12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яшина Ольга Валерьевна76
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Мастер - класс: Развитие критического мышления у обучающихся с ОВЗ: миф или реальность?

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга












МАСТЕР - КЛАСС

Развитие критического мышления у обучающихся с ОВЗ:

миф или реальность?









Яшина Ольга Валерьевна,

учитель высшей квалификационной категории







Санкт-Петербург

2020 г.

Добрый день Уважаемые члены жюри, коллеги и участники фокус – группы. Я рада приветствовать вас на своем мастер – классе: «Развитие критического мышления у обучающихся с ОВЗ: миф или реальность?»

Я попрошу своих помощников, внимательно посмотреть на тему и заполнить 1 и 2 колонку в таблице «Знаю, хочу узнать…»

Итак, развитие критического мышления у обучающихся с ОВЗ: миф или реальность?

Риторический вопрос, неправда ли? Но для меня, как для учителя детей с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) он не стоит.

Эффективные методы и приемы технологии развития критического мышления

Знаково – символический метод;

Морфемный разбор исторического понятия;

Активные приемы ТРКМ

позволяют мне добиться положительных результатов обучения. Мои ученики

учатся думать критически, а именно:

Ставят перед собой вопросы;

Ищут на поставленные вопросы ответы;

Вскрывают причины и последствия различных исторических

фактов, т.е. не присваивают «готовое» знание, а конструируют свое, которое рождается в процессе обучения.

Можно и нужно уделять особое внимание развитию мыслительных процессов и операций у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Используя адаптированные приемы и стратегии технологии развития критического мышления во многом способствуют развитию мышления обучающихся, а именно: выделять причинно-следственные связи; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять главное в предъявляемом материале; ненужную или неверную информацию; делать выводы; вести анализ и сравнение; ставить вопросы; способности к творческой переработке информации.

Цель моего мастер-класса, раскрыть возможности применения методов и приемов технологии развития критического мышления при обучении детей с ОВЗ

Постараюсь, чтобы наше взаимодействие было плодотворным, интересным, а самое главное практически полезным не только для моих коллег, но и коллег из массовых школ.

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

Итак, в начале мастер – класса, я попросила своих помощников, внимательно прочитать тему и заполнить первые две колонки в таблице: а что я знаю по данной теме, а что я хочу узнать…

Как вы думаете, для чего используется данный прием? Для актуализации знаний, для мотивации и стимулирования интереса к получению новой информации.

Данный прием, дает возможность проследить целеустремленность ученика в процессе урока, его заинтересованность, желание добыть знания, находящиеся не на поверхности «на» блюдечке, а изложенные в ходе урока.

Как правило, данный прием используется в начале урока перед изучением нового материала, а в конце урока заполняя третью колонку Таблицы ЗХУ, учитель может оценить предметный результат по изученной теме каждого ученика.

Заинтересовать предметом, привлечь внимание учеников, помогает Знаково – символический метод:

Например, в 7 классе на уроке истории при изучении темы «Сыновья князя Святослава», используя логическую схему. В процессе изучения нового материала доходчиво и понятно можно объяснить, почему не Ярополк в итоге стал Киевским князем, а его младший брат Владимир. Эти события рассказывают о первой усобицы между Рюриковичами, которая в последствии приведет к феодальной раздробленности.

Данный прием является универсальным, т.к. его можно использовать любом этапе урока, и разных предметах.

Так, например, на уроке изучения нового материала я делю учеников на группы, раздаю небольшой исторический текст, с помощью которого ученики составляют схему. Затем представители от групп поясняют ее. Такой метод, позволяет смоделировать историческое события, совместно с одноклассниками осуществить поиск решения проблемы, а полученный результат изобразить схематично, при помощи знаков и символов.

На этапе закрепления, а также при проверке домашнего задания, ученикам предлагается последовательно рассказать об историческом событии т.е. с опорой на схему, выстроить логическую цепь рассуждения пояснив его причины и итоги.

А сейчас, я продемонстрирую другой способ использования логической схемы. (см. приложение 1)

Не зная исторического события, составить рассказ по схеме соблюдая правила:

Объяснение схемы начинаем сверху вниз.

Затем, как вы видите, события пронумерованы, поэтому нужно выстроить логическую цепь рассуждения начиная с цифры 1.

А в конце своего рассказа сделать вывод.

Визуализация исторического материала, позволяет ученику легче запомнить исторические события, проследить причинно – следственные связи, осмыслить историческое событие, а работая в группе развить жизненно важные коммуникативные навыки.

Инсерт.

При изучении истории, активно использую прием инсерт технологии развития критического мышления. Инсерт - это прием работы с текстом и получения новой информации. Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то приём Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Я предлагаю, своим помощникам прочитать текст и промаркировать его.

Данный прием можно использовать на разных этапах урока:

На этапе вызова

- мы актуализируем ранее полученные знания; маркер «Я это знаю»

На этапе осмысления

- повторно читаем текст, переносим какие – то тезисы из одной колонки в другую

На этапе рефлексии

Обсуждаем записи, внесенные в таблицу, анализируем их, и путь от старого к новому, становится более наглядным и понятным.

Как вы думаете, что дает метод активного чтения для обучающихся?

- сохранить интерес к теме

- проработать большой пласт исторического материала

- выделять главное в тексте и формулировать тезисы

Изначально ребятам можно предложить небольшой текст, чтобы ребята привыкли к изобилию значков. И выделенные тезисы не выписывать в таблицу с соответствующими маркерами, а просто проговаривать. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

Работа с текстом, может проводится как индивидуально, так и в парах или группах. Если текст большой, то рекомендуется групповая работа.

Морфемный анализ слов:

Преподавание истории невозможно без использования и усвоения учащимися специальных исторических терминов и понятий.

Большую часть исторических терминов адаптирую для понимания учениками, т.е. упрощаю формулировки. Но некоторые термины, ребята могут объяснить самостоятельно при помощи морфемного разбора слова.

Например, для фокус группы

- Самозванец, два корня сам, званец соединительная о, т.е. сам присвоил себе чужое имя;

- Самодержец, два корня, сам, держ, соединительная о, т.е. сам держит власть. Царь, имеющий неограниченную власть;

- Капиталист, корень капитал, т.е. человек имеющий капитал.

Соотнесите, исторические термины с изображениями исторических персонажей.

Иван Васильевич Грозный с 1533 первый венчанный царь всея Руси

Григорий Отрепьев – Лжедмитрий 1, н.17 века. Беглый монах из Чудского монастыря (1365 г Подмосковье)

Павел Михайлович Третьяков сер 19 века, меценат, промышленник из купеческой семьи. Основатель Третьяковской галереи. Москвич.

Данный прием, позволяет использовать знания, полученные на уроках русского языка и применять их в пояснении исторических терминов.


Кубик Блума.

Американский ученый, психолог Бенджамин Блум, разработал известный всем прием развития критического мышления, «Ромашка Блума». С помощью данного приема ученики учатся задавать разные вопросы. Данный прием, был адаптирован для детей с умственной отсталость – «Кубик Блума». На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.

Например, в 7 классе после изучения темы «Восточные славяне», в начале следующего урока играем с учениками в игру с использованием «Кубика Блума». Возможны следующие вопросы: почему восточные славяне селились по берегам рек; объясни, как из собирательства возникло земледелие; назови основные занятия восточных славян и др.

А сейчас я предлагаю моим помощникам немного поиграть. И темой для формулировки вопросов, будет Крестьянская реформа 1861г.

Назови, какая реформа была принята в 1861 году в России?

Объясни, как ты рассчитал сумму выкупного платежа?

Почему крестьянин стал свободным?

А сейчас, я предлагаю вам заполнить последнюю колонку в таблице.

Вышеизложенные приемы только малая часть инновационных методов, которые могут быть использованы в современной школе. Внедрение инновационных педагогических методов и приемов, разнообразных форм обучения позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

Доктора педагогических наук, Михаила Владимировича Кларина. Он определил, что инновации – это не просто создание новшеств, но и такие перемены, которые носят существенный характер и сопровождаются изменениями в образе деятельности, в стиле мышления. Инновационными следует считать подходы, преобразующие характер обучения в отношении таких существенных свойств как целевая ориентация, характер взаимодействия учителя и ученика, их позиций в ходе обучения.

Приложение 1

t1628950968aa.png



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.