Урок литературы в 7 классе на тему «М.М. Зощенко "Великие путешественники"» (часть 2)
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: М. М. Зощенко «Великие путешественники» 2 часть.
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Цель урока: Продолжать знакомство с рассказом М. М. Зощенко «Великие путешественники».
Задачи урока:
Учить осознанному чтению через определение главной мысли прочитанного, выборочного чтения, составление картинного плана из серии сюжетных картинок.
Развивать устную речь через пересказ, работу с таблицей, работу с вопросами, описание иллюстраций.
Воспитывать дисциплинированность, формировать представление о том, что любое дело требует соответствующей подготовки и знаний.
Словарь: пристань, в аккурат похожая на нашу деревню, куда Макар телят не гонял, изумился.
Оборудование урока: учебники, тетради, портреты писателей, иллюстрации.
Ход урока:
- Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Наш сегодняшний урок пройдёт под девизом: Мало уметь читать, надо уметь думать. Как вы понимаете эти слова?
- Речевая разминка.
Чтение слогов по таблице.
Цель: Прочитать, как можно быстрее, строчку слогов, заданную учителем.
- Тест на внимание.
С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (М. М. Зощенко). Задание: Выберите, из предложенных портретов, портрет М. М. Зощенко. (Обучающиеся выбирают один портрет из 3).
- Проверка домашнего задания.
Что вам было задано на дом? (Биография М. М. Зощенко и пересказ 1 части рассказа «Великие путешественники»).
3 мин на подготовку к опросу. (Работа с Варыгиным. Самостоятельное чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Найти предложения в тексте, которые описывают иллюстрации, записать в тетрадь.)
Фронтальный опрос.
Где родился писатель? (В Петербурге) Когда Зощенко начал писать? (Когда работал в конторе бухгалтерии помощником бухгалтера). О чём были его рассказы? (он писал о смешных случаях в жизни, о чудных поступках людей). Какой сборник рассказов написал для детей? (Лёля и Минька). Какой рассказ из этого сборника мы начали читать на прошлом уроке? («Великие путешественники»).
Краткий пересказ 1 части (Отвечают несколько обучающихся).
- Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом М. М. Зощенко «Великие путешественники». (На доске открывается тема урока).
Но прежде, чем приступить к чтению, хочу вернуться к нашему девизу. И для того, чтобы хорошо понять прочитанное, мы разберем значение слов и выражений, которые могут быть вам непонятны.
- Словарная работа.
Пристань - специально оборудованное место для причаливания и стоянки, выгрузки и погрузки судов, высадки и посадки пассажиров.
Изумился - очень сильно удивился. (Варыгину выписать слова, находящиеся на полях).
- Работа с таблицей на расширение поля зрения.
- Работа с учебником.
Чтение 2 части рассказа. Читают сильные обучающиеся (Карина, Артём, Милена, Лиза). Главную мысль прочитанного озвучивают более слабые обучающиеся (Коля, Рома, Люда, Никита).
- Физминутка.
Хорошо гулять в лесу!
Вот высокая сосна, (посмотрели вверх, влево, вправо)
К солнцу тянется она. (руки вверх)
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул. (руки в стороны)
Хорошо гулять в лесу,
Будем руки упражнять,
Раз, два, три, четыре, пять. (сгибаем – разгибаем руки)
Хорошо гулять в лесу,
Будем ноги упражнять,
Раз, два, три, четыре, пять. (шагаем под счет на месте)
- Работа с текстом.
Можно ли данное произведение назвать юмористическим (комичным)? Давайте найдём подтверждение в тексте. (Выборочное чтение по всему рассказу).
- Работа в группах.
Работа по карточкам. Три группы: 1 группа выбирает черты, характеризующие главного героя – Стёпку, подчёркивает их. 2 группа (более слабые обучающиеся) выбирает что дети взяли с собой в поход. 3 группа выбирает слова и выражения, рассказывающие о реакции родителей путешественников.
(Учитель задает несколько вопросов по тексту Варыгину, проверяет запись в тетради. Дает задание нарисовать иллюстрацию.)
Проверка. (Обучающиеся зачитывают слова, остальные контролируют правильность).
- Работа с серией сюжетных картинок.
Давайте еще раз вспомним наш девиз. Мы с вами не просто читали рассказ, но и думали, обсуждали. Это поможет нам справиться со следующим заданием. На доске 6 (7) иллюстраций. Ваша задача расположить их в правильной последовательности. Данил найдёт 1 иллюстрацию и объяснит свой выбор. Вова подумает и найдёт последнюю иллюстрацию, объяснит свой выбор. Остальные обучающиеся по желанию.
- Подведение итогов.
Вот и кончился урок и подводим мы итог:
Какое произведение мы сегодня читали? Кто его автор? Чему нас научил этот рассказ?
- Рефлексия.
Какие задания вам понравились? Какие показались сложными?
Выставление отметок.
Домашнее задание: пересказ рассказа с опорой на сюжетные картинки (стр. 207 – 212)