Мастер-класс «Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Шахматова Ю.Н.,
Воспитатель высшей категории
МДОАУ «Детский сад № 118 г. Орска»
Мастер - класс
Сл. 1. "Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста"
Сл. 2. «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»1.
К.С.Станиславский
Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим.
По мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, развития речи дошкольников, они во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Сл. 3. В повседневной жизни детского сада используются различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска), марионеточный, книжка-театр, театр масок и др.
Сл. 4. Я же хочу рассказать, о сложном и в то же время очень интересном - о теневом театре.
Театр теней – древний театр. С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при свете масляной лампы.
Тень - довольно пластичный материал для произведений искусства, которые не нуждаются в изготовлении. Его не нужно искать, им невозможно испачкать руки, как глиной или краской. За ним можно спрятать своё лицо, как за маской, и не только лицо - всю свою личность.
Сл.5. Существует несколько разновидностей теневого театра: кукольный театр теней, теневой театр рук, театр тела человека, книга «Театр теней».
Конечно же в самом начале мы увлеклись кукольным театром теней. Но вскоре, после занятий кукольным теневым театром, я заметила, что мои ребята с огромным интересом стали играть с тенью руками.
Это стало для меня причиной посмотреть на теневой театр с другой стороны и стимулом для изучения особенностей теневого театра рук и пальцев.
Помните, как в детстве вы сплетали из пальцев затейливые фигуры, и на стене появлялись "живые" существа: собака, лошадка, сказочный дракон, змея, птица?
Кстати, современные исследования показывают, что наш мозг рассматривает нашу тень как продолжение тела. Тень всегда под рукой, где бы вы ни были. Материал теневого театра настолько прост, что с его помощью можно показать любой предмет, стоит только изучить его тень и задействовать её в спектакле. Визуальные свойства и возможности театра теней дополняются текстом, шумовыми и музыкальными звуками. Вот в этом-то его универсальность.
Сл.6. Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития.
Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, помогает ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.
Прежде чем "оживлять" тень, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. Сл.7. Придумывая сценарий и играя представления, дети развивают фантазию, память, мышление, речь.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Всё выше сказанное дает основание утверждать, что участие в представлениях теневого театра Сл. 7. повышает и эффективность коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Сл.8. Новизной и своеобразием (инновацией) стало то, что вся работа с по театрализованной деятельности была построена в нетрадиционной форме работы с детьми. А именно, через проектную деятельность, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. Также были использованы игровые технологии, кейс- технология и технология «Лэпбук».
Сл.9. Для того чтобы повысить познавательный интерес детей к теневому театру рук, был создан проект «Теневой театр рук «Умелые ручки». Реализовывался проект через основной вид деятельности дошкольников: игру. Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Я использовала в своей работе развивающие пальчиковые игры с сюжетом, малоподвижные игры, настольно - дидактические игры.
Сл. 10. Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает развитию творческой активности детей. Так, были созданы две книги для детей «Умелые ручки» с подробным описанием и изображением фигур теневого театра рук, где каждый ребенок может попробовать показать что-то самостоятельно, пользуясь ими и возможно придумать что-то свое, а так же картотека малоподвижных игр и картотека пальчиковых игр.
Сл.11, 12. Игровой кейс «Теневой театр рук», в котором собраны фото «Виды театра теней», картотека фигур теневого театра рук, дидактические игры «Театральное лото», «Найди пару», «Чья тень?», пазл «Теневой театр рук». Данный материал использовался как на занятиях, так и при организации самостоятельной деятельности.
Сл. 13. Знакомство с теневым театром лучше начинать с более простых образов, постепенно усложняя комбинации. Силуэты для можно выбирать самые разнообразные, в зависимости от сюжета вашего спектакля. Самыми распространенными являются силуэты животных; также при помощи рук возможно изобразить человеческие фигуры, растения и различные предметы. При этом можно предоставить ребенку возможность самому называть персонажи или предметы, которые он видит.
Чтобы было интересно выполнять упражнения, можно придумать какой-либо игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок или подобрать пальчиковую игру с необходимыми персонажами. Сл.14, 15.
А сейчас, я хочу вам предложить поиграть со мною в пальчиковые игры и, одновременно, научится показывать несколько фигур теневого театра. Игры я думаю всем хорошо известные:
«Апельсин»
Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа, (Из пальцев делаем « ежа»)
Эта долька для чижа, (Показываем крылья «птицы»,сложив кисти рук)
Эта долька для утят, (Из пальцев сделать « утёнка»)
Эта долька для котят, (Из пальцев сделать «котёнка»)
Эта долька для бобра (Из пальцев сделать «бобра»)
Ну, а волку – кожура. (Из пальцев сделать «волка»)
Он сердит на нас – беда! (Складываем руки домиком)
В домик прячемся – сюда!
« Ириска от киски»
В гости к нам явилась киска. | | Из пальцев “сделать” “киску”. |
Всем дает она ириски: | | Указательным пальцем правой руки “положить” на подушечки пальцев левой руки “ириски”. |
Мишке, лебедю, жуку. | | Из пальцев “сделать” указанных в тексте “персонажей”. |
Рады, рады все гостинцам! | | Из обоих кулаков одновременно и энергично “выбросить” пальцы. |
Это видим мы по лицам. | | Показать раскрытые ладони. |
Все захлопали в ладошки. | | Хлопать в ладоши. |
Побежали в гости к кошке. | | Пальцами “пробежаться” по столу. |
Для формирования и закрепления двигательных умений рук и пальцев, можно использовать малоподвижные игры «Море волнуется…», «Ровным кругом друг за другом…» и т.д. На первоначальном этапе воспитатель может сам показывать детям движения, в дальнейшем – выбирает кого – либо из детей. Если, ребенок затрудняется в изображении фигур, необходимо оказать ему помощь: взять его руки в свои и выполнить необходимые действия. Сл.16,17.
Сл.18.
Следующий этап – это знакомство с тенью. Детям очень не терпится изобразить своего героя, к сожалению, размер ширмы для теневого театра не позволяет разместить всех желающих. Поэтому на этом этапе можно использовать не только ширму, но и заниматься на стене в солнечный день.
С начала дети должны привыкнуть к тени: во-первых, увидеть ее, во-вторых, следить за изменением тени в процессе выполнения каких-либо движений. Сл. 19.
Затем, как только дети научатся управлять тенью, начинаем с ней играть. Каждый создаваемый образ можно сопровождать небольшим стихотворением. На данном этапе я использовала уже знакомые детям игровые сюжеты и пальчиковые игры. Это очень трудный этап, т.к. детям очень сложно научиться одновременно управлять тенью и обыгрывать её. Сл. 20.
Также желательно изображать взаимодействие между персонажами: как они реагируют друг на друга, разговаривают, перемещаются в пространстве. Сл.21,22.
Спектакль будет более увлекательным, если при помощи персонажей рассказать сказку или басню, в которых присутствует небольшое количество героев.
Сказки могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному овладению теневым театром. Дети очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого, могут стать авторами новых игровых и творческих сюжетов.
Сл. 23. Так, мы с ребятами придумали, как рассказать русские народные сказки руками. Наши идеи воплотись в книгах «Умелые ручки»: «Репка», «Колобок», «Заяц хваста». Эти книги содержат в себе не только сказки и иллюстрации, но картинки с фигурами театра теней, подобранные соответственно сюжету. Такой метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с книгами.
Сл. 24. Так же, был создан Лэпбук «Театр теней», который содержит в себе обобщающий материал не только о всех видах теневого театра, но о правилах поведения в театре:
1. Кармашки с восклицательными знаками «Как правильно вести себя в театре»;
2. В кармашке с вопросом спрятана книжка – малышка с загадками и отгадками о театре;
3. В кармашке «Собери картинку» находятся пазлы, каждая из трёх картинок соответствует одному из видов теневого театра;
4. Виды театра теней в картинках;
5. Лото «Театр теней» закрепляет представления детей о видах теневого театра;
6. Домино «Заюшкина избушка» создано на основе кукольного театра теней;
7. Дидактическая игра «Угадай сказку по тени»;
8. «Покажи сказку» - можно показать любую русскую народную сказку с помощью теневых кукол и ширмы;
9. Дидактическая игра «Соедини правильно», представляет собой вращающиеся круги, на которых нужно соединить фигуру руки, тень и предмет.
Лэпбук «Театр теней» использовался для того, чтобы закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем.
Это стало ещё одной инновацией в проекте - технология «Лэпбук».
Чтобы поддержать интерес детей, в проект были вовлечены родители. Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами через активное и непосредственное участие в мероприятиях, привлекая к созданию и обогащению развивающей предметно - пространственной среды.
А использование современных информационных технологий сделало проект ярким, запоминающимся, интересным для ребят, так как применение ИКТ в детском саду привлекает внимание дошкольников и помогает решать образовательные задачи.
Н а завершающем этапе проектной деятельности мы подготовили спектакль для родителей «Рукавичка» по мотивам украинской народной сказки в обработке Олеси Емельяновой. Сл. 25.
Сл. 26. Совсем недавно появился новый вид теневого театра – книга «Театр теней». Автором проекта «Театр теней» и создателем серии книжек - раскладушек для теневых спектаклей по мотивам классических сказок стала Наталья Андреева.
По задумке автора такую книжку-раскладушку, можно просто поставить на стол, подсветить фонариком – и готово! Можно светить на книжку фонариком так, чтобы тени «гуляли» по стене. А можно смотреть лежа. Положить фонарик на живот – и тени будут на потолке.
Сл. 27. Как «читать» книгу теней? Можно рассказывать сказку своими словами или читать текст. Можно читать по ролям. Ещё Наталья Андреева предлагает послушать бесплатные аудиосказки, размещённые на сайте: Театр теней – волшебные книги для детей.
Сл. 28. В нашей группе совсем недавно тоже появилась такая необычная книга - книга театр теней «Красная Шапочка», созданная при помощи родителей.
Пользователь удален
Кияйкина Наталья Федоровна
Богданова Елена Сергеевна