Мастер – класс: «Смыслотворчество и формирование навыков нравственно-этического оценивания на уроках химии в основной школе»
Мастер – класс: «Смыслотворчество и формирование навыков нравственно-этического оценивания на уроках химии в основной школе»
1 часть. Так как мы сегодня собрались на уроке химии, то позвольте мне начать с эксперимента. Перед вами три колбы, в которых налито химическое вещество – щелочь, это ученики, которые пришли на мой урок. Каждому на уроке я максимально пытаюсь создать условия для усвоения знаний, чтобы по окончании урока каждый обрел одинаковый объем зунов. А так ли это на самом деле? Все ли выходят с урока с одинаковым объемом учебного материала? Почему?
Далее вы видите, что рядом с каждой колбой стоит маленькая колбочка – это личные качества ученика, ведь каждый ребенок индивидуален, у него есть свои особенности. Все учебные знания преломляются так или иначе через личность ребенка. И теперь вы видите три основных модели наших учеников. В чем разница? Как сделать ситуацию одинаковой для всех?
Вывод: Если ребенок не мотивирован, у него отсутствует смысл деятельности цели собственные не совпадают с целями, которые ставит перед ним учитель, то, как бы не был подготовлен преподаватель, какие бы замечательные данные не были бы у ученика, идеального усвоения учебного материала добиться невозможно.
Итак, Целью мастер-класса является: показать способы формирования смысла и навыков нравственно-этического оценивания в основной школе.
А Эпиграфом моего сегодняшнего мастер-класса я решила сделать слова Д.И. Менделеева: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». (доска)
2 часть.
Начинается химия с 8 класса с изучения химических элементов и их названия. Сегодня вы побудете в некоторых ситуациях в роле моих учеников и попробуете себя оценить: Что будет сложно? Интересно? Непонятно?
Итак 1 задание: у вас на столе лежат карточки с рисунками – это древние обозначения химических элементов и карточки с современным обозначением и символом.
Давайте самостоятельно попробуем понять, почему данные химические символы были обозначены именно таким образом?
3 — Солнце золото; 4 — Вулкан сера; 5 — Меркурий ртуть; 6 — Луна серебро; 7 — Щит Марса железо
2 задание: можно выделить пять источников происхождения названий химических элементов:
Свойства простых веществ, образованных химическими элементами (водород - “рождающий воду”, кислород - “рождающий кислоты”).
Мифы древних греков. Например, тантал и прометий.
Географические начала - названия: государств (галлий, германий, полоний, обязательно - рутений в честь России); частей света (америций, европий); городов (гафний - в честь Копенгагена, лютеций - в честь Парижа).
Астрономические начала: селен - в честь Луны - Селены
теллур - в честь Земли, уран, нептуний, плутоний.
Имена великих ученых: кюрий, фермий, эйнштейний и, обязательно - менделевий.
Вывод: Подобного вида задания помогают формированию познавательного интереса, помогают детям найти смысл изучения науки.
Дети очень часто задают вопрос: зачем мне изучать химию – она мне не нужна? Давайте попробуем самостоятельно ответить на него уже с позиции учителя
3 часть. Из химических элементов состоят вещества (смеси), которые мы используем в повседневной жизни и даже не догадываемся об этом. Это – жидкое мыло, белизна, спирт, бензин, порох, пластмассы, сода, уксус, кофе. Они сейчас все находятся перед нами. А на доске размещены их химические формулы. Давайте попробуем соотнести данные формулы и их химические названия (названия их основных компонентов).
Жидкое мыло – щелочь – NaOH, KOH
Белизна - HClO4
Спирт – С2H5OH
Бензин – Изооктан (С8Н18)
Порох – KNO3+C+S
Пластмассы – (-СН2-СН2-)
Сода пищевая – NaHCO3
Уксусная кислота - CH3COOH
Кофе – кофеин – С8Н10N4O2
4 часть. Нравственно – этическое оценивание
А теперь давайте разделимся на две группы.
Задание каждой из групп будет следующее: необходимо за 4 минуты оценить 1 группе – плюсы – положительное влияние этих веществ на природу и развитие человеческого общества, здоровье человека, а 2 группе минусы – их отрицательное влияние по тем же аспектам.
После окончания 4 минут, кратко огласить результаты Вашей работы.
Но перед этим вернемся к эпиграфу.
Как же химическая наука связана с человеческими делами?
(ответы и выступления групп)
Основной смысл: без химии невозможно представить существование человеческого общества.
Выберите себе карточку – знак химического элемента, на котором с обратной стороны написано пожелание!