12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Большанина Татьяна Юрьевна50

ВНЕУРОЧНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬЕОСТЬ

«Основы православной культуры»

3 класс

Тема занятия: С чем связаны главные православные праздники? Покров Пресвятой Богородицы.

Цель занятия: знакомство с православным праздником Покров Пресвятой Богородицы, праздничной иконой; развитие кругозора, рассуждать; формирование интереса к православной культуре.

Оборудование: презентация, аудиозаписи.

Ход занятия

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, дни нашей жизни делятся на будни и праздники. Будни отданы?.. (Труду). У вас - это учеба. А праздники? (Отдыху).

- Какие праздники отмечают в вашей семье?

- Есть праздники государственные. Какие вы знаете?

- А есть церковные праздники. Какие вам известны?

- Как вы думаете, есть ли разница в том, как отмечают их люди? Расскажите о том, что вам об этом известно.

- Послушайте стихотворение, которое называется «Осень. Покров». Подумайте, о чем оно?

Слякоть пусть и бездорожье –

Не скучай, потупя взор!

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор!

От всего на свете злого

Лес, и поле, и дома –

Укрывает всех Покровом

Богородица сама! (Рутенин)

- О чем же говорится в этом стихотворении? (О том, что не надо ничего бояться, потому что Богородица всегда защитит нас, если мы поверим в ее святую помощь).

III. Определение темы занятия, постановка цели.  

- Знаете ли вы,  какой православный праздник имеет отношение к тому, что описано в стихотворении? (Праздник Покров Пресвятой Богородицы)

- Когда его отмечает Православная Церковь? (14 октября)

Попробуйте сами сформулировать тему занятия.

О чем бы вы хотели сегодня узнать? Определите цель.

- На многие из ваших вопросов мы постараемся ответить. Вы  узнаете историю возникновения праздника, познакомитесь с житиями святых, праздничной иконой,  православными храмами, а также услышите праздничные песнопения, которые звучат 14 октября в каждом православном храме.   

- Как достичь поставленной цели? (слушать учителя, одноклассников, работать с книгой, словарями…)

IV. Открытие нового знания. 

- Как вы думаете, почему праздник Покров Пресвятой Богородицы так называется? Что значит «покров»? (Это то, чем покрывают что-нибудь)

- Каким же образом слово «покров» связано с названием праздника?

-  14 октября, в день, когда Православная Церковь отмечает Покров Божией Матери, мы вспоминаем, что Дева Мария покрывает нас Своим покровом, защищает нас от всяких бед.

- Традиция праздновать день Покрова Пресвятой Богородицы возникла на Руси. В середине 17 века установил этот праздник в своих Владимиро-Суздальских землях князь Андрей Боголюбский. 

- Почему его назвали Боголюбским?

- Презентация (приложение)

Послушайте, как об этом говорит мальчик, герой повести Ивана Шмелева «Лето Господне». 

               Прослушивание фрагмента аудиозаписи:

              Так вот что это – Покров! Это – там, высоко, за звездами: там – Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин говорит: «Сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим ангелом – Иван-Богословом и со ангельскими воинствами и держит над всей землей великий Покров – омофор, и освещается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся.

            А я – увижу? Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видел, довелось ему было увидеть и нам возвестить – в старинном то граде было, - чтобы не устрашились люди, а жили – радовались

           - Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом.

- Что говорит мальчик Ваня о празднике? (Он говорит, что Божия Матерь защищает всех людей Своим покровом. А еще он хочет увидеть это, но не может, и говорит, что один человек это видел)

- Кто запомнил имя этого человека?

- Да, этого человека звали Андрей, в детстве он попал в плен, но ему повезло: его хозяином оказался добрый человек, он воспитал Андрея как своего сына, в вере. Когда мальчик вырос, он принял подвиг юродства. Кого называют юродивыми, или блаженными? (Это люди, которые притворялись безумными, а на самом деле обличали грехи людей, молились за людей, вели тайную церковную жизнь)

Таким был и святой Андрей: жил он подаянием, по ночам молился за тех, кто гнал его днем. Однажды холодной зимой Андрей замерз в снегу, но не умер, а был перенесен в рай, где видел Самого Господа и многих святых. Не увидел он только Пресвятой Богородицы, оказалось, что Она ушла на землю помогать людям. Вскоре святой был возвращен на землю и увидел Богородицу не на небе, а на земле. Было это так.


 

- В день Покрова Пресвятой Богородицы перед иконой Святая Церковь молит Царицу Небесную покрыть православных христиан «омофором  (покровом) милости» Своей. Показ иконы – 14 слайд.

Давайте рассмотрим икону Покрова Божией Матери. Что вы на ней видите? (На иконе изображен храм, в нем люди, а над ними Божия Матерь)

- Рассмотрите человека в простой одежде, босиком. Это святой Андрей, а рядом с ним его ученик Епифаний. В центре иконы стоит диакон. Что делает этот человек? (Он помогает священнику совершать службу)

- Диакона зовут Роман Сладкопевец. Сейчас я вам расскажу его житие, а вы подумайте, почему он изображен на этой иконе.

         Святой Роман прислуживал в церкви. Хотя он был молод и неграмотен, патриарх назначил ему такое жалованье, как и другим служителям, а им это не понравилось, они решили подшутить над святым. Однажды во время службы схватили они Преподобного (монах, достигший святости) и, поставив посреди церкви, предложили пропеть песнопения. Подвергшийся такому оскорблению, совсем не умевший петь, Роман горько заплакал. После службы он долго молился перед образом Богородицы, прося Ее помощи. После этого Роман заснул, и во сне ему явилась Пресвятая Дева. Она вручила ему маленький свиток и велела проглотить. Когда преподобный Роман проснулся, то почувствовал, что научился грамоте и пению. Обрадованный Роман поблагодарил Богородицу за Ее дар и поспешил в церковь. Роман смело вышел вперед и запел праздничное песнопение Рождества. Потом патриарх рукоположил святого Романа в диакона. С тех пор Роман написал множество песнопений, которые и сейчас поются в церкви.

- Теперь ответьте на вопрос: почему преподобный Роман изображен на иконе? (Потому что Божия Матерь Своим покровом защитила его от насмешек)

А почему его назвали Сладкопевец?

- В праздник перед иконой Покрова Божией Матери священнослужители и люди, пришедшие в храм на Богослужение, поют, слушают кондак, тропарь и величание празднику. И кондак, и тропарь, и величание – праздничные небольшие песнопения. В чем же их отличия? Прочитаем информационные статьи.

1 группа ищет значение слова тропарь,

2 группа – кондак,

3 группа – величание.

- Давайте послушаем. Слушание аудиозаписи.

- Что вы можете сказать о церковном пении? Почувствовали ли разницу между светским и церковным пением?

- На Руси очень почитали праздник Покров Пресвятой Богородицы, в честь него писались не только иконы, но и строились храмы, монастыри. Знаете ли вы такие храмы?

V. Закрепление изученного материала. Викторина.

Страна, в которой более всего утвердился праздник Покров Пресвятой Богородицы? (Россия)

Тяжелое испытание, которому подвергся Константинополь, когда случилось чудесное видение? (Война)

      В каком месяце празднуют Покров Пресвятой Богородицы? (Октябрь)

Как называется покрывало, которым Богородица защищает нас от бед? (Омофор)

     Кто вместе со святым Андреем увидел Пресвятую Богородицу, покрывающую своим омофором народ? (Епифаний)

      Как назвали святого Романа, которому Богородица помогла научиться чудесному исполнению церковных песнопений? (Сладкопевец)

      Как звали князя, который основал первый на Руси храм Покрова Божией Матери? (Андрей)

   

VI. Итог занятия.

- О чем мы говорили на занятии? Достигли поставленной цели?

- Что вам запомнилось? Что заинтересовало?

- Оказалось ли занятие полезным для вас?

- А кто-нибудь знает, какое природное явление бывает на Покров? Некоторые люди связывают суть праздника именно с выпадением снега. Правильно ли они думают? Как бы вы объяснили?

VII. Задания для любознательных и заинтересованных (по желанию):

1. Подготовить сообщение о храмах, монастырях, которые строились в честь этого праздника.

2. Подготовить рассказ о чудесах, сотворенных Богородицей.

3.  Найти и выучить наизусть стихотворения, в которых говорится о Покрове Пресвятой Богородицы.  

    

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Послушайте стихотворение современного поэта.

                         Покров.

Покров сегодня. Во Влахернском храме

Андрей юродивый и Епифаний,

Принесшие други благую весть.

Открылась их благочестивым взорам

Заступница с небесным омофором,

Молившаяся вместе с ними здесь.

Покров сегодня. Пусть в Константинополь,

Душой преодолев в мгновенье ока,

И я молюсь. Да будет омофор

Пречистой Девы простираться ныне

Над грешными, погрязшими в гордыне,

Рабами, сознающими позор

Своей ничтожной жизни! Век двадцатый

За отступленье на кресте распятый

Уходит. Богородица, спаси!

Не по делам, по вере, покаянью,

А также по великому стоянью

Подвижников Святой Твоей Руси!

- Подумайте, как переплетаются в этом стихотворении рассказ о событиях тысячелетней давности (о видении Андреем, Христа ради юродивым, его учеником Епифанием, Божией Матери, покрывающей своим омофором молящихся в храме людей) и размышления о нашем времени.

- Существует много рассказов о том, как Богородица спасала людей. Вот одна из них:

           Во время войны решено было отправить детей на грузовиках подальше от фронта. Чтобы машины не попали под бомбежку, ехать решили ночью. Дорога шла по лесу, и в темноте одна машина сошла с дороги, стали ее искать, но так и не нашли, а поехали дальше полем. Вдруг перед «потерявшейся» машиной возникла женщина, Она молча стояла с раскинутыми руками. Шофер выскочил из кабины, но на дороге уже никого не было. Машины тронулись, но тут же Она появилась вновь, тогда шофер вышел из кабины и прошел немного вперед – там был обрыв. Так Божия Матерь спасла детей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.