Рабочая программа по математике для СПО
СОДЕРЖАНИЕ
|
4 |
|
12 |
|
22 |
|
24 |
1. пояснительная записка рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.10 МАТЕМАТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального профессионально образования по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер", относящейся к укрупненной группе19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ и соответствует етестественно-научному профилю.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины
Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке
обучающихся.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение математики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.
При освоении профессий СПО естественно-научного профиля профессионального образования математика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования;
Общие цели изучения математики традиционно реализуются в четырех направлениях:
-
общее представление об идеях и методах математики;
интеллектуальное развитие;
овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями;
воспитательное воздействие.
Профилизация целей математического образования отражается на выборе приоритетов в организации учебной деятельности обучающихся. Для гуманитарного и естественно-научного профилей профессионального образования более характерным является усиление общекультурной составляющей учебной дисциплины с ориентацией на визуально-образный и логический стили учебной работы.
Содержание учебной дисциплины разработано в соответствии с основными содержательными линиями обучения математике:
алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;
теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;
геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;
стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.
Разделы (темы), включенные в содержание учебной дисциплины, являются общими для всех профилей профессионального образования и при всех объемах учебного времени независимо от того, является ли учебная дисциплина «Математика» базовой или профильной.
В примерных тематических планах программы учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий (алгебраической, теоретико-функциональной, уравнений и неравенств, геометрической, стохастической), что позволяет гибко использовать их расположение и взаимосвязь, составлять рабочий календарный план, по-разному чередуя учебные темы (главы учебника), учитывая профиль профессионального образования, специфику осваиваемой профессии СПО или специальности СПО, глубину изучения материала, уровень подготовки студентов.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).
В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении математики как базовой, так и профильной учебной дисциплины, контролю не подлежит.
Текущий контроль знаний и умений по изучаемой дисциплине осуществляется в процессе устного и письменного опроса обучающихся, их тестирования, выполнения практических и контрольных работ. На уроках широко применяются задания ЕГЭ по математике.
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:базовая дисциплинаобщеобразовательного цикла.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к планируемым результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Математика» направлено на достижение следующих целей:
обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;
обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 303 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 285часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
303 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
285 |
В том числе: |
|
Практические работы |
45 |
Контрольные работы |
14 |
Самостоятельная работа обучающего (всего) |
18 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальный проект |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тема 1.1. Введение |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в СПО. Натуральные числа. Целые и рациональные числа. |
4 |
|||
Тема 1.2. |
Содержание учебного материала. |
11 |
2 |
|
Целые и рациональные числа Приближенные вычисления Действительные числа Комплексные числа |
3 2 2 2 |
|||
Практическое занятие 1. Выполнение приближенных вычислений. |
2 |
|||
Самостоятельная работа Создание презентации «История развития числа» |
||||
Содержание учебного материала. |
28 |
|||
Тема 1.3. Корни, степени и логарифмы |
Корень n-й степени и его свойства Вычисление и сравнение корней Свойства степеней. Вычисление степеней с рациональным показателем Понятие степени с действительным показателем Преобразование числовых и буквенных выражений, содержащих корни и степени Логарифм числа Показательные и логарифмические функции Свойства логарифмов Показательные и логарифмические уравнения и неравенства |
2 2 2 3 3 2 3 2 1 |
||
Практическое занятие 2. Решение иррациональных уравнений Практическое занятие 3. Выполнение тождественных преобразований над степенными выражениями Практическая работа 4. Преобразование и вычисление значений логарифмических выражений |
2 2 2 |
|||
Контрольная работа 1. Корни и степени Контрольная работа 2 . Логарифмы. Свойства логарифмов |
1 1 |
|||
Содержание учебного материала. |
26 |
2 |
||
Тема 1.4. Прямые и плоскости в пространстве |
Основные понятия: точка, прямая и плоскость. Аксиомы стереометрии Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых Параллельность прямой и плоскости. Параллельные плоскости, свойства параллельных плоскостей Скрещивающиеся прямые. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми Параллельность плоскостей. Свойства параллельных плоскостей. Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости Перпендикуляр и наклонные. Расстояние от точки до плоскости Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 |
||
Практическая работа 5. Параллельность прямых и плоскостей. |
2 |
|||
Контрольная работа 3. Прямые плоскости и в пространстве |
1 |
|||
Самостоятельная работа Расчетно-графическая работа – Перпендикуляр и наклонная Историческая справка об обозначениях и символики в геометрии |
||||
Тема 1.5. Комбинаторика |
Содержание учебного материала |
17 |
2 |
|
Комбинаторные конструкции. Правила комбинаторики. Понятия факториала. Перестановки Размещения. Сочетания. Формулы для их вычисления. Бином Ньютона и треугольник Паскаля Повторение, обобщение, решение задач. |
3 2 3 3 2 |
|||
Практическое занятие 6. Решение комбинаторных задач с применением формул для их вычисления. |
2 |
|||
Контрольная работа 4. Комбинаторика |
2 |
|||
Тема 1.6. Координаты и векторы |
Содержание учебного материала |
22 |
2 |
|
Понятие вектора. Равенство векторов. Действия над векторами Компланарные векторы. Разложение векторов по 3-м некомпланарным векторам. Решение задач на действия с векторами Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Действия над векторами в координатной форме. Решение задач в координатах Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Повторение, обобщение, подготовка к контрольной работе |
2 2 2 3 3 3 3 2 1 |
|||
Контрольная работа 5. Координаты и векторы |
1 |
|||
Самостоятельная работа Реферат «Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве». Подготовить доклад «Использование координат и векторов в прикладных задачах" |
||||
Тема 1.7. Основы тригонометрии |
Содержание учебного материала |
34 |
||
Основные тригонометрические тождества. Решение задач на применение основных тригонометрических тождеств. Формулы приведения. Свойства симметрии точек на единичной окружности. Решение задач на применение формул приведения. Формулы сложения аргументов. Решение задач на применение формул сложения аргументов Формулы двойного и половинного аргументов. Преобразование произведения функций в сумму Подготовка к контрольной работе Арксинус, арккосинус и арктангенс. Применение для решения уравнений. Решение простейших тригонометрических уравнений Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств 10. Применение методов решения тригонометрических уравнений: приведение к линейному, квадратному уравнениям 11. Применение методов решения тригонометрических уравнений: разложение на множители, замена переменной 12. Подготовка к контрольной работе |
2 2 2 2 2 1 3 3 3 3 3 1 |
2 |
||
Практическая работа 7. Выполнение тождественных преобразований в тригонометрических выражениях Практическая работа 8. Решение тригонометрических уравнений |
3 2 |
|||
Контрольная работа 6. Тригонометрические выражения Контрольная работа 7. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства |
1 1 |
|||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения «История тригонометрии». Изготовление модели тригонометрического круга Расчетное задание «Решение тригонометрических уравнений ». |
||||
Тема 1.8. Функция и графики |
Содержание учебного материала |
22 |
2 |
|
Область определения и множество значений. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания. Схема исследования функций. Исследование линейной, кусочно-линейной функций. Построение и чтение графиков Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания. Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). Определение предела функции в точке. Понятие о непрерывности функции Степенная функция, ее свойства и график. Показательная функция, ее свойства и график |
2 2 2 2 2 2 2 |
|||
Практическая работа 9. Построение и чтение графиков функций. Решение задач на нахождение области определения функции. Практическая работа 10. Проведение исследований линейной, квадратичной, дробно-линейной функций. Построение и чтение графиков. Практическая работа 11. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств Практическая работа 12. Преобразование графиков. Параллельный перенос, симметрия, растяжение и сжатие вдоль осей координат |
2 2 2 2 |
|||
Контрольная работа 8. Функции и графики |
1 |
|||
Самостоятельная работа Расчетно-графическая работа «Построение тригонометрических функций с помощью геометрических преобразований». Составление ребусов и кроссвордов |
||||
Контрольная работа за 1 курс обучения 1 |
||||
Тема 2.1. Многогранники и круглые тела |
Содержание учебного материала |
29 |
2 |
|
Призма, ее основные элементы. Свойства. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Симметрия в кубе, в параллелепипеде, призме Пирамида, ее основные элементы. Тетраэдр Решение задач по теме «Пирамида и ее основные элементы». Понятие тела вращения. Цилиндр и его основные элементы. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию Площадь поверхности цилиндра Решение задач, связанных с понятием цилиндра Конус и его основные элементы. Усеченный конус. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Решение задач, связанных с понятием конуса Шар и сфера, их сечения |
2 3 2 3 2 2 2 1 2 2 |
|||
Практическая работа 13. Решение задач по теме «Призма и ее основные элементы». Практическая работа 14. Построение простейших сечений куба, пирамиды, параллелепипеда, призмы. Нахождение основных элементов призм и пирамид. Практическая работа 15. Нахождение основных элементов цилиндра, конуса, шара |
2 2 2 |
|||
Контрольная работа 9 «Многогранники» Контрольная работа 10. Тела и поверхности вращения |
1 1 |
|||
Самостоятельная работа Изготовление моделей и макетов многогранников. Построение сечений многогранников Подготовить сообщение «Правильные и полуправильные многогранники» Подбор и анализ информации для презентации «Конические сечения и их применение в технике». |
||||
Содержание учебного материала |
31 |
2 |
||
Тема 2.2. Начала математического анализа |
Понятие числовой последовательности, способы ее задания, вычисление ее членов. Понятие о пределе последовательности. Решение задач на вычисление суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Понятие производной функции, геометрический и физический смысл производной. Правила дифференцирования. Таблица производных элементарных функций. Производная суммы, произведения и частного Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции. Установление связи свойств функции и производной по их графикам Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке с помощью производной. Вторая производная, ее физический и геометрический смысл. Исследование функций на выпуклость. Решение физических задач с применением производной. Повторение темы раздела. Подготовка к контрольной работе. |
3 2 3 3 3 3 3 3 1 |
||
Практическая работа 16. Вычисление производных Практическая работа 17. Решение задач на составление уравнений касательных к графикам функций. Практическая работа 18. Применение производной к исследованию функций и построение графиков |
2 2 2 |
|||
Контрольная работа 11. Последовательность, производная |
1 |
|||
Тема 2.3. Интеграл и его применения |
Содержание учебного материала |
22 |
2 |
|
Первообразная, ее определение. Первообразные элементарных функций. Интеграл. Основные формулы интегрирования. Способы вычисления интегралов. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона – Лейбница. Определенный интеграл. Решение задач на применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Составление уравнения движения тела по заданному уравнению скорости Подготовка к контрольной работе |
3 3 3 3 3 2 |
|||
Практическая работа 19. Вычисление определенного интеграла методом непосредственного интегрирования и методом подстановки. Практическая работа 20. Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла |
2 2 |
|||
Контрольная работа 12. Интеграл |
1 |
2 |
||
Самостоятельная работа Сообщение «Решение задач на применение определенного интеграла» |
||||
Тема 2.4. Элементы теории вероятностей и математической статистики |
Содержание учебного материала |
16 |
2 |
|
События. Вероятность события. Основные понятия и классическое определение вероятности. Сложение и умножение вероятностей. Решение задач на вычисление вероятности события. Повторные испытания Случайная величина |
3 3 3 2 |
|||
Практическая работа 21. Вычисление коэффициентов бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля Практическая работа 22. Решение прикладных задач с применением вероятностных методов |
2 2 |
|||
Тема 2.5. Уравнения и неравенства |
Содержание учебного материала |
23 |
2 |
|
Равносильные уравнения Основные приемы решения уравнений Системы уравнений Решение неравенств Подготовка к контрольной работе |
4 4 4 3 2 |
|||
Практическая работа 23. Решение систем показательных и логарифмических уравнений Практическая работа 24. Решение систем показательных и логарифмических уравнений и неравенств |
2 2 |
|||
Контрольная работ 13. Уравнения и неравенства |
2 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» требует наличия учебного кабинета математических и естественно-научных дисциплин. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02)
Оборудование учебного кабинета:
Доска классная -1
Столы для обучающихся– 16
Стол для преподавателя– 1
Стулья – 32
Экран - 1
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» входят:
• наглядные пособия (модели многогранников и тел вращения, каркасные модели к задачам по геометрии, портреты выдающихся ученых-математиков и др.);
• наборы таблиц по математике, тематические картины по геометрии;
• инструктивно-техническая документация:
*Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине
*Комплекты тестовых заданий, в т.ч. с помощью ПК
*Комплекты заданий для контрольных работ
*Комплекты заданий – инструкций для проведения практических работ.
*Технические средства обучения: мультимедиапроектор.
• экранно-звуковые пособия, презентации по темам программы;
• комплект технической документации, инструкции по технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по математике.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 клас¬сы. — М., 2014.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2014.
Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 клас¬сы. — М., 2014.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2014.
Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Башмаков М. И. Математика. Задачник: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Башмаков М.И. Математика. Электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Дополнительные источники:
Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 11 класс. — М., 2014.
Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа, геометрия. 10 класс. — М., 2013.
Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 10 класс. Сборник задач: учеб.пособие. — М., 2008.
Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 11 класс. Сборник задач: учеб.пособие. — М., 2012.
Гусев В.А., Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 10 класс / под ред. А.Б. Жижченко. — М., 2014.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федерова Н.Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / под ред. А.Б. Жижченко. — М., 2014.
Литература для преподавателей:
Башмаков М.И. Математика: кн. для преподавателя: метод.пособие. — М., 2013
Башмаков М.И., Цыганов Ш.И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. — М., 2011.
Интернет источники:
РЕШУ ЕГЭ - http://reshuege.ru/
Открытый банк заданий ФИПИ - http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege.
Башмаков М. И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / М. И. Башмаков. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с -
|