12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарабыкина Наталья Валерьевна79
Россия, Томская обл., Томск

ООО Детский Центр «Я Расту»

  

Авторская программа дополнительного образования для дошкольников

«Развитие когнитивных способностей мозговой деятельности»

(предназначена для детей 5-7 лет, рассчитана на 1 год обучения)

 

 

Автор, разработчик, составитель: Тарабыкина Наталья Валерьевна

Педагог дополнительного образования

 

 

Томск

2019

Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………………..........3

2. Учебный план……………………………………………………………..…..10

3. Методическое обеспечение……………………………………………..……16  

4. Список литературы………………………………………………………..… 17

 

 

1.     Пояснительная записка.

 

Информационная карта

 

Авторская программа дополнительного образования для дошкольников

«Развитие когнитивных способностей мозговой деятельности»

 

Тип - дополнительная общеразвивающая образовательная программа.

Вид – модифицированная.

Направленность – социально – педагогическая.

 

Форма проведения совместной деятельности: подгрупповая (3-4 человека).

Программа рассчитана на 1 год обучения. Предназначена для детей 5-7 лет. Программа состоит из 5 разделов.

 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие».

 

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

• Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ

• Типовое положение о ДОУ

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• ООП ДОУ

• ФГОС ДОУ

 

 

 

Актуальность.

 

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

 он будет долго и напрасно мучиться,

 но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он усвоит на лету».

 

Самый чувствительный период для развития индивидуальных интеллектуальных способностей – это возраст от 3 до 10 лет.

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

Важнейшими задачами современного дошкольного обучения считаю становление в учащихся, таких качеств, как способность творчески и нестандартно мыслить, креативность в решении наступивших проблем, готовность обучаться в течении всей жизни. Главные задачи современного образования, которые пересекаются с задачами данной разработанной программы- раскрытие личных способностей каждого обучающегося, воспитание порядочной личности с высокими моральными ценностями, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В свете новых изменений в мировом образовательном обществе, считаю необходимым следовать тенденциям в новейших технологиях, изучению новейшим способам освоения информации и ее последующего применения. Целью данного курса является создание высокоэффективной программы развития умственных способностей, интеграция уже имеющихся разработок в сфере развития интеллекта учащихся в дополнительном образовании дошкольников, а так же правильное формирование в процессе обучения таких необходимых качеств современного человека как конкурентоспособность, умение выбирать и концентрироваться на действительно важных моментах внешнего шума, и наконец умение достигать внутренней гармонии со своим духовным миром.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. По характеру восприятия учебного материала можно обратиться к наглядным, практическим, игровым, и словесным методам их формирования. Как показали психологические исследования одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном возрасте, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.
Данный курс специально созданных заданий, позволяющих последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов, предполагает обучение дошкольников составлению различных моделей, которые способствуют формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач; содействует развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному участию в образовательном процессе.
Данные задания предполагают решение задач по речевому развитию,  развитию мелкой моторики рук, развитию основных когнитивных способностей мозга: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы, что облегчает процесс запоминания у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

 

Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.

Образовательная программа «Развитие когнитивных способностей мозговой деятельности» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития индивидуума и играет неоценимую роль в формировании личности. 

Предполагаемая система занятий позволит успешно решать задачи развития когнитивных способностей мозга: внимания, памяти, воображения, быстроты реакции, скорость восприятия и обработки информации.

За счет малых групп, происходит активное «сотрудничество» между учеником и учителем, за счет индивидуальной проработки программного материала различной степени сложности соответствующим индивидуальным способностям ученика.

Значительную роль в развитии познавательного интереса и формировании положительной мотивации к изучению предмета, является решение реальных задач (задач экономического содержания, задач на движение, элементов комбинаторики и статистики, теории вероятностей), а также решение различных логических головоломок.

 

 

Цели программы:

·        Цель Программы – развитие когнитивных способностей мозговой деятельности.

·        Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

·        Сформировать у детей навыки запоминания, обработки и способов применения любой информации.

·        Формирование коммуникативных навыков совместно с нравственными качествами, необходимых для учения.

·        Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач.

·        Развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в области развития речи и математических понятий.

 

Содержание программы «Развитие когнитивных способностей мозговой деятельности» ориентировано на:

-обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

  направлено на:

-создание условий для развития личности ребенка;

-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-профилактику асоциального поведения;

-создание условий   для    самоопределения, творческой   самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

-укрепление психического и физического здоровья ребенка.

 

Задачи программы:

- развитие когнитивных способностей ребенка: внимание, восприятие, речь, интеллект, способности к научению, мышление.

- развивать зрительную, тактильную, слуховую память, мелкую моторику.

- учить методам и приемам запоминания, обработки информации, и их последующему осознанному применению.

- расширять кругозор дошкольника

- формировать мотивацию к обучению, воспитывать самостоятельность и трудолюбие.

 

Принципы:

-учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

-уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-комплексный подход;

-систематичность и последовательность;

-вариативность занятий;

-наглядность.

Содержание программы:

 

Возраст детей, которым адресована данная дополнительная образовательная программа, - 5-7 лет (дошкольники).

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Набор в группу - свободный. В целом, состав групп остается постоянным. Однако состав групп может изменяться по следующим причинам: обучающиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения занятий; смены места жительства и др.

Особенностью организации образовательного процесса является применение интерактивных форм и высокий темп обучения. В рамках данной программы обучения выстраивается через повторение содержания изучаемых тем на более высоком уровне сложности по методу развивающего обучения.

Для успешного освоения Программы материал излагается в зависимости от

индивидуального уровня знаний учащихся с последующим углублением изложения материала темы. В результате учебный процесс представляет собой последовательно усложняющийся.

Наполняемость групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

Учебный процесс носит интерактивный характер, обучающиеся участвуют как в групповых дискуссиях, практических занятиях, так и выполняют индивидуальные задания.

Лекции используются для акцентирования внимания учащихся на основном

материале. Интерактивные практические занятия позволяют приобрести практические умения и навыки по каждой теме.

Индивидуальное выполнение заданий и упражнений используется для расширения возможностей каждого учащегося по применению на практике усвоенной теории.

Практические занятия проводятся с целью синтезировать полученные знания и умения по теме и предоставить возможность преподавателю оценить эффективность изучения каждой темы Педагогом.

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

- стремление к самообразованию;

- активная жизненная позиция;

- чувство личной ответственности за порученное дело, чувство пунктуальности;

- способность к инициативному поиску средств выполнения предлагаемых

педагогом заданий и к пробе их применения;

- коммуникативные способности;

- желание и умение учиться как способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения;

- развитие субъектности учащихся;

Метапредметные:

- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, находить

средства для собственного продвижения и развития;

- высокий уровень развития общекультурной компетенции, формирования

творческих способностей, пространственного воображения;

- формирование самостоятельной познавательной деятельности, освоенность

самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;

- умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую

информацию, выстраивать свою образовательную траекторию, создавать

необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;

- развитие навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

- овладение навыками социальной активности и функциональной грамотности,

- умение принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях;

- освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;

Предметные:

- увеличение скорости обработки информации и ее последующего применения;

- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания;

- развитие зрительной и слуховой памяти;

- освоение алгоритма рационального чтения;

- активизация лексикона;

- расширение периферийного зрения;

- развитие когнитивных способностей мозговой деятельности (поиск, выделение нужной информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение информации).

 

Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Способами определении результативности реализации данной программы является участие детей в викторинах и конкурсах.

Формой подведении итогов реализации данной программы являются практические задания и проведение мониторинга на последнем занятии, с целью выявления уровня пройденного материала.

 

 

 

2.     Учебный план

 

Учебно-тематический план

 

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

Формы контроля

1

Вводная часть. Инструктаж ТБ. Диагностика.

1

 

1

Опрос. Тестирование.

2

Общий интеллект.

Изучение приемов и методов запоминания информации. Способы обработки изучаемого материала, а также его последующим применениям.

2

5

7

Практические задания. Опрос. Тестирование.

3

Вербальный интеллект.

Знакомство с понятиями “звуки” и “буквы”. Основы речи. Знакомство с грамотой и письмом. Работа с комплексным материалом распознавания текста.

3

6

9

Практические задания. Опрос. Тестирование.

4

Лингвистический интеллект.

Основы речевого развития. Активизация лексикона. Поисковое чтение. Понимание смысла текста. Работа с «ассоциативными карточками» словами-рисунками.

3

6

9

Практические задания. Опрос. Тестирование.

5

Логико-математический интеллект.

Знакомство с цифрами, способами и методами счета, понятие числа. Учимся осознавать количество предметов в пространстве. Работа с вычислительными операциями.

 

3

6

9

Практические задания. Опрос. Тестирование.

6

Визуально-пространственный, эмоциональный и социальные интеллекты.

Обучение детей решению задач «естественного значения». Работа с временем. Вербальный интеллект. Развитие внимания и МЕГА-памяти. Гармонизация полушарий головного мозга.

5

7

12

Практические задания. Опрос. Тестирование.

7

Мониторинг

 

1

1

Контрольное задание.

 

Итого:

17

31

48

 

 

 

 

Рабочая программа

 

На обучение принимаются учащиеся в возрасте 5-7 лет, желающие

развить свое мышление, память и концентрацию внимания.

Программа рассчитана на 48 часов за год, режим занятий – 1 час в неделю (4 раза в месяц).

 

Задачи:

обучающие:

- знакомство с основными видами познавательных процессов: внимание,

восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение,

наблюдательность, фантазия, сообразительность;

развивающие:

- развитие самостоятельности и познавательной активности при решении задач по каждой изученной теме;

- развитие всех видов памяти: слуховой, зрительной, тактильной;

- развитие мелкой моторики;

- развитие логического и арифметико-практического мышления;

- развитие наглядно-образного мышления и формирование словесно-логического-мышления, умения делать выводы, обосновать свои суждения;

воспитательные:

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

- расширение представлений об окружающем мире, явлений действительности с опорой на жизненный опыт учащегося;

- формирование коммуникативных способностей у учащихся;

 

 

 

 

Содержание изучаемого курса

 

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика.

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство учащихся с целью и задачами программы, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Постановка целей учебной деятельности. Структура, специфика и содержание занятий.

Психологические установки для эффективной и плодотворной учебной работы.

Практика. Вводное практическое занятие; знакомство с учебным пособием «Развитие когнитивных способностей мозговой деятельности». Подвижная игра «Себе-соседу» (для эффективного знакомства учащихся). Диагностика с помощью решения логических задач «естественного значения». Развитие оперативной памяти.

 

2. Общий интеллект.

Теория. Знакомство с техникой приемов и методов запоминания информации. Способы обработки изучаемого материала, а также его последующим применениям.

Практика. Способы развития слуховой, зрительной, моторной памяти. Модель памяти человека. Особенности наглядно-образного мышления. Метод «Подсознательная фотография». Метод Развивающее усложнение. Использование систем мнемотехники. Методика Цицерона, при которой выстраивается последовательная система образов-ассоциаций. Классические техники запоминания информации — пиктограммы, ассоциации, активное повторение, рациональное повторение; ощущение; последовательная связь; выделение главного; пространственная привязка.

 

3. Вербальный интеллект.

Знакомство с понятиями “звуки” и “буквы”. Основы речи. Знакомство с грамотой и письмом. Работа с комплексным материалом распознавания текста.

Теория. Знакомство с техникой распознавания слов. «Ассоциативные карточки»: слово-картинка. Определение понимания прочитанного. Методы чтения вслух.

Практика. Артикуляционная гимнастика. Чисто и-скороговорки. Столбики. Чтение с моторчиком. Пересказ. Тренировка внимания. Определение строчного коэффициента.

Скороговорки. Чтение в парах. Читать с применением эффективных

стратегий запоминания полученной информации. Предугадывание (антиципация) при чтении. Тренинг «Ассоциативные связи». Панорамное чтение. Бинарное чтение. Чтение «по цепочке». Чтение по кругу. Счет слов на максимально высокой скорости чтении.

 

4 Лингвистический интеллект.

Основы речевого развития. Активизация лексикона. Поисковое чтение. Понимание смысла текста. Работа с «ассоциативными карточками» словами-рисунками.

Теория. Методы работы со словарными словами. Расширение словарного запаса: бытовой словарь; природоведческий словарь; обществоведческий словарь; эмоционально-оценочная лексика; профессиональный язык.

Практика. Подавление внутренней артикуляции, создание учащимися речевых помех, чтение с выстукиванием ритма. Методы работы со словарными словами: «Графика», «Звуковая ассоциация», «Смысловая ассоциация».

Увеличение поля зрения с использованием методики увеличения «пятна ясного видения». Расширение вертикальной и горизонтальной составляющих поля зрения.

 

5 Логико-математический интеллект.

Знакомство с цифрами, способами и методами счета, понятие числа. Учимся осознавать количество предметов в пространстве. Работа с вычислительными операциями.

Теория. Формирование пред­ставлений о численности (количественная характеристика) мно­жеств, способах образования чисел, количественной оценке вели­чин путем измерения. Закрепление счета чисел в пределах 10.

Формирование представлений об отношениях «целое - часть» на совокупностях, состоящих из отдельных предметов, при делении предметов на равные части, в ходе измерения условной меркой.

Практика.  Увеличение и уменьшение чисел в пределах 10 на единицу, подготовка к усвоению арифметических действий сложения и вычи­тания. Решение простых арифметических задач, используя при этом вычислительные приемы увеличения и уменьшения на единицу. Развитие счетной, измерительной деятельности: точности и быстроты счета, воспроизведения количества предметов в большем и меньшем на один от заданного их числа; подготовка к усвоению чисел на базе измерения, использование цифр в разных видах игровой и бытовой деятельности. Совершенствование умений сравнивать числа, понимание от­носительности числа: при сравнении чисел 4 и 5 получается, что число 5 больше, чем 4, а при сравнении чисел 5 и 6 - 5 меньше 6. Уточнение представлений о закономерностях образования чисел натурального ряда, количественном составе их из единиц, составле­ние чисел до 5 из двух меньших.

 

6. Визуально-пространственный, эмоциональный и социальные интеллекты.

Обучение детей решению задач «естественного значения». Работа с временем. Вербальный интеллект. Развитие внимания и МЕГА-памяти. Гармонизация полушарий головного мозга.

Теория. Роль эмоционального интеллекта в развитии полушарий головного мозга.

Видение фотофокуса на основе управления подсознанием. Развитие арифметико- практического мышления. Важность развития логического и образного мышления – совершенствование развития правого и левого полушария головного мозга.

Практика. Мнемотехника: облегчение запоминания нужной информации и увеличение объема памяти путем образования ассоциативных связей. Карточки «Эмоциональный интеллект»;

Работа с текстами гармонизации обоих полушарий. Двумя руками раскрашиваем мандалу в рабочей тетради. Пишем категории левой рукой. Двумя руками рисуем в рабочей тетради.

 

7. Мониторинг.

Теория. Контроль знаний на усвоение материала по программе «Развитие когнитивных способностей мозговой деятельности». Обзор пройденного материала. Анализ выполненных работ.

Практика. Контрольное задание по всем пройденным материалам Программы.

 

Схема занятия:

 

Этап занятия

Время

Содержание

Организационный момент

1-5 минут

Узнаем о делах ребенка

Собираем домашние тетради (проверка в то время, когда дети работают в тетради)

Актуализация знаний

5-10 минут

Повторяем пройденный материал

Изучаем новый материал

10-15 минут

Работаем в тетради. Задания, рассчитанные на этот блок обучения.

Физ.минутка

3-4 минуты

Делаем гимнастику

Изучаем новый материал

3-5 минут

Решаем головоломки, логические задания, дополнительный материал.

Закрепляем изученное

10-15 минут

Работаем в тетради. Задания, рассчитанные на этот блок обучения.

Итог занятия

10 минут

Игры в группе. Подводим итог занятия.

 

 

3.     Методическое обеспечение программы

 

 

Учебно-методический комплекс

УМК программы состоит из трёх компонентов:

1. Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся

2. Система средств обучения

3. Система средств контроля результативности обучения

 

Первый компонент включает в себя составленные педагогом списки литературы и интернет-источников, необходимых для работы педагога и учащихся, а также сами учебные пособия, включая раздаточный материал— для практических занятий и решения задач по соответствующей теме.

Второй компонент — система средств обучения.

Организационно-педагогические средства:

- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, конспекты занятий;

Дидактические средства:

- разработанные педагогом компьютерные презентации по темам программы;

Третий компонент состоит из:

- диагностических и контрольных материалов (анкеты для детей, тесты по итогам прохождения каждого этапа обучения, заданий по темам программы и т.д.);

 

Материально-техническое оснащение Программы

Для успешной реализации Программы необходимы:

- учебный кабинет, отвечающий требованиям СанПиНа;

- рабочее место педагога;

- столы, стулья (по количеству учащихся);

- стеллажи;

- интерактивная доска;

- магнитно-маркерная доска;

- учебное пособие (электронный вариант);

- рабочая тетрадь – по количеству учащихся;

- методическое пособие (педагог);

- персональный компьютер с подключением к Интернету (педагог)

 

 

 

4.     Список литературы

 

1)    Брагин Б.Н., Овчинникова О.Ю. Развитие когнитивных способностей  путь научного развития мышления и креативности // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 2(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 9-15.

2)    Фаликман М.В. Когнитивная наука в XXI веке: организм, социум, культура // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012.

3)    Лившиц В. М.Скорость переработки информации человеком и факторы сложности среды // Труды по психологии ТГУ. — Тарту, 2009

4)    Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб. 2009.

5)    Бек А. Техники когнитивной психотерапии //Московский психиатрический журнал. Спецвыпуск по когнитивной терапии-1996.-№3.-С.40-49.

6)    Большова,Т.В. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

7)    Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников. СПб.,2005.

8)    Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

9)    Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

10)           Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

11)           Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

12)           Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.

13)           Е.В.Колесникова. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. М.: Сфера, 2013
 

Интернет-ресурсы:

·        Игры для развития мозга: https://www.lumosity.com

·        Викиум. Тренажеры для мозга: https://wikium.ru/;

·        Игры для мозга: http://uplift.io/;

·        Тренажер скорочтения онлайн: http://readster.club/;

Дата проведения: 17 мая 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.