Макет «Животные Севера»
Пояснительная записка
Название макета: «Животные Севера»
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, а для повышения качества предоставляемых услуг. моё внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи. Мною был создан макет «Животные Севера».
Это наглядная демонстрация условий проживания различных северных животных. Его можно использовать и в познавательной, и в игровой деятельности.
Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет. С помощью макета «Животные Севера» можно провести беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов, составление коротких рассказов о животных,загадывание загадок, дидактические игры: «Кого не стало», «Опиши, мы отгадаем». Дети с удовольствием используют его в сюжетно-ролевых играх.
Актуальность: Макетирование способствует познавательному развитию детей. При использовании макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Поэтому очень важно формировать у ребят интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир. Воспитывать интерес у детей к диким животным разных климатических зон, желание узнавать новые факты жизни. Дать детям элементарные знания об их образе жизни.
Цель: Познакомить детей с животным миром Севера; с особенностями природных условий Арктического края; с животными, их внешним видом, образом жизни и повадках.
Формировать познавательный интерес к окружающему миру животных, воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе, бережное отношение к животному миру.
Задачи:
продолжать знакомить детей с животными Севера: белый медведь, морж, песец, олень, тюлень; расширять и активизировать словарный запас детей;
формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; медведь накапливает жир, чем питаются);
воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря. Обогащение: Северный Ледовитый океан, айсберг, полярное сияние, полярная ночь, животные Арктики: белые медведи, моржи, тюлени, песец.
Перечень материалов, использованных при создании макета:
Коробка из-под обуви
бумага для творчества (фоамиранбелый)
фотографии севера А4
горячий клей
ножницы
гирлянды
фигурки животных
камушки–стеклышки
клей с блестками
снег вискозный
скотч
шило
Ход изготовления макета:
Обклеиваем коробку скотчем
Сверху делаем пометки (проводим линии) для огоньков и дыроколим , прикрепляем огоньки;
Берём распечатанную картинку с изображением Севера
Вырезаем из нее детали для фона спереди и украшаем клеем с блесками;
Внутри и коробку обклеиваем (декорируем) фоамираном
Прикрепляем фон и фиксируем горячим клеем, расставляем животных и камешки льдинки, делаем (формируем)из вискозного снега берлогу.
Теперь прячем провода накрываем крышкой и тоже обклеиваем белым фоамираном.
Игры с макетом
Рассматривание «Медведицы с медвежонком».
Воспитатель: Кого вы видите возле льдины?
Дети: медведицу с медвежатами
Воспитатель: Что делает медведица?
Воспитатель: Какая медведица?
Дети: добрая, заботливая и т.д.
Воспитатель: Какие медвежата?
Дети: веселые ,маленькие т.д.
Д/И: «Скажи наоборот!»
Цель: Активизируется употребление прилагательных, развивается грамматика речи.
Медведица - большая, а медвежонок - маленький.
Медведица - сильная, а медвежонок - слабый.
Медвежонок- глупый, а медведица - умная.
Медведица - ловкая, а медвежонок - неуклюжий.
Медвежонок - медленный, а медведица - быстрая.
Медведица - смелая, а медвежонок - трусливый.
Д/И«Назови животного»
Назовем животных, которые живут на Севере.
На Севере живет Белый медведь….
Д/и«Кого не стало?»
Животные играют в прятки, посмотрите внимательно и скажите, кого не
стало? (Не стало моржа,)
Д/и«Назови семью»
Морж – моржиха – моржонок (моржата);
Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок (белые медвежата);
Белый волк – белая волчица – белый волчонок
Д/и«Что делает? Что делают?»
Что делает белый медведь? (белый медведь стоит, прыгает, идет, лежит).
Что делают белые медведи? (белые медведи стоят, прыгают, идут, лежат).
Что делает морж? (Морж лежит, плывет).
Что делают моржи? (Моржи лежат, плывут).
Д/и«4 лишний»
Морж, тюлень, олененок, белый медведь
Песец, зебра, белый волк, тюлень
«Раз – два – три – четыре – пять – надо всех пересчитать»
Ребята, а где у нас можно увидеть животных Севера? (В зоопарке)
Как животные попадают в зоопарк, кто их туда доставляет, кто ловит
зверей? (Зверей ловит зверолов)
Посмотрите, сосчитайте и ответьте, сколько и каких зверей доставил в зоопаркзверолов?
(1 морж, 2 моржа, 3 моржа, 4 моржа, 5 моржей;
Зверолов доставил в зоопарк 5 моржей…
Д/и«Расскажика»
Составить рассказ описание по схеме.
Название животного.
Где живет?
Какого размера?
Части тела.
Чем питается?
Викторина «Знатоки мультфильмов»
Воспитатель: Давайте вспомним, какие вы знаете мультфильмы о Северном полюсе? Вы посмотрите фрагмент мультика и если вы его узнали говорите название его.
Нарезка мультфильмов (дети угадывают). Последний кадр с северным сиянием с мультфильма «Умка»
«Придумай сказку»
Правила игры: 1 вариант игры: каждый игрок выбирает животного и волшебные предметы. С выбранными персонажами ребенок должен придумать сказочный сюжет и зарисовать его или слепить. А затем рассказать остальным игрокам свою сказку.
2 вариант игры: воспитатель называет главного героя сказок, а дети вытягивают по одной карте и придумывают коллективную сказку, где главный герой встречается с выбранными детьми персонажами. Сказочные сюжеты зарисовываются или лепятся. Каждый игрок рассказывает свою часть сказки.
Литература : Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере. Методические рекомендации» Издатель: Сфера,2010 г. Возраст: с 6 лет
Использование макета на занятии
Кто лишний
Северное сияние
Северное сияние
ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ
Департамент образования г.Севастополя
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. СЕВАСТОПОЛЯ «Детский сад № 28 »
299007 г. Севастополь, ул. Куликово поле, д.2 , тел./ факс (0692) 489972,
e-mail: sevdnz28@mail.ru
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Тема занятия: «Земля наш общий дом»
г. Севастополь 2016г.
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных их внешнем виде в условиях севера зимой.
Задачи:
Образовательная:
- формирование познавательного интереса о Крайнем Севере;
- закрепление знаний о животных севера их внешнем виде, образе жизни;
-продолжать упражнять детей в умении устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- воспитание интереса к разнообразию природного мира и бережное отношение к природе;
Развивающая:
- развитие детского творчества, поэзии (чтение и заучивание стихов); развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей;
Словарная работа: обогащать словарный запас теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, северный олень, песец, рога, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).
Продукт проекта: Выставка рисунков «Животные холодных стран», коллаж «Обитатели Севера», презентация «Животные и птицы Севера» книжка-самоделка «Животные Севера»
Итоговое мероприятие: презентация творческих продуктов проекта. Игра – путешествие по Северу.
Ход занятия
(дети заходят, здороваются)
(потом дети сидят на ковер)
Воспитатель:
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …
Дети: (Глобус)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое глобус?
Дети: Модель Земли.
Воспитатель: Давайте мы его рассмотрим.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом?
Дети: реки, моря, океаны.
Воспитатель: а желтым и коричневым?
Дети: горы и пустыни.
Воспитатель: а зеленым?
Дети: леса и долины.
Воспитатель: Давайте найдем на глобусе Северный полюс. Почему вы решили, что это Северный полюс?
Воспитатель: Что вы можете рассказать о Северном полюсе?
Дети: Северный полюс – царство трескучих морозов, это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Бескрайние заснеженные просторы, ледяные поля.
Воспитатель: Ребята Катя дома в месте со своими родителями приготовила интересное сообщение для вас. (Ребенок в виде презентации рассказывает о тюленях, моржах)
Как выглядит морж?
Зачем моржам клыка?
Чем питаются моржи?
Как живут моржи зимой?
Как моржиха учит малышей плавать?
Воспитатель: Вам понравилось сообщение?
Воспитатель: Соня загадает вам загадку.
Он на севере живёт,
Плотный снег копытом бьёт
Щиплет ягель целый день...
Как зовут его? ...
Дети: Олень.
Воспитатель: Что вы знаете об оленях?
Чем покрыто тело оленя? (шерстью).
- Да, тело оленя покрыто густой шерстью.
- Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
- Что у оленя на голове? (рога).
- Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).
- А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
- Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).
- И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
- А чем питаются олени ? (зеленой травой, мхом).
- Мох называется – ягель и еще олени любят соль и летом едят грибы.
Ответы детей
Физкультминутка «О севере».
Дуют ветры ледяные - машут руками вверху
Горы снежные, крутые. -руки поднять вверх, встать на носочки
Там о лете не слыхали - ладонь прижать к уху, наклоны в стороны
Там согреешься едва ли - обнять себя руками
Он не мал и не велик -руки свести и развести в стороны
Этот снежный материк. - Хлопнуть в ладоши на уровне груди
(дети кладут подушки и подходят к столу)
Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографию «Медведица с медвежонком».
Воспитатель: Кого вы видите на этой фотографии?
Дети: медведицу с медвежатами
Воспитатель: Что делает медведица?
Воспитатель: Какая медведица?
Дети: добрая, заботливая и т.д.
Воспитатель: Какие медвежата?
Дети: веселые ,маленькие т.д.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в Д/И: «Скажи наоборот!»
Цель: Активизируется употребление прилагательных, развивается грамматика речи.
Медведица - большая, а медвежонок - маленький.
Медведица - сильная, а медвежонок - слабый.
Медвежонок- глупый, а медведица - умная.
Медведица - ловкая, а медвежонок - неуклюжий.
Медвежонок - медленный, а медведица - быстрая.
Медведица - смелая, а медвежонок - трусливый.
Воспитатель: У полярного медведя великолепный мех. Мех плотный густой, длинный. Под такой шубой прячется еще и толстый слой подкожного жира, который его согревает.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему медведи, тюлени и моржи не замерзают в таких суровых условиях?
Ответы детей:
Воспитатель предлагает детям провести исследовательский эксперимент:
Воспитатель: подтяните рукава
Воспитатель: Давайте проведем опыт. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Какая рука стала?
Дети: Она мокрая.
Воспитатель: вытрите салфеткой руку и салфетку кладем в тарелку.
Воспитатель: Теперь указательным пальцем возьмите жир
слегка разотрите указательным пальцем жир, (детским кремом, вазелином.) Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?
верхнюю часть.
Дети: Вода уже не покрывает всю руку, она собирается капельками.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так получилось?
Предположения детей.
Воспитатель: Жир не пропускает воду.
Воспитатель: Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?
Дети: Капельки легко слетели с руки.
Воспитатель: Что же спасает животных севера от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).
Ребята садятся за стол
Воспитатель: Ребята, вы очень много знаете о климате Северного полюса, о его обитателях. А откуда у вас столько информации? (читаем книги с родителями, энциклопедии, презентации, фильмы, мультфильмы)
Воспитатель: Давайте вспомним, какие вы знаете мультфильмы о Северном полюсе? Вы посмотрите фрагмент мультика и если вы его узнали говорите название его
Нарезка мультфильмов (дети угадывают). Последний кадр с северным сиянием с мультфильма «Умка»
Воспитатель: А вы видели северное сияние? (ответы детей) Хотите посмотреть? (воспитатель показывает макет «Северное сияние»)
Воспитатель: Давайте мы сейчас с вами сделаем тоже Северное сияние. Хотите попробовать?
Исследовательский эксперимент:
У вас на столах стоит стакан с водой, салфетка и фломастеры. Возьмите фломастеры и на салфетке от метки ставьте точки с лева направо близко друг к другу. Теперь возьмите салфетку и окуните (опустите) не всю в воду так чтобы кончик салфетки дотронулся до дна стакана.
Сморите что происходит? Что мы с вами сделали? Северное сияние на что похоже?
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие явления природы можно наблюдать в Арктике? Что понравилось больше всего?
Воспитатель отдает макет Земли ребенку. Дети встают около него полукругом, ребенок держит глобус и читает стихотворение
Кира: Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
исследовательский эксперимент (почему медведю и моржу не холодно зимой)
Исследовательский эксперимент: «Северное сияние»
katya
vovan
Дементьева Ирина Михайловна
Шарандина Валентина Владимировна
Честнова Людмила Николаевна