12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпова Лариса
Аккаунт удалён
3

Статья «Маленькие открытия с моей большой семьёй. Вовлечение родителей в проектную и исследовательскую деятельность школьников»

Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. Именно поэтому, проводя исследовательскую работу, мы обращаемся к семьям ребят.

Совместная работа ребенка – учителя – родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком и его семьей. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательскую деятельность, вселить уверенность в своих силах.

Два года в школе реализуется несколько долгосрочных проектов. Один из них «История образования Болотнинского района». Начали мы конечно с родной школы и провели  сравнительный анализ трёх поколений обучающихся  школы.

 Это позволило проследить историю возникновения, развития, становления школы, узнать, какие периоды истории охватили годы существования школы, какие она претерпевала изменения, чем живет, дышит и творит школа в настоящее время. Ребята провели опрос среди своих одноклассников, друзей, учителей и родственников учеников школы выяснили, чьи родственники окончили нашу школу. Оказалось, что у 33 ребят в нашей школе обучались и бабушки – дедушки, и мамы – папы. Их семьи и подключились  к выполнению исследования.

Вторая часть этого проекта, посвящена развитию образования в районе в 30-е годы ХХ века. С далеких 30-х годов  ХХ века прошло уже более 80 лет. Время ничтожное для истории, но огромное для человека. Ученикам далёких 30-х годов сейчас уже за  90. Поэтому при написании истории этого периода жизни  школы мы столкнулись с большими трудностями. Из  очевидцев тех далеких событий мало кто дожил до наших дней. Но с несколькими нам удалось побеседовать. И опять же на помощь нам пришли члены семей обучающихся, с их помощью мы нашли учеников далёких 30-х годов.

В ходе выполнения проекта родители могут выступать одновременно в нескольких ролях: консультировать, отслеживать выполнение плана, решать оперативные вопросы, помогать в предварительной оценке проекта, участвовать в подготовке презентации, обеспечивать наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. Родитель – это «технический секретарь» проекта. После окончания работы над проектом очень важно подвести итоги, вместе с родителями обсудить вклад каждого члена в копилку общего успеха. Это послужит сближению родителей и ребенка, положительно повлияет на самооценку ребенка, способствует развитию его уверенности, самосознания.

Ещё одним направлением в деятельности музея является написание родословных. Это своеобразный мостик между поколениями предков и потомков. Ребята обращаются к архивам своей семьи, к воспоминаниям родственников. Семейный архив – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили.

Роль родителей в исследовательской деятельности далеко не последняя, а может стать и самой главной. Это утверждение основано на собственном опыте, т.к. я являюсь научным руководителем своего ребёнка. Хотя мой опыт двоякий: я так же являюсь учителем. Самым весомым аргументом в пользу руководства исследовательской деятельностью собственного ребенка может стать заинтересованность семьи в успешности ребенка. Ради этого ничего не жалко, не жалко ни сил, ни средств на исследовательскую деятельность.

Когда мой ребёнок обучался во 2- м классе мы начали составлять родословное древо. Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны и своего рода, нам не страшны никакие невзгоды. Побеседовав с одной бабушкой, проведя переписку с другой, и просмотрев семейные фотографии, оформили презентацию. Работа по изучению родословной требует много времени, но это очень увлекательный процесс. Мы с особой бережностью и уважением, открывали страничку за страничкой семейных хроник - ведь это наша родовая история. Исследование проводилось   в течение нескольких лет. Так родилась в нашей семье работа, которая ценна тем, что будет передаваться следующим поколениям. Так возникла серьезная исследовательская работа, основанная на материалах семейного архива. Эта работа принесла огромное количество побед в конференциях «Ступени», «Эврика» и в этом году во Всероссийском конкурсе студенческих генеалогических исследований «Моя родословная», направленном на сохранение и развитие национальных семейных традиций.

В результате работы над исследовательскими проектами дети расширяют представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Формируют представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над исследованием. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Работая вместе, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Встречи, общение с родителями одноклассников могут сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

Исследовательская работа позволяет членам семьи увидеть себя и других с разных сторон, открыть в себе и других неведомые до этого таланты, выработать социальный опыт. Совместная работа, преодоление многочисленных проблем сближает членов семьи, оставляя незабываемые впечатления.

В результате совместной  исследовательской деятельности дети и родители  узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию "семья”.

Опубликовано


Комментарии (1)

Дементьева Ирина Михайловна, 25.02.18 в 08:41 0Ответить Пожаловаться
Лариса, часть вашей статьи нашла в другой работе. Если используете , то пишите источник в список литературы.
http://pandia.ru/text/78/636/14208.php
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.