Взаимодействие семьи и школы
Семья и школа. Каково их взаимодействие?
Главное значение семьи - воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развитие ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
- режим семейной жизни;
- содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Методы изучения семьи:
наблюдение;
беседа;
посещение семьи на дому;
консультирование;
Также семьи можно разделить на
- неблагополучные семьи (неблагоприятный микроклимат)
Характеристика социально-неблагополучных семей очень разнообразна. Это семьи, где:
- родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей);
- родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие);
- родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица - попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).
- благополучные семьи (благоприятный микроклимат)
В семьях подобного типа дети — источник радости в жизни родителей. Они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчивость, удовлетворенность жизнью. Такие семьи заинтересованы в высоком качестве знаний, получаемых детьми, и создают для этого необходимые условия с учетом материальных возможностей, которыми она обладает в данный момент.
- благополучные семьи (неблагоприятный микроклимат)
Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь что ее сплоченность - лишь видимость. По существу же она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка
На практике выяснилось, что возникает множество проблем при работе с семьями различных категорий. И мною используются различные методы работы с ними (беседа, консультирование, наблюдение, посещение на дому), т.к. каждая ситуация требует индивидуального подхода.
Таким образом, школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские лектории, круглые столы, семинары. Школа и семья. От согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимодействие семьи и школы важно на всех этапах школьной жизни ученика.
Для правильной организации работы с родителями необходимо взаимодействие всех школьных специалистов:
заместителя директора по воспитательной работе, который составляет план воспитательной работы, помогает классным руководителям в составлении планов, осуществляет контроль за их выполнением;
педагога-психолога, которые помогают в исследовании социального фона семьи, определении типа семьи, дают рекомендации в составлении плана работы с каждой семьей индивидуально;
социального педагога, который берет на себя контроль и осуществление коррекционной работы с неблагополучными семьями, взаимодействие с отделом милиции, отделом опеки, инспекцией по делам несовершеннолетних;
школьного библиотекаря, который подбирает имеющуюся в наличии методическую литературу по данному направлению;
классных руководителей, которые регулярно проводят родительские собрания и применяют другие формы работы с родителями, как традиционные (конференции, консультации, посещения на дому), так и нетрадиционные (тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, вечера, родительские чтения).