Проектно-исследовательская деятельность «Животные севера»
Информационная карта проекта.
Наименование проекта |
«Животные Севера» |
Вид проекта |
краткосрочный |
Основание для разработки проекта |
-Закон РФ «Об образовании»; -«Конвенция о правах ребёнка»; ООПДО «МБДОУ … |
Цель проекта |
Знакомство детей с характерными особенностями животных севера |
Задачи проекта |
1. Развитие потребности в приобретении новых знаний о животных; 2. Формирование умений узнавать новую информацию; 3. Определять значение животных севера для экосистемы. 4. Называть и описывать характерные особенности животных. 5. Учить находить отличия и сходства среди животного мира севера. 6. Воспитывать умение слушать друг друга, задавать вопросы по теме. 7. Привлечь родителей к образовательной деятельности в детском саду посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, интернете, в оказании помощи в изготовлении продуктов проекта. 8. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Сроки реализации проекта |
4 недели |
Этапы реализации проекта |
I этап – начальный (констатирующий) Анализ предметно - развивающей среды группы. Беседа с детьми и родителями по теме проекта. Формирование целей и задач проекта. Подбор и изучение литературы по теме проекта. II этап – основной (формирующий). Созданиев группе условий для реализации проекта. Деятельность в соответствии с планом проекта. III этап – заключительный (контрольный) Презентация проекта. Обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования. |
Порядок управления реализации проекта |
Управление реализации проекта осуществляется воспитателем дошкольногоучреждения в процессе образовательнойдеятельности ДОУ. |
Участники проекта |
Дети, родители, воспитатели ДОУ. |
Место реализации проекта |
г. Коркино, муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» |
Разработчик проекта |
Педагоги: Кувалдина И.Ф. Штыбень Т.А. |
Ожидаемые результаты |
Повысится познавательная активность детей, углубятся их знания о животных Севера. |
Цель: Обобщать знания детей о животных Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Животные холодных стран».
Сроки и этапы реализации проекта:
I этап – начальный (констатирующий) |
январь февраль 2018г. |
Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта. |
Конспекты занятии; консультации; наглядно иллюстрированный материал, дидактические игры. |
II этап – основной (формирующий) |
1,2,3 неделя марта |
На формирующем этапе была проведена апробация методов и приемов, способствующих повышению уровня сформированности у дошкольников логического мышления. Знаний о животных севера |
Открытые мероприятия; наполнение дидактическими играми предметно - развивающей среды |
III этап – заключительный (контрольный) |
4 неделя марта |
Обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования. |
Самоанализ |
Ожидаемые результаты:
Работа с детьми.
1.Повысить познавательную активность детей: углубить знания о животных Севера и.
2.Способствовать развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважение к природе.
3.Разработать перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с животными севера.
4.Подобрать конспекты занятий по проекту «Животные севера»
5.Организовать развивающую среду в группе по проекту «Животные севера»
Работа с родителями.
1.Привлечь родителей к изготовлению макета «Животные Севера - повысить
творческую активность участия в проекте.
2.Беседы с родителями на тему: «Рассказываете ли вы ребенку о северном полюсе?»
3. Составление совместно с детьми рассказов о животных севера.
4. Составление книжек малышек «Кто на севере живет?»
5. Консультация для родителей Памятки для родителей.
Таким образом, взаимодействие с родителями приведёт к повышению уровня знаний детей о животных севера (особенности внешнего вида, место обитания, пища).
Реализация проекта.
Перспективный план работы с детьми.
Дни недели |
Организационная деятельность |
Центры |
Родители |
1 неделя проекта |
|||
понедельник |
Познавательное развитие Ознакомление с окружающим «Тайны Севера» Цели: - продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере; - подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России; - расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь; воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию. Чтение стихов С. Маршака « Северок» о природе севера. Цель: развивать художественное восприятие окружающего мира |
П/И «Ветер волнуется». Цель: развитие двигательной фантазии. «Ц/ХЛ» иллюстрации «Северные пейзажи». «Ц/И» - раскраски «Растительный и животный мир севера», схемы поэтапного рисования животных севера |
Привлечь родителей к изготовлению макета «Животные Севера - повысить творческую активность участия в проекте. Совместная деятельность с родителями по созданию альбома «Северные пейзажи» - активизация интереса в поисковой деятельности |
Вторник |
Рассматривание картин с пейзажами Севера. Цель: развивать чувственный опыт детей, воспитывать интерес к природе севера Пальчиковая гимнастика. «Накорми зверей» «На Севере белый мишутка живет Беседа «Белый медведь». Цель: формировать представление о белом медведе, как он приспособился к условиям Крайнего Севера, используя иллюстрации. Просмотр мультфильма «Умка» - вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах. |
«ЦХ/Л- альбом на тему «Полярные медведи»., В Данская «Белый медведь» ЦДИ - «Разложи по размеру», «Продолжи ряд» (белый медведь) ЦФЭМП – д\и «Сколько медвежат» (прищепки) ЦМ – пуговицы, силуэтная картинка медведя, лабиринты по теме проекта |
Составление мини-рассказов о жизни медведей на Крайнем Севере. Беседы с родителями на тему: «Рассказываете ли вы ребенку о северном полюсе?» |
Среда |
Игровое упражнение «Сдуй льдинку» (пингвинята) Цель - формирование у детей правильного дыхания. Создание макета для Умки. Инсценировка отрывка из сказки «Умка» Цели: развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения образа выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, развивать песенные навыки, поддерживать желание выступать перед детьми и сотрудниками детского сада |
ЦДИ - разрезные картинки север ЦР - мнемотаблица, картинки «Составь рассказ по картине» ЦТ - маски для сказки «Умка» ЦИ-краски, кисти, альбом, шаблоны медведицы, трафареты северных животных ЦХ/Л – Ю. Яковлев «Умка» ЦС/Р - Создание игрового поля «Белая тундра»: белая ткань-снег, детская палатка-чум, маски «оленята», имитационные игры с использованием спортивного оборудования (кегли, скакалки, обруч). ЦД - д/и «Пазлы белый медведь» ЦР /Т - коробка, белая бумага, клей, пенопласт, вата, медведь, белая ткань |
Совместное изготовление с детьми книжек малышек о севере. |
Четверг |
Рисование Композиция «Тундра зимой» - помочь детям, используя белую гуашь, изобразить бескрайние просторы тундры (кусты, следы, волны снега, круги метели, метод «тычка» - медвежонок) Словесные игры – «Назови лишнее слово» |
ЦМК - выложи из счетных палочек: Медведя, Оленя, штриховка, дорисуй половину ЦХ/Л- - иллюстрации «Зимние пейзажи тундры и её обитатели». |
«Почитаем вместе» - Чтение эвенкийской сказки «Почему олень быстро бегает?» |
Пятница |
Хороводные игры « Метель», «Медведь» - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях. Поэтическая страничка. Цель: развивать художественное восприятие окружающего мира, используя стихи о северном ветре, пурге, морозе, северном сиянии. |
ЦХ/Л – Л.Почивалов «Антарктида страна чудес»; С.Сахарнова «Кто живет в холодном море?»; энциклопедия «Лед, факты, находки, открытия» ЦМУЗ - металлофон, погремушки, деревянные ложки |
Почитать сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева» - развивать чувственно-художественный опыт детей. |
2 неделя проекта |
|||
Понедельник |
Беседа «Белый медведь». Цель: формировать представление о белом медведе, как он приспособился к условиям Крайнего Севера, используя иллюстрации, игровые упражнения. Тема: «Почему белые медведи не живут в лесу?» Задачи: закрепить знания детей о белом медведе и его образе жизни. Воспитывать любовь к животным. Проведение опыта с водой и жиром «Почему медведь не замерзает в холодной воде» |
ЦО - И.Айвазовский «Ледяные горы в Антарктиде», А.Борисов «Медведи на льду», К.Д.Фридрих «Остов корабля в полярном море», ЦФ – п\и Игра «Белые медведи» ЦЭ – подсолнечное масло, вода, тазик, перья. ЦДИ - «Четвертый лишний». «Найди пару». «Кто где живет» |
Почитать юкагирскую сказку «Отчего у белого медведя нос чёрный» |
Вторник |
Знакомство с Леммингом Просмотр презентации «Где живут Лемминги?» Чтение отрывка из сказки «Малютка - лемминг» - развивать художественное восприятие окружающего мира. Заучивание стихотворения «Домик лемминга» |
ЦХ/Л - иллюстрации в энциклопедии о животных Севера на тему «Лемминги в тундре». |
Пальчиковая гимнастика «Кто на севере живет» |
Среда |
Просмотр презентации «Северный олень» Цель: формировать представление о внешнем виде, повадках оленей в тундре, как зимует северный олень, образе жизни оленеводов тундры. Чтение стихотворения А. Саукова «Молодой олень» - развивать художественное восприятие окружающего мира. Обыгрывание потешки «У Оленя дом большой» |
ЦХ/Л - иллюстрации на тему «Олени в тундре». Кники Александа Саукова. ЦК - конструктор лего большой и маленький ЦПН - альбом «Как звери зимуют» ЦС/Р - Игра «Важенка и оленята» ЦФ –п\и "Ловля оленей" |
Посмотреть мультфильм «Храбрый оленёнок» Продолжать учить детей воспринимать действия и оценивать поведение персонажей. Воспитывать по средствам сказки у детей положительные нравственные качества. |
Четверг |
Лепка «Олени в тундре» (дополнение макета - сюжетно-скульптурной композиции) – предложить детям стать оленеводами и слепить целое стадо северных оленей, которые кочуют в поисках корма по бескрайним просторам тундры. |
ЦИ - рисование северного пейзажа, используя трафареты Оленей, схемы рисования оленя |
|
Пятница |
Творческое рисование «Как я на севере побывал» Закрепить знания детей о животных севера, климатических особенностей среды их обитания. Развивать творческие способности детей, расширить их кругозор. Прививать любовь к животным . Продолжать учить детей творчески отражать свои представления о природе. Развивать воображение, чувство ритма и композиции. Воспитывать уверенность ,самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов. Создание альбома детских рисунков о севере. Книжек малышек. |
ЦД - д/и «Продолжи ряд» ;«Четвертый лишний». «Найди пару». «Кто где живет» |
|
3 неделя проекта |
|||
Понедельник |
Знакомство с полярной совой. Просмотр презентации «Полярная сова» Пальчиковая игра «Десять птичек - стайка» развитие памяти, речи и мелкой моторики. П/И «Совушка-сова» - развитие эмоционально- двигательной активности |
ЦИ - картинки - раскраски «Сова – охотница», различный художественный материал. ЦО - альбом «Как я на севере побывал» Книжки малышки, сделанные детьми. ЦФ - Создание игрового поля «Гнёзда для совушек»: обручи, маски «совята», подвижные, имитационные игры. ЦХ/Л - иллюстрации «Птицы в тундре». ЦТ- маски животных севера. |
Домашнее задание: просмотр с детьми документальных видеоматериалов о полярной сове Для книжки - самоделки нарисовать с детьми тундровых птиц в зимнем оперении. |
Вторник |
Конструирование из природного материала (шишки) «На меня глядит сова» - развитие творческих способностей, интереса к работе с природным материалом. |
ЦМ - «Чей ветер сильнее?» - развитие силы дыхания. ЦД - лото «Найди тень» |
Выучить отрывок из стихотворения «Кто спрятался в снег», для рассказывания по ролям |
Среда |
Беседа Пингвины Цель: - познакомить детей с особенностями жизни пингвинов в Антарктиде. - расширить и закрепить знания детей о пингвинах. |
ЦФЭМП - д\и карта «Обед пингвинят» (счет) ЦПН- «Кто чем питается?» «Мой ребенок» «Найди отличия» ЦМ - Разрезные картинки – «Животные севера». |
Играем дома: «Четвертый лишний», «Один-много», «Опиши какой зверёк» |
Четверг |
Аппликация пингвина «День рождения Умки». Задачи: - Учить склеивать цилиндр из бумаги, приклеивая другие элементы - Развивать глазомер, мелкую моторику кисти рук - Закреплять умение работать аккуратно с оборудованием для аппликации, доводить начатое дело до конца - Воспитывать умение работать в коллективе, любовь к живому. Речевая подвижная игра « Пингвины на льдинах» |
ЦС/Р игры» - игровая ситуация «Мишки на Севере»: белая ткань - арктическая пустыня, обручи-лунки для рыбалки, игровые маски-шапочки, использование имитационных упражнений. «Ц х/л - альбом на тему «Полярные медведи»., В Данская «Белый медведь» «ЦДИ - «Разложи по размеру», продолжи ряд (белый медведь) |
Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана: Название. Где живет? Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.).Повадки. Чем питается? Как добывает корм? Враги. Как защищается? Детеныши. |
Пятница |
Викторина загадок «Отгадайте загадку» Развивать у детей умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Ситуации: Что было бы, если б: 1. Пингвины стали летать, как птицы. 2. На Севере наступило жаркое лето. Создание интерактивной папки лепбук "Животные Севера". |
«Центр книги» - иллюстрации «Зимние пейзажи тундры и её обитатели». ЦДИ - лото «Найди тень» ЦМУЗ - металлофон, погремушки, деревянные ложки |
Попросите ребенка назвать животных и птиц севера, которых он знает. 2.Задание «Сосчитай до пяти»: - Один северный олень, два северных оленя |
4 неделя проекта |
|||
Понедельник |
Знакомство с моржом. «Моржи на льдине» |
ЦТИ - «Изобрази» (изображение мимикой, пластикой какого-либо животного) картинки животных севера |
Чистоговорки «Животные Севера», |
Вторник |
Лепка «Моржи» Цель: познакомить детей с особенностями природных условий крайнего севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Развивать интерес детей к лепке предметов состоящих из нескольких частей, учить делить кусок пластилина на нужное количество частей. Развитие мелкой моторики. |
ЦИ – пластилин, стеки, дощечки, схема лепки моржа |
Нарисовать рисунки для выставки «Мир животных Севера» |
Среда |
Природное явление Севера «Северное сияние» Просмотр видеоролика «Северное сияние» |
ЦД - настольно - печатные «Кто где живет? », «Четвертый лишний», «Части тела», д\и «Найди животное по описанию», «Кто больше? », «Где чьи детки? », |
Познавательные беседы с детыми: «Что мы называем Севером?» «Какие животные и птицы обитают в?». |
Четверг |
Нетрадиционное рисование «Белая медведица и северное сияние» - методом тычка и печати губкой. |
ЦИ - губки, кисти, краски, мел, картон, бумага, клеенки, иллюстрации северного сияния |
Сделать аппликацию «Медвежонок Умка» используя метод обрывания. |
Пятница |
Викторина КВН «Знатоки севера» Закреплять знания детей о животном мире холодных и жарких стран. Способствовать развитию у детей мышления, памяти и внимания. |
||
Перспективный план работы с родителями
№ п\п |
Формы работы |
Тема |
Сроки |
1 |
Изготовление наглядного материала |
Книжки малышки «Кто на севере живёт?» Иллюстрации «Животных севера», «Пейзажи севера», макета «Север» Изготовление альбома «Жители севера» (руками детей) |
март |
2. |
Памятка. |
Домашнее задание «Животные холодных стран» |
март |
3. |
Рубрика играем дома |
Дидактические игры и , альбомы по теме проекта «Жители Севера» |
март |
4. |
Консультация для родителей |
«Роль дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» |
март |
Презентация проекта.
1.Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями.
2.Анализ, обобщение и распространение опыта работы.
3.Презентация проекта в ДОУ.
Результаты проектной деятельности
- Систематические наблюдения, беседы, рефлексивная оценка родителей показали, что у детей после проводимой работы стало преобладать эмоционально - положительное отношение к объектам природы.
- Работа над проектом способствовала развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважение к природе.
- Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов
- У детей появился интерес к представителям животного мира
- У детей появилось желание общаться с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
- Дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром.
- Дети научились бережно и заботливо относиться к животным.
- Дети научились сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщение.
- У дошкольников значительно расширился словарный запас
- Научились составлять рассказы, используя распространённые предложения
- Научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
Приложения
Ознакомление с окружающим:
Образовательная деятельность «Тайны Севера»
Цели:
- продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;
- подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;
- расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь; воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.
Оборудование: глобус, карта, указка, иллюстрации о Севере, альбом «Животные севера», альбом «Тайны Севера», карточки для игры «Хорошо-плохо».
Ход НОД:
Педагог: Дети, где вы живете? Кто скажет по-другому? (Коркино, Россия) .
Какая наша страна? (Показывает ее на карте, глобусе). Территория России раскинулась далеко: с запада на восток, с юга на север (показывает еще раз). Давайте определим, где мы живем? Мы живем между севером и югом – в средней полосе России (показывает на карте) .Глядя на эти картины, иллюстрации вы догадались, что сегодня мы совершим путешествие на Север (показ). Как мы туда доберемся? (Ответы детей) .
Вопросы к детям:
1. Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)
2. Какая погода характерна для Севера? (Морозная, холодная, студеная) Почему там всегда холодно? (Дует ледяной ветер – дыхание океана)
3. Почему океан «Северный ледовитый»? (Весь скован льдом, покрыт снегом)
4. Север называют «край земли»? Как это понимать? (кончается суша, начинается море, океан; зимой не отличишь, где суша, где океан: кругом лед да снег)
5. Здесь находится Великий Северный Путь, как же пройдут караваны кораблей? (могучие ледоколы прокладывают путь во льдах)
6. Дети, сколько месяцев у нас длится зима? А на Севере длиннее или короче? (зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь.)
Педагог показывает картину с изображением Северного сияния. Педагог: Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это? (северное сияние).
Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи.
Проведение игры «Хорошо-плохо».
Цель:
1. Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
2. Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача: ребенку предлагается определить, «Что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение.
Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса: «Ребята, это хорошо или плохо? »
Демонстрационный материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.
Ход игры: дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Примерный тест: сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.
Педагог: не смотря на суровый климат, на Севере бывает лето – короткое, нежаркое.
Вопросы к детям:
1. Что вы можете сказать о природе этого края? Схожа ли она с природой нашей полосы?
2. Могут ли расти деревья, густые травы? Почему? Какие?
Педагог: оказывается на Севере Вечная Мерзлота, поэтому не могут расти большие деревья с мощным, длинным корнем
(показ картин из альбома «Тайны Севера). Суша на севере называется тундрой. Весной она голубая от озерков, болотц, голубого мха, лишайника. Травы почти нет. Оказывается, здесь есть и леса, только особенные. Человек, как великан идет по нему, перешагивая деревья (карликовые березки). Тепло такому лесу под снегом! В короткое лето успевают вырасти грибы, поспеть ягоды: голубика, морошка, брусника.
Вопросы к детям:
1. Можно ли вырастить на Севере виноград? Почему нет?
2. А заняться садоводством?
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)
Педагог: Север населяю разные народы: якуты, чукчи, эвенки, ханты, манси, каряки, ненцы. Они говорят на своем родном языке, у них своя национальная одежда, пища, песни, танцы, свои занятия, работа.
Вопрос к детям:
1. Кто знает, как называется дом на севере? (Дети отвечают – чум, (показ картины) .
Педагог: совершенно верно. Там разводят очаг (огонь, готовят пищу, дым от огня поднимается и выходит через отверстие в чуме сверху. Чум сооружают из каркаса палок, после покрывают оленьей шкурой.
Вопросы к детям:
1. Кто же кормит, одевает, служит транспортом для жителей севера? (Олень) .
2. Есть ли на Севере собаки? Чем они помогают людям? (Да, собаки- это лайки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров) .
3. Чем же занимаются люди на севере? (Рыбной ловлей, оленеводством, охотой, шьют одежду, собирают ягоды и грибы) .
4. А если бы на Севере не было бы моря? (Не было бы рыбы, икры) .
Педагог: на севере живут не только люди, но и животные. Назовите каких животных Севера вы знаете? (северные олени, арктические волки, песцы, лемминги, полярные совы, зайцы, тюлени, морские слоны, моржи, белые медведи, полярные волки.) . (Просмотр презентации «Животные севера»). Суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, продуваемых всеми ветрами пространствах, зимой покрытых льдами, а летом болотами. Большинство из них научилось экономно расходовать энергию. Способность к накапливанию подкожного жира, длинная шерсть или оперение.
Педагог: а теперь я загадаю вам загадки, в вы попробуйте их отгадать.
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы, .
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый (Морж)
Хоть и ест он только мох
В тундре каменистой,
Этот зверь собой неплох
И рога ветвисты. (Северный олень)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Ночь полярная, ни зги,
Холодно, угрюмо.
Нас в упряжку запряги -
Довезем до чума.
У природы строгий нрав
За полярным кругом.
Человеку, гав-гав-гав,
Легче с верным другом. (Собаки-лайки)
Словно курдюки на пляже,
Эти звери все лежат,
Только в воду погружаются,
Словно чайки полетят! (Тюлени)
Педагог: их песни – это шум, дыхание моря, океана, крики чаек. Их танцы отражают охоту на зверя. И так, как Север является частью нашей России, мы так же должны знать много о нем и любить этот край!
Ознакомление с окружающим «Моржи»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни некоторых животных Севера.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: морж; с некоторыми особенностями приспособления к условиям Севера (бивни моржа, толстый слой жира, ласты)
2. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живет в дикой природе; накапливает жир) .
3. Активизировать и расширять словарь признаков: морж –толстый, неуклюжий; и т. п.
4. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
5. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные Арктики», картинок с изображением моржа, лежбищ; чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», стихов и загадок о животных Севера.
Материал: картинки с изображением природы севера, льдин, моржа, фигурки животных.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поговорим сегодня об одном очень интересном животном.
Я сейчас загадаю загадку:
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы, .
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый. Правильно, морж.
Какое тело у моржа? (большое, неуклюжее) .
- Чем покрыто тело моржа?
- У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.
- Какого цвета морж? (коричневого) .
- Что есть у моржа на мордочке? (клыки) .
- Какого цвета клыки? (белые) .
- Для чего они нужны моржу?
- При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки, подтянется и взбирается на льдину.
- Что помогает моржу во время плавания? (ласты) .
- Морж ластами работает, как веслами. Он плавает очень быстро.
- А кто из вас знает, чем питается морж (ракушками) .
- Дети, моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину.
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе. Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
Отдохнули, а сейчас посмотрим презентацию «Лежбище моржей». Места скопления моржей называются лежбищами, хотите узнать, как это выглядит? ДА.
Ознакомление с окружающим «Лемминг»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни некоторых животных Севера.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: лемминг; с некоторыми особенностями приспособления к условиям Севера
2. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живет в дикой природе) .
3. Активизировать и расширять словарь признаков: лемминг – маленький, юрки, быстрый.
4. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
5. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.
Ход:
Просмотр презентации «Где живут Лемминги?»
Лемминги – небольшие грызуны. У них короткие лапки, крошечные ушки, скрытые в меху, а длина тела достигает не более 15 см. Шерсть бывает пёстрая, одноцветная серая или серо-бурая. У некоторых видов леммингов мех зимой светлеет, а когти на передних лапках сильно срастаются и становятся похожими на острые копытца.
Зверьки живут в районах тундры Евразии и Северной Америки, на островах Северного Ледовитого океана. Они хорошо приспособлены к суровым полярным условиям. Питаются осокой, мхом, листьями и молодыми побегами ивы и берёзы. В России на территориях от Кольского полуострова до Чукотки и Дальнего Востока можно встретить лесного, норвежского, копытного, сибирского, амурского леммингов и лемминга Виноградова.
Несколько раз в год самки приносят по 5 – 6 детёнышей. Через две недели после рождения малыши покидают нору и начинают жить самостоятельно. Однако раз в 3 – 4 года численность зверьков резко увеличивается. Их норки попадаются на каждом шагу, а растительность быстро исчезает – наступает голод. Тогда лемминги начинают стремительное переселение в поисках пищи. Встретив на пути реку или море, они не успевают остановиться, и часть грызунов гибнет, хотя они неплохо умеют плавать.
У леммингов много врагов: песцы, полярные совы, белые медведи, тюлени, северные олени. Численность, например, полярных сов и песцов зависит от количества леммингов. Сова даже не откладывает яйца, если грызунов недостаточно, чтобы прокормить птенцов.
Ознакомление с окружающим «Пингвины»
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Севера: Антарктиды, формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать описывать, строить предположения.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением флоры и фауны Севера, глобус.
Технические средства: ноутбук, экран, мультимедийное оборудование.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Сюрпризный момент (в корзине пингвин игрушка)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, что здесь? Загадка про пингвинов:
В Антарктиде между льдин
В чёрном фраке птица ходит,
Деток в холоде выводит,
Птицу ту зовут (Пингвин)
Пингвин: Здравствуйте ребята, я пришел к вам за помощью, я не знаю где мой дом.
Воспитатель: Ребята, поможем пингвину
- Да. Может отправимся в путешествие и узнаем, где живет пингвин.
Ребята, а как вы думаете, где живет пингвин? (предположения детей).
А я знаю и сейчас вам расскажу интересную историю.
Мы с вами уже видели на глобусе, что у земного шара есть 2 полюса - это Северный полюс и Южный полюс. Северный полюс называется - Арктика, а вот Южный полюс называется - Антарктида. Берега Антарктиды окружены водами океана. Этот представляет собой скалистые горы, покрытые снегом и льдом.
Антарктида покрыта толстым слоем льда. В Антарктиде много - Айсбергов. На поверхности воды видна лишь небольшая его часть, остальная скрыта под водой.
Но, не смотря на холод в Антарктиде обитают животные ,касатки, киты, тюлени.
Так же в Антарктиде живут и птицы альбатрос, буревестник и Пеликанообразные.
Но самые интересные жители - это пингвины. Что вы знаете о пингвинах?
В Антарктиде больше всего Императорских пингвинов.
Ребята, а как вы думаете пингвин это животное или птица? Пингвины хоть и являются птицами, но летать не умеют. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень ловкими и быстрыми. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку, балансируя крыльями.
Пингвины живут в основном в холодных районах нашей планеты. - Как вы думаете, почему они не мерзнут? У них есть подкожный жир, который помогает им не замерзнуть. Если становится очень холодно, пингвины собираются большой группой и прижимаются друг к другу, чтобы согреть себя и других. Пингвины все время двигаются и меняются местами, таким образом, всем удается побыть в середине, где теплее всего.
Пингвины очень дружная семья, когда мама уходит плавать, то папа берет яйцо и держит на лапах, прикрыв его от стужи специальной складкой кожи. Свисающий живот. Пока мама не придет пингвин ничего не ест.
Питаются пингвины рыбой, кальмарами, крабами. А теперь давайте рассмотрим пингвинов.
Взрослые пингвины выглядят иначе, чем малыши пингвинята.
- Как вы думаете, чем покрыто туловище пингвина? (ответы детей). Весь пингвин покрыт перьями.
- Что есть у пингвина? Дети перечисляют. Правильно
У пингвина голова, спина, крылья черного цвета, а грудь белого цвета. Клюв красный, лапки черные. А вот пингвиненок серый весь, а голова черная, как и клюв и лапки.
Физкультминутка:
В Антарктиде – чудо птица, - (руки в стороны, взмах крыльев)
Что мороза не боится.- (трем себя руками )
До чего Пингвин хорош,- (показ пингвина)
С музыкантом очень схож!- (музыкант на барабане играет)
Молодцы у вас здорово получается. Просмотр презентации.
Продуктивная деятельность:
Лепка
Тема: Морж
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий крайнего севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Развивать интерес детей к лепке предметов состоящих из нескольких частей, учить делить кусок пластилина на нужное количество частей. Развитие мелкой моторики.
Материалы: карточки лото с изображением диких домашних животных и животных Арктики (белый медведь, морж); большие карточки лото с изображением леса и скотного двора. Иллюстрация вида Арктического ландшафта. Синий, белый и чёрный пластилин. Макет севера.
Ход занятия
Игра «Лото животных».
Воспитатель – ведущий.
Воспитатель размещает на столе (полке) 2 больших изображения (иллюстрации) леса и скотного двора. Детям раздаются по одной маленькой карточке с изображением животных и предлагается разместить карточки с животными у того изображения, где они обитают. Игра идёт гладко до появления карточки с моржом.
Дети в затруднении – морж не похож ни на одно знакомое животное.
Куда же мы поместим эту карточку? Кто это? Это животное не может жить на скотном дворе – оно дикое, и не может жить в лесу – у него вместо ног ласты, оно должно жить в воде.
Это животное – морж. Он живёт в холодных водах Северного Ледовитого океана. По – другому это место называют Арктика. Поэтому морж такой упитанный. Слой жира спасает его от переохлаждения, как вас – одежда. Ласты помогают моржу быстро двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой и другими мелкими морскими животными.
Как вы думаете, почему морж – хищник? (Нет растений).
Сегодня мы будем лепить из пластилина моржа.
Кусок синего пластилина надо разделить: сначала пополам, а потом одну часть разделить пополам.
Из какой части – большой или маленькой будем лепить туловище? Правильно! Слепите из большого куска пластилина огурец, вытяните его с одного конца и чуть загните, это будет туловище.
Из двух маленьких кусков слепите плоские ласты и прикрепите их к телу моржа. Из белого пластилина скатайте один шарик, сплющите его – мордочка, из черного скатайте шарик – нос, и добавим глаза из двух белых и двух черных шариков. Посадите моржа на тумбу, сделанную из коробочки от йогурта, у вас получится цирковой дрессированный зверь.
В конце занятия рассмотреть с ребятами вылепленных животных, поместить в макет к «Умке» около «Океана».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУЧНОЙ ТРУД
Тема: «Совушка-сова, умная голова».
Цели:
-дать представление о сове, как символе мудрости, знаний;
-продолжать учить делать фигурки из шишек;
-закрепить умение прочно крепить к еловой шишке детали.
Оборудование демонстрационное:
-иллюстрация совы, игрушка совы;
Раздаточный материал: еловые шишки, пластилин, картонки, доски, стеки, салфетки.
Предварительная работа: просмотр видео «Уроки тетушки Совы», рассматривание иллюстраций к сказке «Винни Пух и все, все , все» в пересказе Бориса Заходера.
Ход занятия:
чтение рассказа В. Бианки «Сова».
Слово «Сова» очень древнее и похоже, звучит на разных языках народов мира. На языке одних народов оно обозначает: «сильная», «могущественная», на языке других «символ мудрости».
В народе про сову говорят: «Совушка – умная головушка».
Почему так говорят?
Сова встречается во многих сказках, и ее образ очень напоминает бабушку в очках, которая излагает очень умные вещи и олицетворяет собой кладезь знаний.
Хотите сделать символ мудрости, который будет помогать Умке в получении знаний.
Есть пластилин и еловая шишка, чешуйки которой напоминают перышки совы, сама шишка, похожа по форме на туловище совы. Рассматриваем сову и выделяем ее характерные особенности. После беседы предлагаю приступить к работе: прошу детей мысленно представить образ совы и приступить к работе. Вначале выбираем из имеющихся шишек наиболее подходящую для воплощения образа совы. Одинаковых сов быть не может, каждая сова – воплощение фантазии каждого ребенка.
Еще раз обращаем внимание на то, что глаза у совы большие, круглые, слепить их нужно из двух частей. Нос у совы большой, он напоминает по форме треугольник и крепится вершиной вниз. Обращаем внимание на уши: они маленькие и так же напоминают по форме треугольники, но только крепятся они вершиной вверх. Напоминаю, что детали нужно крепить к еловой шишке аккуратно и прочно.
В заключение помещаем сов в макет для Умки.
Лепка «Оленья упряжка»
Задачи:
Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом.
Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.
Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля).
Развивать глазомер, чувство формы и пропорции.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью людей и домашних животных на Севере. Беседа о внешнем виде и образе жизни северного оленя. Подготовка основы для будущей композиции в макете Умка.
Материалы, инструменты, оборудование.
Пластилин, стеки, трубочки для изготовления ног, салфетки, веточки – оленьи рога.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель читает детям стихотворение
С.А.Антонюк «Северный олень»
На Севере далеком,
Где зимы круглый год,
А лето лишь намеком,
Олень траву жуёт.
И голову венчают
Ветвистые рога,
И жители все знают,
Что это – для врага!
Не каждый волк посмеет
Рискнуть и нападать,
Олень всегда сумеет
Отпор достойный дать!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, это северный олень в тундре. А кто из вас видел северного оленя? Где его можно увидеть?
Ответы детей.
Воспитатель. Одни из вас видели олений только на картинках или в зоопарке.Северные олени живут далеко в тундре. Как вы думаете, почему они живут в тундре?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, северные олени питаются ягелем, который растет только в тундре. Северные олени хорошо себя чувствуют в условиях Крайнего Севера. Их тело покрыто густой длинной шерстью, особенно густая шерсть на шее. К зиме олени накапливают жир, который помогает им переносить сильные морозы.
Северные олени хорошо приспособлены к суровой жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углубление в виде совка. Это удобно для разгребания снега и откапывания ягеля во время зимы. При ходьбе широкие копыта раздвигаются в стороны, поэтому они крепко стоят на ногах, как на мягкой почве, так и на снегу.
Северные олени бывают дикие и домашние. Дикие олени имеют темный окрас, кочуют по тундре сами по себе, собираясь в стада. У них ветвистые рога, которые защищают их от нападения врагов. Домашних оленей тоже держат в стадах, только за ними присматривают оленеводы.
Физкультминутка (с имитацией движений)
Полярное небо ночи темней, дети скрещивают руки над головой,
Струйками пар из оленьих ноздрей, высоко поднимают ноги,
Хэй-хэй-хэй, согнутые в коленях
Ой, хэй-хэй.
Свистят по дороге полозья саней, имитируют скольжение саней по кругу
Поземка скользит и струится но ней.
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
И ветер с веселою песней моей бег врассыпную под музыку
Летит над просторами
Снежных полей.
Хэй-хэй-хэй.
Ой, хэй-хэй.
Летит за оленями песня — мой друг, повторение первого движения
И стадо само собирается в круг.
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем лепить северных оленей. Давайте, еще раз посмотрим на оленя.
Дети вместе с воспитателем рассматривают оленя и описывают его, чтобы правильно передать характерные особенности строения тела: крупное туловище, тонкие ноги, ветвистые рога.
Подумаем, на сколько разных частей нужно разделить брусок пластилина (или комок глины), чтобы слепить оленя.
Посмотрите, все ли части одинакового размера?
Для туловища нужна самая большая часть пластилина, поэтому отрезаем стекой половину бруска (комка глины).
Из остального кусочка получатся все остальные части.
Поделим его пополам: половинка для головы, ушей, рогов. Оставшаяся половинка для ног, разделим этот кусочек на четыре части.
Проверим вместе, хорошо ли удалось подготовить материал для лепки оленя. Покажите, из чего будете лепить туловище? (Дети показывают самый большой кусок). Найдите материалы для ног? (Находят 4 одинаковых кусочка). Что выйдет из оставшегося кусочка? (Голова, уши, рога). Этот кусочек вы поделите сами, и сами придумаете, как лучше слепить голову, уши, рога.
Воспитатель. Молодцы! Начинаем лепить, только стараемся, чтобы олень получился, «как живой». Не забудем про глаза – их можно сделать из бусинок.
Дети лепят. Воспитатель помогает советами, в случае затруднения с планированием повторно показывает схему, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приёмы.
Воспитатель подсказывает, как можно укрепить тонкие ноги фигурки оленя: в них можно поместить спички (зубочистки), или просто сделать ноги из трубочек для коктейля.
Ветвистые рога оленя можно смоделировать из пластилина – вытягивая и прищипывая ветвистые выросты, или их можно смастерить из веточек дерева.
В конце занятия дети составляют коллективную композицию «Стадо северных оленей».
Аппликация пингвина «День рождения Умки».
Задачи:
- Учить склеивать цилиндр из бумаги, приклеивая другие элементы
- Развивать глазомер, мелкую моторику кисти рук
- Закреплять умение работать аккуратно с оборудованием для аппликации, доводить начатое дело до конца
- Воспитывать умение работать в коллективе, любовь к живому.
Предварительная работа:
Просмотр иллюстраций животных севера, рассказ о пингвинах и среде их обитания, чтение рассказов Г. Снегирева «Пингвиний пляж».
Оборудование:
Макет севера с медвежонком «Умкой», муляж торта, шарф, презентация «Животные севера», бумага для аппликации черного, белого, красного цветов, кисти для клея, клеёнки, ножницы, тряпочки для аппликации салфетки для рук. Презентация животных стада олене, моржей, тюленей, медведи, стая пингвинов.
Ход:
Логоритмика
Идут себе вразвалочку
Ступают вперевалочку
Пингвин – мама
Пингвин – папа
И сынишка – пингвинишка
В черном фраке и манишке
Дидактический материал:
Дидактические игры:
Альбомы: