Семейный клуб как форма взаимодействия семьи и ДОУ
Семья + педагог = семейный клуб
«Семья начинается с детей».
А.Герцен
На ладони взрослого – хрупкая душа ребёнка. Если крепко обхватить и с силой удерживать, то душа получится неуверенная либо мятежная. Если полностью ослабить руку, то можно получить душу дезориентированную. Как найти золотую середину? На этом нелёгком пути поможет понимание психологии ребенка и взаимодействие окружающих его людей.
А.С. Макаренко почти сто лет назад писал: «Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей».
И сегодня нельзя не согласиться с этими словами. Воспитание – процесс стихийный. Несомненно, семья – это и первое социальное общество ребёнка, и «законодатель» социальных норм, которые дети усваивают с рождения. В детском саду и в школе дети проводят значительное количество времени, воспитательное воздействие этих институтов велико. Выстраивать систему воспитания важно задолго до школы, начиная с рождения ребенка. Ведь в период дошкольного детства зарождается личность ребёнка. Когда все члены семьи поддерживают единство требований воспитания, организуют разумные правила в семье, когда в семье важным постулатом является любовь и принятие друг друга – в такой семье не возникает проблем с воспитанием. Дети, питаясь любовью и поддержкой родителей, становятся самостоятельными, инициативными, готовыми разрешать трудности на жизненном пути. Это подчеркивает значимость семьи и воспитания детей.
А если ребенок тревожный? Агрессивный? Замкнутый? Неуверенный? Своевольный? Значит, взрослому надо помочь ребёнку найти стимул, направить энергию в конструктивное русло. В таких ситуациях очень важно взаимодействие семьи и педагогов. ФГОС дошкольного образования в качестве одной из важнейших задач рассматривает партнерство семьи и детского сада.
Родители – не педагоги, они не могут знать закономерности развития детей. Педагоги всегда готовы помочь. В своей работе использую такую форму партнёрства как семейный клуб. Такой клуб посещают дети, родители, воспитатели, логопед и педагог-психолог.
Семейный клуб – это:
- задания выходного дня для родителей и детей (посмотреть мультфильм, нарисовать понравившегося героя, смастерить вместе поделку, прочитать книгу, придумать вместе сюжет, загадать загадку и опубликовать видео или фото на интернет – портале нашего клуба),
- консультации (видео, в виде буклетов, советов дня) для родителей от педагога-психолога, логопеда, воспитателей,
- авторские игровые видеосюжеты, которые помогут детям и взрослым повысить познавательный интерес, наладить семейное взаимодействие,
- поощрение и мотивация (наклейки детям за каждое выполненное задание клуба).
Опыт организации семейного клуба показывает, что неформальный характер общения педагогов и семьи укрепляет интерес родителей и детей к новой информации, стимулирует на взаимодействие, укрепляет детско-родительские отношения. В таком клубе любая деятельность ребенка является успешной, потому что она выполнена вместе с семьей, в неё вложены такие компоненты как творчество и удовольствие. А удовольствие в семейном творчестве – это залог того, что хрупкая душа ребёнка в добрых, нежных, заботливых ладонях родителя! Разве может быть что-то важнее этого?
Кияйкина Наталья Федоровна
Смирнова Анжела Викторовна