12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Юлия604
Россия, Ярославская обл., Тутаев

Мастер – класс на тему «ориентирование на местности в автономных условиях»

Цель: уметь ориентироваться на местности без карты и определять стороны горизонта наиболее распространенными способами

Программа дополнительного образования: Школа безопасности

Аудитория: учащиеся 6-7 класса

Место проведения: Кабинет, школьный участок

Материальное обеспечение: Компьютер, проектор, компасы по количеству учащихся, карточки с заданием

Время проведения:

 

Действия учителя

Действия учащихся

Объяснение сущности ориентирования

Объяснение сущности ориентирования целесообразно начать с примера. Человек пошел в лес собирать грибы, увлекся этим занятием, но, когда нужно было возвращаться, оказалось, что он не знает, где находится, в какую сторону идти, не может определить стороны горизонта, местоположение знакомых населенных пунктов и дорог. Человек заблудился, или, как говорят военные, потерял ориентировку.

В боевых условиях разведчик или связной, потерявший ориентировку, не будет знать местоположение своих войск и войск противника. Даже временная потеря ориентировки ставит под угрозу своевременное выполнение боевой задачи.

Поэтому умение быстро и безошибочно ориентироваться на незнакомой местности в любых условиях, днем и ночью, является важным умением любого человека.

Устройство компаса

Определение сторон горизонта чаще всего осуществляется по компасу.

Компас состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка.

Круговая шкала (лимб) разделена на 120 делений. Цена деления 30 .

Просмотр мультфильма «Почему компас показывает на север?» серии «Формула ума».

Определение сторон горизонта по компасу

Порядок работы с компасом

Держа компас в горизонтальном положении правой рукой на уровне подбородка и выждав, когда магнитная стрелка успокоится, повернуться лицом к северу.

Левой рукой вращать крышку компаса, совмещая нулевое деление шкалы с северным концом магнитной стрелки.

В дальнейшем, руководитель ставит задачу учащимся самостоятельно при помощи компаса определить направление на север.

Выполняют ориентирование компаса но север.

Преподаватель переводит учащихся на следующее рабочее место. Где –то в середине пути он останавливает учащихся снова ставит задачу определить направление на север

Выполняют задание и определяют направление на север по компасу.

Азимут

Азимут – горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления до направления на предмет (ориентир).

Определяют азимут по карточкам с заданиями (Приложение 1).

Определение азимута на местные предметы

Преподаватель показывает, как определяется азимут. Показ сопровождает объяснением.

Учащиеся повторяют приемы с компасом.

Определение предмета по азимуту.

Преподаватель отмечает, что на практике приходится выполнять и обратную задачу: по указанному азимуту определять направление на местности.

Обучаемый выполняет задачу. Преподаватель дает обучаемому азимут, по которому учащийся определяет направление и докладывает. Например: «Отдельное дерево на берегу реки».

Приложение 1.

В точке А ставится компас и измеряется азимут от А до Б, от Б до В и от В до Г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.