Авторская учебная программа «Малыши в мире музыки»

1
0
Материал опубликован 19 April 2017

Министерство  социального развития, опеки и  попечительства Иркутской  области

ОГБУСО «Реабилитационный  центр  для  детей и  подростков  с  ограниченными   возможностями»

 

                                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                                         Директор ОГБУСО   РЦ

_________________ Т.В.Семейкина

«____»_________________ 20____г.

 

Приказ №  «_____»________ 20___г.

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная   общеразвивающая  программа

социально-педагогической  направленности

 

«Малыши в мире музыки»           

 

2013г

 

 

         Дополнительная   общеразвивающая  программа  социально-педагогической  направленности  одобрена  на  заседании  методического  объединения «Творческая  мастерская» отделения  восстановительного  лечения и  реабилитации г.Шелехов (протокол № ____ от «___»_____________20___г)

          Дополнительная  общеразвивающая  программа  социально-педагогической направленности  рассмотрена на   заседании медико-психолого-педагогического-социального- консилиума  (протокол № ____ от «___»_____________20___г)

 

 

 

Разработчики  программы:

 

Терещенко Надежда Васильевна музыкальный руководитель ОГБУСО РЦ, Отделение восстановительного лечения и реабилитации.

  

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа социально педагогической направленности «Малыши в мире музыки» адресована детям дошкольного возраста, находящимся на реабилитации в Областном реабилитационном центре в возрасте от 1года – 7лет. Основными участниками мероприятий  программы являются,  дети и их родители.

  Цель общеразвивающей программы социально – педагогической направленности: развитие музыкальных способностей, у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:
1. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

2.    Обогащать музыкальные впечатления, благодаря знакомству с разнообразными произведениями.
3.    Приобщать к различным видам деятельности: пению, игре на детских музыкальных инструментах, движению под музыку.
4. Развивать музыкальные способности в основных видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

5.    Воспитывать музыкальный вкус, умение выразить свои впечатления о музыке.

6. Проводить профилактику и коррекцию индивидуальных проблем развития средствами музыки.

            Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев.  Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

           В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

 

Содержание программы учитывает государственный стандарт социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области.

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы социально педагогической направленности предусмотрена очная форма работы с детьми.

 Дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности: построена на модульном принципе. Каждый модуль рассчитан  - на  один реабилитационный курс ребенка (три недели – по два занятия в неделю).

Освоение содержания программы «Малыши в мире музыки» осуществляется через индивидуальные и групповые занятия.

Занятие  включает в себя 5 разделов музыкального воспитания:

ü Слушание

ü Пение

ü Пальчиковые игры

ü Музыкально – ритмические движения

ü Игра на детских музыкальных инструментах

 

Основные разделы музыкального воспитания.

 

Музыкальные разделы

Задачи

1

Слушание

-Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-Развитие способности различать характер песен и  эмоционально воспринимать музыку.

2

Пение

-Формирование у детей певческих умений и навыков

-Развитие певческого голоса.

3

Пальчиковые игры

- Укрепление мышц и совершенствование функций кистей, пальцев рук.

- Развитие мелкой моторики и координации движений.

4

Музыкально – ритмические движения

-Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений.

-Обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры и упражнения.

5

Игра на детских музыкальных инструментах

- Знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

- Развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности содержит следующие структурные компоненты: описание цели, планируемые результаты, описание организационно – педагогических условий, формы мониторинга и методические материалы.

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности определяется путем проведения диагностики.

 

В результате освоения программы ребенок должен знать:

ü Название музыкальных инструментов.

ü Основные танцевальные движения.

В результате освоения программы должен уметь:

ü Пользоваться детскими музыкальными инструментами.

ü Ритмично двигаться в соответствии с текстом и различным характером и динамикой музыки;

ü Самостоятельно менять движения, выполнять простые танцевальные движения.

ü Чувствовать характер музыки и эмоционально на нее реагировать.

ü Петь песни a capella и с сопровождением.

ü Выполнять танцевальные движения.

ü Различать жанры музыкальных произведений (Марш, танец, песня).

Перспективный план.

 

Наименование

Количество практических занятий

Форма контроля

1.

 Модуль 1. В мире животных

6

 

 

 

Промежуточные и итоговые занятия

2.

 Модуль 2. Кукла Катя

6

3.

Модуль 3.

 

4.

Модуль 4.

 

5.

Модуль 5.

 

6.

Модуль 6.

 

7.

Модуль 7.

 

 

ИТОГО

 

 

Рабочая программа модуля 1 «В мире животных».

Цель: Музыкально-творческое развитие детей в процессе различных

видов музыкальной деятельности.

Задачи:  Формирование навыков более точного выполнения движений,

передающих характер изображаемых животных.

Развитие певческих навыков.

Знакомство с основными животными и их особенностями.

                   Содержание.

Тема 1. Друзья наши меньшие – птицы.

Тема 2. Усатый полосатый.

Тема 3. Мишка косолапый.

Тема 4. Серенький трусишка

Тема 5. Собачка.

Тема 6. Лошадка.

Основные умения: Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий – низкий).

Вместе с учителем подпевает в песне музыкальные фразы.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии, пытается выразительно передавать характер животного.

Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кистями рук, ставить ногу на пяточку и носочек.

Рабочая программа модуля 2. «Кукла Катя».

Цель: Развитие музыкальных способностей у детей  раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры.

Задачи: Приобщение детей к народной и классической музыке.

         Развитие активности детей при подпевании и пении.

Формирование способности воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

Содержание.

          Тема 1. Кукла Катя в гостях у детей.

          Тема 2. Разбудим куклу Катю.

          Тема 3. Кукла Катя потерялась.

          Тема 4. Подарок детям от куклы Кати.

          Тема 5.  Кукла Катя и ее друзья.

          Тема 6. Кукла Катя заболела.

Основные умения: Внимательно слушает музыкальное произведение,

чувствует его характер.

Выполняет  движения с предметами (с палочками, игрушками,

платочками).

         Проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших

          танцевальных движений.

 

Организационно – педагогические условия.

 

Оборудование кабинета: детские и взрослые стулья, ковер, фортепиано. Технические средства обучения: персональный компьютер с лицензионным обеспечением, музыкальный центр с функцией караоке, DVD плеер с дисками, синтезатор.

Использование наглядного материала: иллюстрации и репродукции, палочки, платочки, сюжетные игрушки, дидактический материал, детские музыкальные инструменты, аудиоматериалы.

 

Основные источники: Каплунова И. Новоскольцева И.  Ладушки -  программа для музыкальных руководителей детских садов Спб., 2007.

         Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, 2000.

Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль, 1996.

 

Дополнительные источники: Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет Спб., 2001.

Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками: учебно-методическое пособие М., 2003.

 

Итоги.

Уровень эффективности реабилитационной работы определяется в баллах и фиксируется в индивидуальной карте ребенка.

Итоговая диагностика проводится в форме контрольных итоговых заданий.

 

Оценочные материалы.

- Проверочные задания.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.