Рабочая программа по внеурочной деятельности «История и культура Татарского народа»
КТП. 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
DOCX / 43.46 Кб
КТП. 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
DOCX / 47.27 Кб
КТП. 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
DOCX / 46.47 Кб
Курс внеурочной деятельности: История и культура татарского народа
Класс: 5-8 классы
Учитель: Маннапова Г.А.
Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: 35 часа, 1 час/нед
Планирование составлено на основе:
Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Татарский язык и татарская литература. 1- 11 классы. Программа для русскоязычных школ. - Казань: Магариф, 2010.
Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации / А.Ш. Кежнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В. Д. Кирюшкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 92с.
Рабочую программу составила: Маннапова Г.А.
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «История и культура татарского народа» в школах с многонациональным составом учащихся составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
Письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 11.08.2016 № 73 ИОГВ 01/6203 исх. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2016/2017 учебном году»
- Постановления Министерства образования и науки Ульяновской области от 29.08.2013 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ООО»
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Плодовая СШ
Культура народов Поволжья :программа и методические рекомендации / А.Ш.Кежнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина.- Ульяновск: УИКПРО, 2011.-92с.
Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Татарский язык и татарская литература. 1- 11 классы. Программа для русскоязычных школ. - Казань: Магариф, 2010.
Цель: пробуждение и развитие у учащихся интереса к национальному наследию, стремлению сохранять и обогащать его
Главные задачи:
- познакомить с основными произведениями татарской литературы, с творчеством писателей и поэтов;
- познакомить с основными правилами татарской грамматики;
- сформировать умения разговаривать и грамотно писать на татарском языке посредством литературных произведений;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к родному языку, любовь к родному краю;
- знакомить детей со старинными обрядами, музыкой, народными танцами, бытовыми предметами;
- организовать экскурсии, встречи с поэтами, писателями и другими знаменитыми людьми
- проводить работу по возрождению народных форм отдыха молодежи, недели татарского языка;
- привлекать учащихся к оформлению различных альбомов, стендов
Работа по изучению языка, истории и культуры татарского народа осуществляется на двуязычной основе – на русском языке и татарском языке.
Внеурочная деятельность в каждом классе составляет по 34 часа, начиная с 5 класса, и содержит материалы по литературе, грамматике, культуре и истории татарского народа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «История и культура татарского народа»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У выпускников будут сформированы:
-осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
- восприятие родного языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры родного народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
-положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса родной культуры, языка ;
-эмоционально - ценностное отношение к конкретным поступкам.
Выпускники получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности культуры и языка родного народа;
- эстетических чувств на основе изучения культуры общения;
- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
- способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
- ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Выпускники научатся:
- понимать место родного языка, литературы и культуры в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоят основы научных знаний о родном языке, литературе и культуре;
- освоят базовые понятия языка и литературы;
- освоят основные стилистические ресурсы лексики татарского языка;
- понимать коммуникативно-эстетических возможностей языка и литературы и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
Выпускники получат возможность научиться:
- общаться на родном языке;
-читать , считать, рассказывать на родном языке;
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Выпускник научится
умение решать проблемы творческого характера;
умение адекватно воспринимать оценку;
умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
Познавательные УУД
Выпускник научится
умение добывать новые знания (пользоваться словарями, справочниками);
умение переводить и преобразовывать информацию;
умение анализировать, обобщать;
строить рассуждения;
интерес к познанию культуры.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится
умение договариваться;
умение работать в паре, группе, коллективе;
умение использовать свои способности;
умение задавать вопросы;
умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Методы и приемы обучения: наглядные, словесные, игровые, практические
Учитывая, что большинство учащихся общаются на русском языке и что языком обучения в школе является русский, при изучении отдельных тем важно обратить внимание на их особенности в русском языке.
Обучение связной речи является последовательной и важной задачей. Целью таких уроков является обучение учащихся грамотно, красиво, доступно говорить, писать, понимать и уметь объяснять написанное, выражать своё мнение, заниматься творческой деятельностью на родном языке.
Материалы, использованные для составления рабочей программы:
Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Татарский язык и татарская литература. 1- 11 классы. Программа для русскоязычных школ. - Казань: Магариф, 2010.
Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации / А.Ш. Кежнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В. Д. Кирюшкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 92с.
Гыйляжев И. А., Пискарев В. И., Хужин Ф.Ш. Татарстан и история татарского народа: с древних времен и до конца 19 века. – Казань: изд. Память, 2008.
Нигматуллина Р.Р. (Изучающим татарский язык. Правила и упражнения.): учебное пособие для школ с русским языком обучения / Р.Р. Нигматуллина. – Казань: Татарское книжное издательство, 2012.
Гыймадиева Н.С. Татарский язык на уроке и внеурочное время. – Казань: «Яналиф», 2004.
Харисов Ф.Ф. Обучение татарской устной речи: Лингводидактические основы первоначального обучения татарской устной речи в русской школе. – Казань: Магариф, 1999.
Содержание курса внеурочной деятельности «История и культура татарского народа»
1 год обучения
Раздел. Татарский язык |
|
Повторение пройденного в начальной школе |
2ч |
Фонетика и графика |
2ч |
Орфография |
4ч |
Лексика. Общее понятие. Сферы употребления слов |
2ч |
Словообразование и морфемика. Суффиксы. |
3ч |
Способы образования слов. |
3ч |
Повторение пройденного материала |
1ч |
Раздел. Татарская литература |
|
Фольклор. Сказка «Хитрый старик» |
1 |
Габдулла Тукай. «Малышам», «Русалка», «У всего есть свое место» |
2 |
Ахмат Файзи. Отрывок из романа «Тукай» |
1 |
Гаяз Исхакый. «Сапожки» |
1 |
Фатих Карим. Поэма «Игра смерти» |
1 |
Фатих Хосни. «Мальчик и солдат» |
2 |
Наби Даули. «Где бывает счастье?» |
1 |
Гомер Баширов. «Какой он Татарстан?» |
1 |
Рабит Батулла. Сказка «Друзья остаются друзьями» (отрывок) |
1 |
Фанис Яруллин. «Язык матери» |
1 |
Абдулла Алиш. «Болтливая утка» |
1 |
Раздел. Раздел. Национальная культура и история татарского народа |
|
Выдающиеся люди татарского народа. Скульптор Садри Ахун. Народная артистка Голсем Солейманова |
1 |
Национальные игры татарского народа |
1 |
Национальные блюда |
1 |
Национальный орнамент |
1 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
История и культура татарского народа (1 год обучения)
№ |
Тема |
Тип урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Форма организации познавательной деятельности |
Оборудование |
Система контроля |
Дата проведения |
||||||||||||||||||||||
п л а н |
ф а к т |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
план |
факт |
||||||||||||||||||||||||
Татарский язык |
||||||||||||||||||||||||||||||
1-2 |
Повторение пройденного в начальной школе |
Комбиниро ванный |
2 |
Знать основы татарского языка, пройденные в начальной школе |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель ,искать и выделять необходимую информацию ,объяснять языковые явления |
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствовать собственную речь, интерес к письму |
Фронтальная |
Раздаточный материал, наглядный материал |
Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы |
|||||||||||||||||||||
3-4 |
Фонетика и графика |
Изучение нового материала |
2 |
Знать классификацию звуков, татарский алфавит, правильное написание Ъ и Ь в словах |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель , искать и выделять необходимую информацию ,объяснять языковые явления ,процессы ,связи и отношения ,выявляемые в ходе исследования структуры , содержания и значения слова , предложения, текста. |
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствовать собственную речь, интерес к письму |
Фронтальная |
Раздаточный материал, наглядный материал |
Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы |
|||||||||||||||||||||
5-8 |
Орфография |
Изучение нового материала,комбинированный |
4 |
Знать основные орфографические и пунктуационные нормы татарского языка. Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. |
Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.. |
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствовать собственную речь, проявлять интерес к письму |
Фронтальная |
Раздаточный материал, наглядный материал |
Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы |
|||||||||||||||||||||
9-10 |
Лексика. Общее понятие. Сферы употребления слов |
Изучение нового материала |
2 |
Знать о лексическом значении слова, о сфере употреблении слов, словари |
Проявлять речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств , мыслей ,побуждений и иных составляющих внутреннего мира |
Стремиться совершенствовать собственную речь, проявлять интерес к письму |
Фронтальная |
Раздаточный материал, наглядный материал |
Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы |
|||||||||||||||||||||
11-13 |
Словообразование и морфемика. Суффиксы. |
Изучение нового материала, комбинированный |
3 |
Знать основные способы образования слов в татарском языке |
Проявлять речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств , мыслей ,побуждений и иных составляющих внутреннего мира |
Стремиться совершенствовать собственную речь, интерес к письму, к созданию собственных текстов |
Фронтальная |
Раздаточный материал, наглядный материал |
Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы |
|||||||||||||||||||||
14-16 |
Способы образования слов. |
Изучение нового материала |
3 |
Знать основные способы образования слов в татарском языке |
Проявлять речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств , мыслей ,побуждений и иных составляющих внутреннего мира |
Стремиться совершенствовать собственную речь, интерес к письму, к созданию собственных текстов |
Фронтальная |
Раздаточный материал, наглядный материал |
Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы |
|||||||||||||||||||||
17 |
Повторение пройденного материала |
Комбиниро ванный |
1 |
Знать изученный материал, способность применять его на практике |
Формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой |
Стремиться совершенствовать собственную речь, интерес к письму, к созданию собственных текстов |
Фронтальная |
Раздаточный материал, наглядный материал |
Выполнение заданий и упражнений, проблемные вопросы |
|||||||||||||||||||||
Татарская литература |
||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Фольклор. Сказка «Хитрый старик» |
Изучение нового материала |
1 |
Знать общие сведения о татарском фольклоре, сюжеты народных сказок |
Выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью; извлекать информацию из различных источников |
Понимать необходимость бережного, сознательного отношения к фольклору как к национальной ценности |
Фронтальная |
Текст сказки |
Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ |
|||||||||||||||||||||
19-20 |
Габдулла Тукай. «Малышам», «Русалка», «У всего есть свое место» |
Изучение нового материала |
2 |
Образ героя стихотворения как пример воспитанности, трудолюбия. |
Владение навыком объяснения смысла морали |
Формирование навыка самоконтроля и самоанализа |
Фронтальная |
Произведения,наглядный материал |
Работа с текстом, выразительное чтение |
|||||||||||||||||||||
21 |
Ахмат Файзи. Отрывок из романа «Тукай» |
Изучение нового материала |
1 |
Знать общие сведения о писателе, о детстве Тукая |
Уметь извлекать необходимую информацию из текста |
Формирование навыков вести диалог |
Фронтальная |
Текст романа |
Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ,проблемные вопросы |
|||||||||||||||||||||
22 |
Гаяз Исхакый. «Сапожки» |
Изучение нового материала |
1 |
Знать общие сведения о писателе. Раскрытие образа ребенка через его психологию |
Уметь извлекать необходимую информацию из текста |
Формирование навыков вести диалог |
Фронтальная |
Текст рассказа, портрет |
Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ,анализ текста |
|||||||||||||||||||||
23 |
Фатих Карим. Поэма «Игра смерти» |
Изучение нового материала |
1 |
Знать общие сведения о писателе; Уметь раскрывать образ героя поэмы через его поступки и речь |
Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
Формирование навыков анализа и исследования |
Фронтальная |
Текст поэмы, портрет |
Работа с текстом, выразительное чтение, вопросы к тексту |
|||||||||||||||||||||
24-25 |
Фатих Хосни. «Мальчик и солдат» |
Изучение нового материала |
2 |
Знать общие сведения о писателе; взаимоотношения родителей и детей; |
Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
Формирование навыков анализа и исследования |
Фронтальная |
Текст повести,портрет |
Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ |
|||||||||||||||||||||
26 |
Наби Даули. «Где бывает счастье?» |
Изучение нового материала |
1 |
Знать общие сведения о писателе; |
Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания |
Фронтальная |
Стихотворение |
Работа с текстом, выразительное чтение |
|||||||||||||||||||||
27 |
Гомер Баширов. «Какой он Татарстан?» |
Изучение нового материала |
1 |
Знать общие сведения о писателе, проблематику стихотворения |
Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания |
Фронтальная |
Стихотворение |
Работа с текстом, выразительное чтение |
|||||||||||||||||||||
28 |
Рабит Батулла. Сказка «Друзья остаются друзьями» (отрывок) |
Изучение нового материала |
1 |
Знать общие сведения о писателе; проблема дружеских отношений |
Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы |
Признание общепринятых этических норм |
Фронтальная |
Текст сказки |
Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ |
|||||||||||||||||||||
29 |
Фанис Яруллин. «Язык матери» |
Изучение нового материала |
1 |
Знать общие сведения о писателе; проблематика стихотворения |
Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы |
Признание общепринятых этических норм |
Фронтальная |
Стихотворение |
Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ |
|||||||||||||||||||||
30 |
Абдулла Алиш. «Болтливая утка» |
Изучение нового материала |
1 |
Знать общие сведения о писателе; особенности авторской сказки |
Свободно работать с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему |
Уметь устанавливать аналогии, формирование навыков анализа |
Фронтальная |
Текст сказки |
Работа с текстом, выразительное чтение, пересказ |
|||||||||||||||||||||
31 |
Выдающиеся люди татарского народа. Скульптор Садри Ахун. Народная артистка Голсем Солейманова |
Изучение нового материала |
1 |
Знать общие сведения об выдающихся личностях; |
Свободно работать с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему |
Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания |
Фронтальная |
Интернет-ресурсы, дополнительная лит-ра |
Сообщения учащихся |
|||||||||||||||||||||
32 |
Национальные игры татарского народа |
Изучение нового материала |
1 |
Знать национальные игры татарской народности, национальные блюда |
Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему |
Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания |
Фронтальная |
Интернет-ресурсы, дополнительная лит-ра |
Сообщения учащихся |
|||||||||||||||||||||
33 |
Национальные блюда |
Изучение нового материала |
1 |
Знать национальные блюда |
Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему |
Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания |
Фронтальная |
Интернет-ресурсы, дополнительная лит-ра |
Сообщения учащихся |
|||||||||||||||||||||
34 |
Национальный орнамент |
Изучение нового материала |
1 |
Познакомиться с многообразием национального орнамента |
Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему |
Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания |
Фронтальная |
Интернет-ресурсы, дополнительная лит-ра |
Сообщения учащихся |