12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Миленко Елена Анатольевна32
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
0

Статья «Инновационные методы и формы работы педагога-психолога в рамках взаимодействия в структуре семья – школа»

Инновационные методы и формы работы педагога-психолога в рамках взаимодействия в структуре семья – школа

Миленко Елена Анатольевна

Педагог-психолог, МАОУ СОШ № 33, г. Тамбов

Одной из актуальных проблем современной системы образования является взаимодействие семьи и школы. Родители – полноправные участники образовательного процесса, выступают его субъектами, т.е. на родителей положена ответственность за получением их детьми качественного образования. В триаде ученик-родитель-школа, родитель играет основополагающую и во многом решающую роль.

Взаимодействию в структуре родитель - школа отводится ключевое место в построении воспитательно-образовательной работы школы. Организовывая это сотрудничество, ведущая роль отводится педагогам образовательного учреждения, однако не стоит исключать значение педагога-психолога в этом процессе.

Основой взаимодействия диады семья - школа являются: взаимное доверие и уважение, поддержка и помощь, эмпатия, терпение и терпимость по отношению друг к другу, и к другим участникам образовательного процесса. Именно педагог-психолог как никто другой способен оказать помощь и поддержку семье для благополучного становления и развития их ребенка. В своей работе с родителями значительное место мы отводим психолого-педагогическому просвещению. Накапливание психолого-педагогических знаний и умений у  родителей тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических навыков в области психологии, педагогики и воспитания[6]. Важную роль играет практическая значимость представляемых материалов. Это определяет отбор содержания, а также методов и форм организации психолого-педагогического просвещения.

Выделяется три формы взаимодействия: индивидуальные, групповые и коллективные. Критерием данной классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с педагогом-психологом или педагогическим коллективом. Задачами взаимодействия семьи и школы являются:

ü формирование активной психологической и педагогической позиции родителей;

ü получение и приобретение родителями педагогических и психологических знаний и умений;

ü активное участие родителей в воспитании детей.

В организации работы с семьей, в нашей школе, мы активно используем инновационные формы работы, такие как:

1.     Родительские университеты.

2.     Конференции.

3.     Родительские ринги.

4.     Час с педагогом-психологом (вопросы и ответы).

5.     Психологический клуб  «Родительский причал».

6.     Деловые игры.

Родительские университеты – это формы работы с семьей, когда составляется расписание занятий педагога-психолога с родителями на ближайшее время, в расписание включаются различные дидактические игры и упражнения, релаксация, а также практикоориентрованные занятия. Просвещение родителей направлено на приобретение ими основ педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, психологические особенности детей, на установление благоприятных эмоциональных контактов родителей с общественностью и школы, на активное взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в учебно-воспитательной работе[2].

Родительские университеты являются эффективнейшей формой работы с семьей, т.к. такого рода занятия проводятся с родителями учеников одной параллели. Это предоставляет возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию родителей, которые объединены общими проблемами и одинаковыми возрастными особенностями. Педагог-психолог, проводящий встречу, хорошо ориентируются в вопросах родителей, знает подходы и обладает необходимыми навыками в общении с разными людьми.

Родительский университет предполагает различные формы занятий: конференции, час с педагогом-психологом (вопросы и ответы на актуальные темы), лекции, практикумы, родительские ринги[3]. На конференции приглашаются в основном представители различных образовательных организаций для обмена опытом. Для обсуждения на конференциях выбирается одна тема, например, та, что в данный момент является наиболее актуальной и значимой. Выступления подготавливают как педагоги, так и сами родители. В данном случае, обеспечивается обмен мнениями между родителями и педагогическим составом, максимально просвещаются семьи, даются ответы на все интересующие вопросы.

Час с педагогом-психологом (вопросы и ответы) проводится после опроса родителей или на родительском собрании по группам выявленных проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей, а также взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог-психолог образовательной организации, для более глубокого анализа какой-либо проблемы, может быть приглашен узконаправленный специалист. Некоторые вопросы, носящие проблемный характер  могут быть обсуждены самими родителями, и даже стать основой для заранее не подготовленного диспута. Родители могут обсудить в индивидуальной беседе проблемы, которые имеет для них принципиально важное значение[4]. Возможно проведение в этот день не только индивидуальных, но и групповых консультаций, темы которых сообщаются заранее. В кабинетах размещаются специалисты (врач, педагог-психолог, юрист, педагоги школы и приглашенные педагоги-специалисты). Обозначены проблемы, по которым будут проводиться консультации, например: «Как помочь ребенку в обучении», «Как научить ребенка быть самостоятельным», «Мир общения ребенка» и др. Темы консультаций также могут быть заявлены на родительском собрании. Конференция является целесообразной формой работы в случае наличия действительно положительного опыта в рамках  семейного воспитания по какой-либо интересующей тематике. Обсуждение вопросов в такой форме привлекает внимание, вызывает интерес родителей, а информация звучит убедительнее, воспринимается с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать те родители, которые в решении определенных проблем достигли положительных результатов[1].

Деловые игры являются одной из разновидностей групповых игр, которые представляют информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации[5]. Деловые игры применяются также для обучения сотрудничеству и взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и, в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств. Деловые игры имеют следующие характеристики: 1) возникновение проблемной ситуации, которая включает в себя наличие противоречий. Игроки формулируют цель для разрешения проблемы и на ее основе из совокупности альтернативных вариантов выбирают наиболее оптимальный; 2) общие цели у участников игры. Так, при решении задачи развития собственного производства общей целью может быть сохранение общего источника ресурсов; 3) наличие ролей и назначение на них участников деловых игр; 4) различие интересов участников и учет условий неопределенности в игровой ситуации. Первое может иметь место из-за разного отношения участников к рассматриваемой проблеме, разного состояния ресурсов и субъективных оценок их важности, неодинаковой ответственности участников игры за решение проблемы; 5) принятие и реализация в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе,  и от действий других участников; 6) объективность оценки результатов игровой деятельности [6]. Охарактеризованные признаки деловых игр дают возможность очертить область их наиболее эффективного применения. Очевидно, что таковыми являются организационно-управленческие процессы, требующие решений.

Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу-психологу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с участниками образовательного процесса. Для организации этой формы работы в нашей школе есть страница школьного психолога на сайте школы[2]. В условиях постоянно меняющейся окружающей среды, постоянного усовершенствования и усложнения технологий информационная сфера образования приобретает принципиально важное соновополагающее значение. Преимуществами такого коммуникативного взаимодействия являются: конфиденциальность и адресная направленность информации, мгновенная доставка необходимой информации родителям, постоянная обратная связь с семьями и наоборот, постоянная обратная связь родителей с администрацией школы, специалистами учреждения. Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями

Таким образом, можно сделать вывод, семья и школа – два важнейших социальных института в развитии и социализации ребенка, поэтому грамотная организация взаимодействия семьи и школы поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения возникающих трудностей в воспитании и образовании благополучной личности в семье и школе. В инновационных формах взаимодействия заложены мощнейшие воспитательные возможности, что может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение ко всему образовательному процессу в целом, к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса, в частности.

Список используемых источников

1.       Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34. С. 37–41.

2.       Кощиенко И.В. «Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема». Проблемы педагогики и психологии 2011   №1  С.4.

3.            Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. С. 37-52.

4.       Прокудин Ю. П., Миленко Е. А. Технология профессионального сотрудничества как фактор повышения качества образования. /Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (с междунар. участием); М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина» /отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 252-255.

5.       Сластенин В.А. Дидактика.   М.: Академия, 2004.  144 с.

6.       Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель».  Волгoград, 2004.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.