Урок литературы в 4 классе на тему «М.М. Зощенко "Ёлка"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
(с позиции формирования функциональной грамотности в рамках урока)
Дата: 19.01.22 | |
Класс: 4-В | |
Программа: УМК«Школа России», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.В.Голованова | |
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное | |
Педагог:Полозова И.В. | |
Тема занятия: Тема: «М.М. Зощенко « Ёлка | |
Цель | Познакомить с произведением М.М. Зощенко «Ёлка»; создать условия для понимания прочитанного произведения; формировать умение анализировать и оценивать поступки героев; развивать внимание на основе выборочного чтения, умения выделять главное в тексте, озаглавливать части текста. |
Планируемые результаты | Личностные: воспитание доброго отношения к семье, воспитание культуры поведения в обществе; Воспитание чуткости по отношению к людям, умение противостоять злу. |
Задачи | Способствовать развитию самостоятельности при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий. Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности (работа в группах и парах). |
Форма проведения занятия | Беседа духовно - нравственного содержания |
Вид внеурочной деятельности | Познавательная деятельность |
Организация занятия |
Этапы занятия | Действия учителя | Действия обучающихся |
I. Орг. момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность. Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Потому что для страны Люди умные нужны. | Взаимное приветствие учителя |
II. Актуализация знаний | - Объясните смысл пословиц. • На что и клад, если в семье лад. Бывали у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать? Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. • Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. - Защитники, помогите выступающим, у кого есть дополнения? Ребята, с каким произведениями мы познакомились на занятиях в разделе «Страна детства»? (К.Г. Паустовский «Корзина с шишками», Б.С. Житков «Как я человечков ловил») -Отгадайте автора произведения, которое мы будем изучать? КЁЛМИХАИЛТЫВЦ ЩЭЗПУЗОЩЕНКОТОЬЖ Михаил Зощенко Отгадайте загадку. Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная. На Рождество я главная. (Ёлка) | Задание по группам Ответы обучающихся |
III. Совместное открытие новых знаний | -Значит, какая тема нашего урока? (М.М. Зощенко «Ёлка») Это новый для вас писатель? С какими произведениями уже знакомы? - Какие цели перед собой поставите? (Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.) - Давайте поставим задачи на урок. С творчеством какого писателя мы с вами знакомимся? - Познакомиться с биографией Зощенко. Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 18954 в Полтаве в многодетной семье. В семье было 8 детей. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама – актриса, а также писала рассказы. В 17 лет Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге и поступил на юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения, домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойным поведением. Сначала он писал только для взрослых. Для детей, оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором. Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. - Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора? (О том, как Леля и Минька праздновали Рождество). Произведение будет юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.) - Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. - Познакомиться с произведением. -Проанализировать произведение и понять его основную мысль -Составим план урока. Вопрос перед чтением: Каков жанр произведения?Докажи. 1.Словарная работа. А теперь объясните значение слов и выражений. Слова записаны и висят на доске класса, дети выходят, берут и объясняют. Прикрепляют слова на доску. - Золотушный ребенок Длинновязая Пастилка Церемониться Не ручаюсь -А сейчас прочтем произведение. Ответьте на вопрос : какой жанр произведения? Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе. -Понравился рассказ? Чем? | Работа в сотрудничестве. Связь с окружающим миром. Опора на жизненный опыт. Использование здоровьесберегающей технологии Базарнова. Работа со словарем, с дополнительной литературой. Выразительное чтение отрывка несколькими учениками Словарная работа. Крымские яблоки – яблоки, привезённые из Крыма …. Длинновязая – син. высокая, рослая. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Не буду церемониться – не буду стесняться Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины Золотушный ребёнок – больной ребенок Не ручаюсь – не уверена |
IY. Практическая часть | Составляемый учащимися план: Контроль и самоконтроль. 1.Словарная работа 2.Чтение рассказа 3.Анализ текста. | Умение работать по плану, алгоритму. План работы на партах. |
Y. Самостоятельное применение новых знаний | Сейчас работаем по «Ромашке Блума». Задаем друг другу дифференцированные вопросы по тексту. Простые вопросы. Назовите главных героев произведения? − Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай? − Как отмечали Новый год в их семье? Выборочное чтение. − Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? Интерпретационные (объясняющие) вопросы − Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (докажите выборочное чтение) − Какой сюрприз приготовили родители для гостей? − Чем закончился праздник? И почему? − Что руководило ими в этот раз? − Уточняющие вопросы. Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил? − Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте. − Творческие вопросы. Как относится данная пословица к нашему произведению? «Не было бы счастья, да несчастье помогло» − Извлёк ли урок Минька? (выборочное чтение) Работа в сотрудничестве. Смысловое чтение. Задаем друг другу дифференцированные вопросы по тексту. На доске рисунок «Ромашка Блума» с разноцветными лепестками. Работа с текстовой информацией. Смысловое чтение Работа в группах 3-4 минуты. − Как ему удалось стать добрым? − Как бы вы поступили? Практические вопросы. Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился? Оценочные вопросы. А какой урок вы извлекли из этого произведения? − Чьи вопросы вам понравились больше и почему? Уточняющие вопросы. Почему? Заставляли нас задуматься о причинах поступков. Оценочные вопросы. Побуждали нас к оценке героев. 2.Работа в группах. − Сравните двух главных героев, девочки характеризуют Лёлю, а мальчики – Миньку: Возраст Рост Характер - Что могут достать с ёлки? | Работа в сотрудничестве. Смысловое чтение. Задаем друг другу дифференцированные вопросы по тексту На доске рисунок «Ромашка Блума» с разноцветными лепестками. Работа с текстовой информацией. Смысловое чтение. Свободные высказывания детей. Ответы обучающихся |
VI. Рефлексия. Какой уровень результатов ВД достигнут? | А как поступили бы вы? Какова была цель урока? Справились ли с поставленными задачами? – Чему учит рассказ? Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства. А какой урок вы извлекли из этого произведения? Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству. Просмотр мультфильма« Нехороший мальчик» Юрия Усачева Вывод: Что скажете о просмотренном мультфильме? Почему мальчик был наказан? Кто виноват в его воспитании? Составление синквейна «Семья» Действительно, ребята, семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился». Давайте украсим нашу елочку. На доске нарисована ёлочка. Дети выходят и прикрепляют цветные кружки. Зеленый шар кто был активным на всех этапах урока умеет себя вести . Желтый - тот, кто работал, но мог бы лучше проявить себя, остались вопросы. Красный - тот, кто старался, но у него не всё получилось на этом уроке и в поведении. Продолжите высказывания: Урок взволновал… Заставил задуматься… Дал понять… | Умение доказывать свою точку зрения. Делать выводы. Рефлексия. Умение оценивать свою работу. Ответы на вопросы и просмотр мультфильма. Свободные высказывания детей. |