Мастер–класс на тему «Ориентирование на местности в автономных условиях» (6–7 класс)
Мастер – класс на тему «ориентирование на местности в автономных условиях»
Цель: уметь ориентироваться на местности без карты и определять стороны горизонта наиболее распространенными способами
Программа дополнительного образования: Школа безопасности
Аудитория: учащиеся 6-7 класса
Место проведения: Кабинет, школьный участок
Материальное обеспечение: Компьютер, проектор, компасы по количеству учащихся, карточки с заданием
Время проведения:
Действия учителя |
Действия учащихся |
|
Объяснение сущности ориентирования |
Объяснение сущности ориентирования целесообразно начать с примера. Человек пошел в лес собирать грибы, увлекся этим занятием, но, когда нужно было возвращаться, оказалось, что он не знает, где находится, в какую сторону идти, не может определить стороны горизонта, местоположение знакомых населенных пунктов и дорог. Человек заблудился, или, как говорят военные, потерял ориентировку. В боевых условиях разведчик или связной, потерявший ориентировку, не будет знать местоположение своих войск и войск противника. Даже временная потеря ориентировки ставит под угрозу своевременное выполнение боевой задачи. Поэтому умение быстро и безошибочно ориентироваться на незнакомой местности в любых условиях, днем и ночью, является важным умением любого человека. |
|
Устройство компаса |
Определение сторон горизонта чаще всего осуществляется по компасу. Компас состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка. Круговая шкала (лимб) разделена на 120 делений. Цена деления 30 . |
Просмотр мультфильма «Почему компас показывает на север?» серии «Формула ума». |
Определение сторон горизонта по компасу |
Порядок работы с компасом |
Держа компас в горизонтальном положении правой рукой на уровне подбородка и выждав, когда магнитная стрелка успокоится, повернуться лицом к северу. Левой рукой вращать крышку компаса, совмещая нулевое деление шкалы с северным концом магнитной стрелки. |
В дальнейшем, руководитель ставит задачу учащимся самостоятельно при помощи компаса определить направление на север. |
Выполняют ориентирование компаса но север. |
|
Преподаватель переводит учащихся на следующее рабочее место. Где –то в середине пути он останавливает учащихся снова ставит задачу определить направление на север |
Выполняют задание и определяют направление на север по компасу. |
|
Азимут |
Азимут – горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления до направления на предмет (ориентир). |
Определяют азимут по карточкам с заданиями (Приложение 1). |
Определение азимута на местные предметы |
Преподаватель показывает, как определяется азимут. Показ сопровождает объяснением. |
Учащиеся повторяют приемы с компасом. |
Определение предмета по азимуту. |
Преподаватель отмечает, что на практике приходится выполнять и обратную задачу: по указанному азимуту определять направление на местности. |
Обучаемый выполняет задачу. Преподаватель дает обучаемому азимут, по которому учащийся определяет направление и докладывает. Например: «Отдельное дерево на берегу реки». |
Приложение 1.
В точке А ставится компас и измеряется азимут от А до Б, от Б до В и от В до Г.