Формирование социального опыта детей дошкольного возраста в ходе театрализованной деятельности
Формирование социального опыта детей дошкольного возраста в ходе театрализованной деятельности
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, поскольку развитие социального опыта в дошкольном детстве составляет одну из важных задач дошкольного образования. Основы социального опыта закладываются и формируются в детстве.
Ключевые слова: дошкольники, социальный опыт, дети, театрализованная игра.
Актуальность исследования определяется тем, что развитие социального опыта в дошкольном детстве составляет одну из актуальных проблем теории и практики дошкольного образования. Основы социального опыта закладываются и формируются в детстве. В дошкольном возрасте детстве закладываются такие качества как умение устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, общительность, умение находить общий язык с другими людьми, понимание правил поведения в социуме.
По мнению ряда специалистов (А.А. Бурлаков, О.П. Дегтярева, О.Н. Коган, М.Э. Вайнер, Е.А. Смирнова), именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления первоначального социального опыта.
Развитие социального опыта обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
В этой связи перед психолого-педагогической наукой и практикой встают вопросы теоретического обоснования и практического использования эффективных форм и методов образовательного воздействия на развитие социального опыта детей в системе дошкольного обучения и воспитания.
Анализ работ Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, Л.С. Выготского, Л.В. Коломийченко Н.Ф. Головановой, В.А. Никитина позволяет сделать вывод о том, что социальное развитие дошкольника - это усвоение им традиций культуры, общества, среды, в которой ребенок растет, формирование его ценностей, навыков общения.
Социальный опыт представляет собой знания о социальных нормах и правилах, которые приобретаются ребенком в ходе деятельности, практических действий, взаимодействия с людьми, в процессе наблюдений, переживаний и впечатлений. Он является результатом освоения ребенком в доступных ему формах окружающей социальной действительности и проявляется в поступках ребенка, в его эмоциях. Социальный опыт дошкольников может выступать способом познания социальной действительности, он основан на его непосредственном, чувственном практическом освоении. Социальный опыт включает информационно-ориентационный, мотивационно-потребностный и деятельностный компоненты.
В ходе анализа работ по дошкольной педагогике (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.) было выяснено, что игра выступает ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и является школой социального развития. В ходе игры дети постигают социальный опыт, мир взаимоотношений, учатся взаимодействовать, сотрудничать подчиняться правилам, вступать в различные роли.
В структуре игры выделяют следующие компоненты: тема игры, сюжет игры, игровая роль, содержание игры, ролевые отношения и игровое пространство. В дошкольной педагогике представлена следующая классификация игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные.
Театрализованная игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений, межличностных взаимодействий.
Театрализованная игра обладает значительным социально-педагогическим потенциалом, который заключается в социальном опыте старших поколений и реализуется в процессе игровой деятельности с помощью таких механизмов социализации, как идентификация со взрослыми и подражание их ролевому функционированию (сюжетно-бытовому, профессиональному, досуговому), в том числе оперированию необходимыми для этого вещами.
Для организации театрализованной игровой деятельности детей дошкольного возраста была разработана система занятий, включающая серию театрализованных игр.
Цель: создание игрового пространства для обеспечения усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные.
Задачи:
- развитие эмоциональной и познавательной сфер, навыков произвольной регуляции поведения;
- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, доверия, группового сотрудничества;
- побудить детей их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к формированию собственных ценностных ориентаций;
- учить детей анализировать свое поведение с точки зрения соблюдения правил и норм, принятых в обществе;
- учить детей решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- развить творческие способности и воображение, способствовать самовыражению детей в театрализованной деятельности.
Были отобраны произведения социального содержания для формирования социального опыта путем театрализованных игр. Каждое произведение мы прочитывали детям, обсуждали его.
Мы провели театрализованную игру по мотивам корейской сказки «Братья». Мы также использовали карты Проппа.
Инсценировке предшествовала беседа на нравственную тему и знание социальных норм поведения:
- Почему старший сын Чан Мо не покинул своих родителей, когда они стали престарелыми? (потому что так принято заботиться о своих родителях)
- Расскажите, а как вы заботитесь о своих родителях?
- Расскажите о том, как жили братья (им было трудно, жили бедно, но помогали друг другу).
- Что решил сделать однажды старший брат Чан Мо, когда пересчитал свои мешки с рисом? (решил отнести мешок с рисом брату, да так, чтобы тот не догадался).
- Что обнаружил Чан Мо, когда отнес мешок Чан Су? (что дома остались все 10 мешков).
- А почему так произошло? (младший брат тоже отнес ему ночью мешок с рисом).
- Как встретились братья ночью? (встретили друг друга и обрадовались, обнялись).
- Как бы считаете, хорошо ли поступили братья? (да, помогают друг другу)
- Какой пословицей заканчивается сказка? (Братская любовь и дружба любую ношу делают лёгкой).
В ходе этой беседы мы стремились к расширению социального опыта детей. Так, дошкольники задумались о том, что нужно будет заботиться о родителях, когда они станут старенькими, как это делали братья из сказки «Братья».
Мы помогли детям распределить главные роли: старший брат и младший брат. Второстепенные роли – родители, жены.
Для этой сказки дети соорудили два домика, в одном доме жил старший брат Чан Мо, в другом младший брат Чан Су со своими семьями. Для игры дети подготовили и реквизит: мешки с рисом (сумки и пакеты).
Дети разыграли сказку, несколько раз перетаскивали мешки, пока в третий раз не встретились на дороге. Те дети, которые были зрителями, поменялись с артистами местами и стали повторять сказку.
В процессе разыгрывания ролей, дети учились помогать друг другу, как братья. Сказка помогла им осознать и получить социальный опыт помощи друг другу, заботы о родителях.
В процессе театрализованной деятельности мы создавали различные ситуации, в которых детям приходилось делать моральный выбор, взаимодействовать с другими детьми. Например, при проведении театрализованной игры по мотивам русской народной сказки «Лиса и кувшин» мы создали ситуацию «мы идем в гости». Мы спрашивали детей:
- Что говорить в гостях?
- Как себя вести в гостях?
- Стоил ли отказываться от угощения?
Дети, выполняя различные социальные роли (хозяин и гость), учились гостеприимству. В ходе игры, когда дети приходили друг в другу в гости, мы задавали детям вопросы:
- Чем угощать гостей?
- Нужно ли давать гостям свои игрушки?
- Можно ли забрать чужую игрушку домой к себе? А попросить можно?
В результате проведенной работы по развитию социального опыта дошкольников средствами театрализованной игры был сделан вывод о том, что при грамотном руководстве по предложенной программе театрализованные игры помогают расширять социальный опыт ребенка, учат его взаимодействовать с социальным окружением, соблюдать социальные нормы, проявлять дружелюбие, терпимость, уважительное отношение ко взрослым и сверстникам.
Список литературы
Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 20 – 26.
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – Москва : Институт практической психологии, 2012. – 384 с.
Малышева О.А. Социальное развитие дошкольников / О.А. Малышева, И.А. Килина // Дошкольная педагогика. – 2012. – №8. – С.28
Приходько Наталья Владимировна