Рабочая программа по внеурочной деятельности «История и культура Татарского народа»

0
0
Материал опубликован 18 December 2017


КТП. 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
DOCX / 43.46 Кб

КТП. 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
DOCX / 47.27 Кб

КТП. 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
DOCX / 46.47 Кб

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс внеурочной деятельности: История и культура татарского народа

Класс: 5-8 классы

Учитель: Маннапова Г.А.

Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35 часа, 1 час/нед

Планирование составлено на основе:

Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Татарский язык и татарская литература. 1- 11 классы. Программа для русскоязычных школ. - Казань: Магариф, 2010.

Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации / А.Ш. Кежнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В. Д. Кирюшкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 92с.


 

Рабочую программу составила: Маннапова Г.А.

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «История и культура татарского народа» в школах с многонациональным составом учащихся составлена на основе следующих документов:

Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

Письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 11.08.2016 № 73 ИОГВ 01/6203 исх. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2016/2017 учебном году»

- Постановления Министерства образования и науки Ульяновской области от 29.08.2013 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ООО»

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Плодовая СШ

Культура народов Поволжья :программа и методические рекомендации / А.Ш.Кежнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина.- Ульяновск: УИКПРО, 2011.-92с.

Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Татарский язык и татарская литература. 1- 11 классы. Программа для русскоязычных школ. - Казань: Магариф, 2010.

Цель: пробуждение и развитие у учащихся интереса к национальному наследию, стремлению сохранять и обогащать его

Главные задачи:

- познакомить с основными произведениями татарской литературы, с творчеством писателей и поэтов;

- познакомить с основными правилами татарской грамматики;

- сформировать умения разговаривать и грамотно писать на татарском языке посредством литературных произведений;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к родному языку, любовь к родному краю;

- знакомить детей со старинными обрядами, музыкой, народными танцами, бытовыми предметами;

- организовать экскурсии, встречи с поэтами, писателями и другими знаменитыми людьми

- проводить работу по возрождению народных форм отдыха молодежи, недели татарского языка;

- привлекать учащихся к оформлению различных альбомов, стендов

Работа по изучению языка, истории и культуры татарского народа осуществляется на двуязычной основе – на русском языке и татарском языке.

Внеурочная деятельность в каждом классе составляет по 34 часа, начиная с 5 класса, и содержит материалы по литературе, грамматике, культуре и истории татарского народа.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «История и культура татарского народа»

ЛИЧНОСТНЫЕ

У выпускников будут сформированы:

-осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

- восприятие родного языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры родного народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

-положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса родной культуры, языка ;

-эмоционально - ценностное отношение к конкретным поступкам.

Выпускники получат возможность для формирования:

- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности культуры и языка родного народа;

- эстетических чувств на основе изучения культуры общения;

- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;

- способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

- способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

- ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Выпускники научатся:

- понимать место родного языка, литературы и культуры в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоят основы научных знаний о родном языке, литературе и культуре;

- освоят базовые понятия языка и литературы;

- освоят основные стилистические ресурсы лексики татарского языка;

- понимать коммуникативно-эстетических возможностей языка и литературы и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.

Выпускники получат возможность научиться:

- общаться на родном языке;

-читать , считать, рассказывать на родном языке;

- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Выпускник научится


 

умение решать проблемы творческого характера;

умение адекватно воспринимать оценку;

умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

Познавательные УУД

Выпускник научится

умение добывать новые знания (пользоваться словарями, справочниками);

умение переводить и преобразовывать информацию;

умение анализировать, обобщать;

строить рассуждения;

интерес к познанию культуры.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится

умение договариваться;

умение работать в паре, группе, коллективе;

умение использовать свои способности;

умение задавать вопросы;

умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Методы и приемы обучения: наглядные, словесные, игровые, практические

Учитывая, что большинство учащихся общаются на русском языке и что языком обучения в школе является русский, при изучении отдельных тем важно обратить внимание на их особенности в русском языке.

Обучение связной речи является последовательной и важной задачей. Целью таких уроков является обучение учащихся грамотно, красиво, доступно говорить, писать, понимать и уметь объяснять написанное, выражать своё мнение, заниматься творческой деятельностью на родном языке.

Материалы, использованные для составления рабочей программы:

Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Татарский язык и татарская литература. 1- 11 классы. Программа для русскоязычных школ. - Казань: Магариф, 2010.

Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации / А.Ш. Кежнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В. Д. Кирюшкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 92с.

Гыйляжев И. А., Пискарев В. И., Хужин Ф.Ш. Татарстан и история татарского народа: с древних времен и до конца 19 века. – Казань: изд. Память, 2008.

Нигматуллина Р.Р. (Изучающим татарский язык. Правила и упражнения.): учебное пособие для школ с русским языком обучения / Р.Р. Нигматуллина. – Казань: Татарское книжное издательство, 2012.

Гыймадиева Н.С. Татарский язык на уроке и внеурочное время. – Казань: «Яналиф», 2004.

Харисов Ф.Ф. Обучение татарской устной речи: Лингводидактические основы первоначального обучения татарской устной речи в русской школе. – Казань: Магариф, 1999.


 


 


 

Содержание курса внеурочной деятельности «История и культура татарского народа»

1 год обучения

 

Раздел. Татарский язык

Повторение пройденного в начальной школе

Фонетика и графика

Орфография

Лексика. Общее понятие. Сферы употребления слов

Словообразование и морфемика.

Суффиксы.

Способы образования слов.

Повторение пройденного материала

Раздел. Татарская литература

Фольклор.

Сказка «Хитрый старик»

1

Габдулла Тукай. «Малышам», «Русалка», «У всего есть свое место»

2

Ахмат Файзи. Отрывок из романа «Тукай»

1

Гаяз Исхакый.

«Сапожки»

1

Фатих Карим.

Поэма «Игра смерти»

1

Фатих Хосни. «Мальчик и солдат»

2

Наби Даули. «Где бывает счастье?»

1

Гомер Баширов. «Какой он Татарстан?»

1

Рабит Батулла. Сказка «Друзья остаются друзьями» (отрывок)

1

Фанис Яруллин. «Язык матери»

1

Абдулла Алиш. «Болтливая утка»

1

Раздел. Раздел. Национальная культура и история татарского народа

Выдающиеся люди татарского народа. Скульптор Садри Ахун. Народная артистка Голсем Солейманова

1

Национальные игры татарского народа

1

Национальные блюда

1

Национальный орнамент

1

 

 


 

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

История и культура татарского народа (1 год обучения)

Тема

Тип урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Оборудование

Система контроля

Дата проведения

 

п

л

а

н

ф

а

к

т

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

план

факт

Татарский язык

 

1-2

Повторение пройденного в начальной школе

Комбиниро

ванный

2

 

Знать основы татарского языка, пройденные в начальной школе

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель ,искать и выделять необходимую информацию ,объяснять языковые явления

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствовать собственную речь, интерес к письму

Фронтальная

Раздаточный материал, наглядный материал

Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы

   

3-4

Фонетика и графика

Изучение нового материала

2

 

Знать классификацию звуков, татарский алфавит, правильное написание Ъ и Ь в словах

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель , искать и выделять необходимую информацию ,объяснять языковые явления ,процессы ,связи и отношения ,выявляемые в ходе исследования структуры , содержания и значения слова , предложения, текста.

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствовать собственную речь, интерес к письму

Фронтальная

Раздаточный материал, наглядный материал

Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы

   

5-8

Орфография

Изучение нового материала,комбинированный

4

 

Знать основные орфографические и пунктуационные нормы татарского языка.

Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации.

Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами..

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствовать собственную речь, проявлять интерес к письму

Фронтальная

Раздаточный материал, наглядный материал

Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы

   

9-10

Лексика. Общее понятие. Сферы употребления слов

Изучение нового материала

2

 

Знать о лексическом значении слова, о сфере употреблении слов, словари

Проявлять речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств , мыслей ,побуждений и иных составляющих внутреннего мира

Стремиться совершенствовать собственную речь, проявлять интерес к письму

Фронтальная

Раздаточный материал, наглядный материал

Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы

   

11-13

Словообразование и морфемика.

Суффиксы.

Изучение нового материала, комбинированный

3

 

Знать основные способы образования слов в татарском языке

Проявлять речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств , мыслей ,побуждений и иных составляющих внутреннего мира

Стремиться совершенствовать собственную речь, интерес к письму, к созданию собственных текстов

Фронтальная

Раздаточный материал, наглядный материал

Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы

   

14-16

Способы образования слов.

Изучение нового материала

3

 

Знать основные способы образования слов в татарском языке

Проявлять речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств , мыслей ,побуждений и иных составляющих внутреннего мира

Стремиться совершенствовать собственную речь, интерес к письму, к созданию собственных текстов

Фронтальная

Раздаточный материал, наглядный материал

Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы

   

17

Повторение пройденного материала

Комбиниро

ванный

1

 

Знать изученный материал, способность применять его на практике

Формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой

Стремиться совершенствовать собственную речь, интерес к письму, к созданию собственных текстов

Фронтальная

Раздаточный материал, наглядный материал

Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы

   

Татарская литература

18

Фольклор.

Сказка «Хитрый старик»

Изучение нового материала

1

 

Знать общие сведения о татарском фольклоре, сюжеты народных сказок

Выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью; извлекать информацию из различных источников

Понимать необходимость бережного, сознательного отношения к фольклору как к национальной ценности

Фронтальная

Текст сказки

Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ

   

19-20

Габдулла Тукай. «Малышам», «Русалка», «У всего есть свое место»

Изучение нового материала

2

 

Образ героя стихотворения как пример воспитанности, трудолюбия.

Владение навыком объяснения смысла морали

Формирование навыка самоконтроля и самоанализа

Фронтальная

Произведения,наглядный материал

Работа с текстом, выразительное чтение

   

21

Ахмат Файзи. Отрывок из романа «Тукай»

Изучение нового материала

1

 

Знать общие сведения о писателе, о детстве Тукая

Уметь извлекать необходимую информацию из текста

Формирование навыков вести диалог

Фронтальная

Текст романа

Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ,проблемные вопросы

   

22

Гаяз Исхакый.

«Сапожки»

Изучение нового материала

1

 

Знать общие сведения о писателе. Раскрытие образа ребенка через его психологию

Уметь извлекать необходимую информацию из текста

Формирование навыков вести диалог

Фронтальная

Текст рассказа, портрет

Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ,анализ текста

   

23

Фатих Карим.

Поэма «Игра смерти»

Изучение нового материала

1

 

Знать общие сведения о писателе; Уметь раскрывать образ героя поэмы через его поступки и речь

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Формирование навыков анализа и исследования

Фронтальная

Текст поэмы, портрет

Работа с текстом, выразительное чтение, вопросы к тексту

   

24-25

Фатих Хосни. «Мальчик и солдат»

Изучение нового материала

2

 

Знать общие сведения о писателе; взаимоотношения родителей и детей;

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Формирование навыков анализа и исследования

Фронтальная

Текст повести,портрет

Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ

   

26

Наби Даули. «Где бывает счастье?»

Изучение нового материала

1

 

Знать общие сведения о писателе;

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания

Фронтальная

Стихотворение

Работа с текстом, выразительное чтение

   

27

Гомер Баширов. «Какой он Татарстан?»

Изучение нового материала

1

 

Знать общие сведения о писателе, проблематику стихотворения

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания

Фронтальная

Стихотворение

Работа с текстом, выразительное чтение

   

28

Рабит Батулла. Сказка «Друзья остаются друзьями» (отрывок)

Изучение нового материала

1

 

Знать общие сведения о писателе; проблема дружеских отношений

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Признание общепринятых этических норм

Фронтальная

Текст сказки

Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ

   

29

Фанис Яруллин. «Язык матери»

Изучение нового материала

1

 

Знать общие сведения о писателе; проблематика стихотворения

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Признание общепринятых этических норм

Фронтальная

Стихотворение

Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ

   

30

Абдулла Алиш. «Болтливая утка»

Изучение нового материала

1

 

Знать общие сведения о писателе; особенности авторской сказки

Свободно работать с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Уметь устанавливать аналогии, формирование навыков анализа

Фронтальная

Текст сказки

Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ

   

31

Выдающиеся люди татарского народа. Скульптор Садри Ахун.

Народная артистка Голсем Солейманова

Изучение нового материала

1

 

Знать общие сведения об выдающихся личностях;

Свободно работать с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания

Фронтальная

Интернет-ресурсы, дополнительная лит-ра

Сообщения учащихся

   

32

Национальные игры татарского народа

Изучение нового материала

1

 

Знать национальные игры татарской народности, национальные блюда

Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания

Фронтальная

Интернет-ресурсы, дополнительная лит-ра

Сообщения учащихся

   

33

Национальные блюда

Изучение нового материала

1

 

Знать национальные блюда

Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания

Фронтальная

Интернет-ресурсы, дополнительная лит-ра

Сообщения учащихся

   

34

Национальный орнамент

Изучение нового материала

1

 

Познакомиться с многообразием национального орнамента

Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания

Фронтальная

Интернет-ресурсы, дополнительная лит-ра

Сообщения учащихся

   

 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации