые описывают иллюстрации, записать в тетрадь.)

Фронтальный опрос.

Где родился писатель? (В Петербурге) Когда Зощенко начал писать? (Когда работал в конторе бухгалтерии помощником бухгалтера). О чём были его рассказы? (он писал о смешных случаях в жизни, о чудных поступках людей). Какой сборник рассказов написал для детей? (Лёля и Минька). Какой рассказ из этого сборника мы начали читать на прошлом уроке? («Великие путешественники»).

Краткий пересказ 1 части (Отвечают несколько обучающихся).

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом М. М. Зощенко «Великие путешественники». (На доске открывается тема урока).

 Но прежде, чем приступить к чтению, хочу вернуться к нашему девизу. И для того, чтобы хорошо понять прочитанное, мы разберем значение слов и выражений, которые могут быть вам непонятны.

  1. Словарная работа.

Пристань - специально оборудованное место для причаливания и стоянки, выгрузки и погрузки судов, высадки и посадки пассажиров.

Изумился - очень сильно удивился. (Варыгину выписать слова, находящиеся на полях).

  1. Работа с таблицей на расширение поля зрения.
  2. Работа с учебником.

Чтение 2 части рассказа. Читают сильные обучающиеся (Карина, Артём, Милена, Лиза). Главную мысль прочитанного озвучивают более слабые обучающиеся (Коля, Рома, Люда, Никита).

  1. Физминутка.

Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна, (посмотрели вверх, влево, вправо)

К солнцу тянется она. (руки вверх)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул. (руки в стороны)

Хорошо гулять в лесу,

Будем руки упражнять,

Раз, два, три, четыре, пять. (сгибаем – разгибаем руки)

Хорошо гулять в лесу,

Будем ноги упражнять,

Раз, два, три, четыре, пять. (шагаем под счет на месте)

  1. Работа с текстом.

Можно ли данное произведение назвать юмористическим (комичным)? Давайте найдём подтверждение в тексте. (Выборочное чтение по всему рассказу).

  1. Работа в группах.

Работа по карточкам. Три группы: 1 группа выбирает черты, характеризующие главного героя – Стёпку, подчёркивает их. 2 группа   (более слабые обучающиеся) выбирает что дети взяли с собой в поход. 3 группа выбирает слова и выражения, рассказывающие о реакции родителей путешественников.

(Учитель задает несколько вопросов по тексту Варыгину, проверяет запись в тетради. Дает задание нарисовать иллюстрацию.)

Проверка. (Обучающиеся зачитывают слова, остальные контролируют правильность).

  1. Работа с серией сюжетных картинок.

Давайте еще раз вспомним наш девиз. Мы с вами не просто читали рассказ, но и думали, обсуждали. Это поможет нам справиться со следующим заданием. На доске 6 (7) иллюстраций. Ваша задача расположить их в правильной последовательности. Данил найдёт 1 иллюстрацию и объяснит свой выбор. Вова подумает и найдёт последнюю иллюстрацию, объяснит свой выбор. Остальные обучающиеся по желанию.

  1. Подведение итогов.

Вот и кончился урок и подводим мы итог:

Какое произведение мы сегодня читали? Кто его автор? Чему нас научил этот рассказ?

  1. Рефлексия.

Какие задания вам понравились? Какие показались сложными?

Выставление отметок.

Домашнее задание: пересказ рассказа с опорой на сюжетные картинки (стр. 207 – 212)


Комментарии
Комментариев пока нет.