12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полозова Ирина Валентиновна394
Самая главная формула успеха - знание, как обращаться с людьми. Теодор Рузвельт
Россия, Самарская обл., г. Новокуйбышевск
2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (с позиции формирования функциональной грамотности в рамках урока)Тема занятия: Тема: «М.М. Зощенко « Ёлка

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

(с позиции формирования функциональной грамотности в рамках урока)



Дата: 19.01.22

Класс: 4-В

Программа: УМК«Школа России», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.В.Голованова

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Педагог:Полозова И.В.

Тема занятия: Тема: «М.М. Зощенко « Ёлка

Цель


Познакомить с произведением М.М. Зощенко «Ёлка»; создать условия для понимания прочитанного произведения;

формировать умение анализировать и оценивать поступки героев; развивать внимание на основе выборочного

чтения, умения выделять главное в тексте, озаглавливать части текста.

Планируемые результаты


Личностные: воспитание доброго отношения к семье, воспитание

культуры поведения в обществе; Воспитание чуткости по отношению к людям, умение противостоять злу.


Задачи

Способствовать развитию самостоятельности при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;    

формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности (работа в группах и парах).

Форма проведения занятия

Беседа духовно - нравственного содержания

Вид внеурочной деятельности

Познавательная деятельность

Организация занятия


Этапы занятия

Действия учителя

Действия обучающихся

I. Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

Взаимное приветствие учителя

II. Актуализация знаний

- Объясните смысл пословиц.

На что и клад, если в семье лад.

Бывали у вас такие случаи  в жизни, о которых стыдно вспоминать?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

• Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается

слезами.

- Защитники, помогите выступающим, у кого есть дополнения?

Ребята, с каким произведениями мы познакомились на занятиях в

разделе «Страна детства»? (К.Г. Паустовский «Корзина с шишками»,

Б.С. Житков «Как я человечков ловил»)

-Отгадайте автора произведения, которое мы будем изучать?

КЁЛМИХАИЛТЫВЦ

ЩЭЗПУЗОЩЕНКОТОЬЖ Михаил Зощенко

Отгадайте загадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

              Нарядная, забавная.

          На Рождество я главная. (Ёлка)

Задание по группам



Ответы обучающихся

III. Совместное открытие новых знаний

-Значит, какая тема нашего урока? (М.М. Зощенко «Ёлка») Это

новый для вас писатель? С какими произведениями уже знакомы?

- Какие цели перед собой поставите? (Познакомиться с

произведением, сделать анализ и определить главную мысль.)

- Давайте поставим задачи на урок.

 С творчеством какого писателя

мы с вами знакомимся?

- Познакомиться с биографией Зощенко.

Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 18954 в Полтаве в многодетной семье.  В семье было 8 детей. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама – актриса, а также  писала рассказы. В 17 лет Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге и поступил на юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения, домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы  помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойным поведением. Сначала он писал только для взрослых. Для детей, оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят  получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и  упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок»,  «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором. Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные.


-  Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая   название и особенности творчества автора?

(О том, как Леля и Минька праздновали Рождество). Произведение будет юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.)

- Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

- Познакомиться с произведением.

-Проанализировать произведение и понять его основную мысль

-Составим план урока.

Вопрос перед чтением:

Каков жанр произведения?Докажи.

1.Словарная работа.

А теперь объясните значение слов и выражений.


Слова записаны и

висят на доске класса, дети выходят, берут и

объясняют.

Прикрепляют слова на доску.

- Золотушный ребенок Длинновязая

Пастилка Церемониться

Не ручаюсь

-А сейчас прочтем произведение. Ответьте на вопрос : какой жанр произведения?

Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.

-Понравился рассказ? Чем?


Работа в сотрудничестве.

Связь с окружающим миром.




Опора на жизненный опыт.

Использование здоровьесберегающей технологии Базарнова.

Работа со словарем, с дополнительной литературой.










































Выразительное чтение отрывка несколькими учениками












Словарная работа.

Крымские яблоки – яблоки, привезённые из Крыма ….

Длинновязая – син. высокая, рослая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Не буду церемониться – не буду стесняться

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины

Золотушный ребёнок – больной ребенок

Не ручаюсь – не уверена

IY. Практическая часть

Составляемый учащимися план: Контроль и

самоконтроль.

1.Словарная работа

2.Чтение рассказа

3.Анализ текста.

Умение работать по плану, алгоритму.

План работы на партах.

Y. Самостоятельное применение новых знаний

Сейчас работаем по «Ромашке Блума».

Задаем друг другу

дифференцированные вопросы по тексту.

Простые вопросы. Назовите главных героев произведения?

− Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?

− Как отмечали Новый год в их семье?

Выборочное чтение.

− Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

− Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (докажите выборочное чтение)

− Какой сюрприз приготовили родители для гостей?

− Чем закончился праздник? И почему?

− Что руководило ими в этот раз?

− Уточняющие вопросы. Какое решение принял папа?

Правильно ли он поступил?

− Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте.

− Творческие вопросы. Как относится данная пословица к нашему произведению?

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

− Извлёк ли урок Минька? (выборочное чтение)

Работа в сотрудничестве. Смысловое чтение. Задаем друг другу дифференцированные вопросы по тексту.

На доске рисунок «Ромашка Блума» с разноцветными лепестками.

Работа с текстовой информацией. Смысловое чтение

Работа в группах 3-4 минуты.

− Как ему удалось стать добрым?

− Как бы вы поступили?

Практические вопросы. Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился?

Оценочные вопросы. А какой урок вы извлекли из этого произведения?

− Чьи вопросы вам понравились больше и почему?

Уточняющие вопросы. Почему? Заставляли нас задуматься о причинах поступков.

Оценочные вопросы. Побуждали нас к оценке героев.

2.Работа в группах.

− Сравните двух главных героев, девочки характеризуют Лёлю, а мальчики – Миньку:

Возраст

Рост

Характер

- Что могут достать с ёлки?

Работа в сотрудничестве. Смысловое чтение. Задаем друг другу

дифференцированные вопросы по тексту

На доске рисунок «Ромашка Блума» с разноцветными лепестками.

Работа с текстовой информацией. Смысловое чтение.




Свободные высказывания детей.




































Ответы обучающихся

VI. Рефлексия. Какой уровень результатов ВД достигнут? 

А как поступили бы вы? Какова была цель урока?

Справились ли с поставленными задачами?

– Чему учит рассказ?

Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с   детства.

А какой урок вы извлекли из этого произведения?

Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.

Просмотр мультфильма« Нехороший мальчик» Юрия Усачева

Вывод: Что скажете о просмотренном мультфильме? Почему мальчик

был наказан? Кто виноват в его воспитании?


Составление синквейна «Семья»

Действительно, ребята, семья – это самое главное, что есть у нас.

Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим

родителям было стыдно за ваши поступки.

Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к  этому, дети, я всегда стремился».

Давайте украсим нашу елочку. На доске нарисована ёлочка. Дети

выходят и прикрепляют цветные кружки. Зеленый шар кто был

активным на всех этапах урока умеет себя вести .

Желтый - тот, кто работал, но мог бы лучше проявить себя, остались

вопросы.

Красный - тот, кто старался, но у него не всё получилось на этом уроке

и в поведении.

Продолжите высказывания:

Урок взволновал…

Заставил задуматься…

Дал понять…

Умение доказывать свою точку зрения.

Делать выводы.

Рефлексия.


Умение оценивать свою работу.


Ответы на вопросы и просмотр мультфильма.



















Свободные высказывания детей.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.