Мастер-класс «Домашнее задание как форма взаимодействия семьи и школы в рамках курса ОРКСЭ»
МОУ "Сланцовская основная общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области"
Мастер класс
«Домашнее задание как форма взаимодействия
семьи и школы в рамках курса ОРКСЭ»
Учитель ОРКСЭ Архипова Вера Владимировна
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада всех вас сегодня видеть.
Предлагаю Вам сегодня мастер класс «Домашнее задание как форма взаимодействия семьи и школы в рамках курса основы религиозных культур и светской этики».
Семья, общество, школа – все они играют свою важную роль в поддержке духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. В основе такого партнерства лежит доверие и взаимное уважение. Необходимо чтобы каждый учитель, и каждый родитель понимал необходимость участия родителей в работе школы и воспитании детей.
В настоящее время ОРКСЭ - практически первый в структуре общеобразовательных дисциплин курс, ориентированный на максимально тесное взаимодействие детей и родителей.
Фактически учебный материал и задания построены таким образом, чтобы обеспечить общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы. Структура курса ОРКСЭ направлена на максимально тесное взаимодействие детей и родителей.
Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает, прежде всего, нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает, прежде всего, поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешное освоение курса «ОРКСЭ» возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – станут единым целым, большим и сплоченным коллективом стремящихся к духовно-нравственному воспитанию и самовоспитанию.
У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволяет, существенно расширить содержание курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. А также делает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.
Многие виды деятельности, изучаемые в курсе, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
3 слайд
Домашнее задание должно быть:
Четко структурированным
Дифференцированным по уровню трудности
Разумным по объему и реальным для запоминания
Увлекательным
4 слайд
Какие же задания можно предложить детям для совместного выполнения с родителями?
Тема урока |
Домашнее задание |
«Россия - наша Родина» |
1. Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, которые существуют в вашей семье 2. Узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций (из учебника) 3. Выполни поделку, рисунок 4. Составьсинквейн к слову Родина. Представьте, что вы родители и ваш ребенок обратился с просьбой помочь ему в этом. 5. Фотоколлаж «Моя малая Родина» и тд. |
«Культура и религия» |
Обсудите с родителями и опишите какую-нибудь вещь, которая в вашей семье является богатством, но не имеет материальной ценности. В описании не называйте, что это за вещь. |
«Православная молитва» |
Прочитать текст и вместе с родителями поработать над последним вопросом: Есть выражение «знать, как Отче наш», то есть очень твёрдо и точно. Что по их мнению, вы должны знать как «Отче наш?» (из учебника) |
«Пасха» |
1. Выполнить поделку или рисунок на пасхальную тему. 2. Расскажите как встречают Пасху в вашей семье. Предлагаю вам побыть в роли родителей и помочь ребенку выполнить данное задание. |
«Совесть и раскаяние» |
1. Подготовить рассказ « Добро и Зло» 2. Выполни рисунок 3. Напиши мини-эссе: «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки» Как бы вы помогли ребенку в написании эссе по данной теме? 4.Нарисуй условное изображение лица человека, а рядом по очереди с друзьями, родителями запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Помогите выполнить ребенку данное задание. |
«Храм» |
1. Вместе с родителями составь и оформи памятку «Как вести себя в храме». Какую памятку вы бы составили вместе со своим ребенком? 2. Выполни рисунок на тему «Храм», подбери фотографии храмов, репродукции картин. Можно попросить родителей рассказать о храме который они посетили совершая поездки. |
«Подвиг» |
Узнайте есть ли в вашей семье родственники совершившие подвиг, и расскажите о них. |
«Христианская семья» |
1. Подберите пословицы и поговорки о семье. Можно дать начало пословиц, а дома совместно с родителями подобрать окончание 2. Расскажите, какие традиции есть в вашей семье. 3. Объясните, как люди должны относиться друг к другу в семье. |
«Христианин в труде» |
1.Что значит «работать на совесть?» Объяснить 2. Нарисовать рисунок по теме «Христиан в труде» |
«Икона» |
1. Составь словарик новых слов, связанных с темой «Икона». 2. Подготовить сообщение на тему «Чудотворные иконы» 3. Найти информацию о людях, причисленных к лику святых. 4. Узнайте есть ли икона в вашей семье. Расскажите ее историю появления в вашей семье. |
Как же можно оценить домашнее задание, выполненное при помощи родителей?
Ребенок, выполнивший задание самостоятельно, получает смайлик обычный, цветной. Ребенок, выполнивший это же задание с родителями – смайлик в форме ладошки, на которой написано «семейный». Это,несомненно, стимулирует детей и родителей более активно работать над совместными домашними заданиями.
Участие родителей в совместной подготовке к урокам становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Итак, уважаемые коллеги, давайте привлекать родителей к сотрудничеству, совместными усилиями воспитывать в наших детях доброту.
Спасибо за внимание! Понимающих Вам родителей и талантливых учеников.