Мастер-класс для педагогов по работе с родителями в рамках инклюзивного образования
Теоретическая часть.
Уважаемые гости, в рамках проекта «Телевидение Ромашка» психолого- педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи проходит через организацию родительского клуба. Цель работы клуба направлена на преодоление родителями, воспитывающих детей с особыми нуждами, социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком. Занятия клуба проводятся 1 раз в месяц в музыкальном зале или группы с привлечением всех специалистов ДОУ.
С одной стороны родители получают обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ, оказывается практическая помощь в воспитании и обучении детей, с другой стороны родители насыщаются знаниями о особенностях воспитания и обучениях их детей. На занятиях мы используем разнообразные технологии, например, гуманно- личностную, личностно- ориентированную, игровую и т.д., проводим игры и упражнения, направленные на развитие детско- родительских отношений, организуем динамические и релаксационные упражнения. Узкопрофильные специалисты проводят упражнения по своему направлению работы с родителями детей с ОВЗ.
Сейчас мы бы хотели провести вместе с вами несколько упражнений из программы клуба.
Практическая часть.
1. Знакомство.
Назовите свое имя, и на его первую букву охарактеризуйте себя.
2. Установки:
Родители- самые значимые и любимые для ребенка люди. Авториттет и вера ребенка непоколебимы, мы то и дело слышим : «Мама сказала», «Папа велел». С самого раннего возраста ребенок впадает в мир ценностей и ожиданий родителей. А родители при этом убеждены, что окружающая действительность именно такая, какой они ее считают. Сейчас я вас попрошу назвать свои ассоциации к фразе «родительские установки».
А как вы думаете, что такое установки? (убеждение)
Какие они бывают? (Они бывают негативные и позитивные)
Здесь есть разные убеждения родителей. Давайте, посмотрим некоторые типичные убеждения родителей, у которых есть дети с особенностями в развитии, и постараемся перефразировать.
- у моего ребенка нет проблем. (мой ребенок с огр.возм.здоровья, но это ему не помешает стать счастливым)
- я боюсь даже думать об этом. (я буду действовать и никогда не опускать руки)
- я верю в чудо, а не врачам. (ребенку нужны квалифицированные специалисты)
- моему ребенку должны помогать профессионалы, а не я. (я буду своему ребенку всегда в помощь)
- я одна с проблемой, мы никому не нужны (вокруг меня есть люди, готовые помочь)
- он будет мучится всю жизнь (он еще многое сделает и обязательно добьется)
- он несчастен (он будет обязательно счастливым, я постараюсь)
- я иногда думаю, что лучше бы его не было (какое счастье, что у меня есть ребенок)
3. Открытки с сюрпризом.
4. Релаксационное упражнение. «Пушинка»,
Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е.релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
5. Прощание. Подарите друг другу установки позитивные,
Например, у вас все непременно получится.