Статья «Применение ИКТ на этапе актуализации опорных знаний на уроках математики в 5 классе»

2
0
Материал опубликован 30 October 2020 в группе

Ларинцева Ольга Викторовна,

учитель математики МОУ «Беловская СОШ»,

с. Беловское, Белгородская обл.,

1 квалификационная категория.


Применение ИКТ на этапе актуализации опорных знаний на уроках математики в 5 классе.


Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо «научения правильному знанию». Происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать и формировать программный объем знаний- к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самоактуализации.

Современный урок – это урок, в результате которого открывается и создается что- то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, проект- в технологии реальной действительности. Но какие бы инновации ни вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. И от того, какой будет эта встреча, зависит многое.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок интереснее, ярче. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, что способствует лучшему запоминанию материала, повышает интерес к предмету, обеспечивает прочность знаний. Поэтому в современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно - поисковой, исследовательской деятельности. И стремиться к этому нужно уже на этапе актуализации опорных знаний.

Многие учителя полагают, что актуализация опорных знаний – это опрос. Но как отмечает М.И. Махмутов , это совсем не так. Значение самого слова «актуализация», подчеркивает он, говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти[3, с.124 ]. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, появления интереса к уроку. Кроме того в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Организовать эту работу можно различными способами: проверка знаний при помощи кроссвордов, решение примеров при угадывании слова и тому подобное.

Ученные доказали, что любой материал лучше запоминается во время игры. Ребята с удовольствием решают примеры, составляют слова, отгадывают кроссворды. К тому же в кроссворде может быть столбец с зашифрованной темой урока, что помогает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цель. Всё это легко сделать в программе PowerPoint.

В программе PowerPoint можно создавать различные эффекты анимации. Одним из таких средств является триггер. Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда. При этом анимация запускается по щелчку. Триггер в переводе с английского означает – спусковой крючок, затвор. С помощью триггера можно задать действие любому объекту. Причем последовательность этих  действий мы можем выбирать в зависимости от желания и ситуации. Открывать задание можно по мере его выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие. Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации. Приведу свой пример использования триггеров:

1. В теме «Числовые выражения. Значение числового выражения» на этапе актуализации опорных знаний можно использовать круговые примеры: ответ каждого примера является началом следующего. При наведении на пример появляется стрелка, направленная на следующий пример.

t1604044954aa.png

2. В теме «Буквенные выражения. Нахождение значения буквенного выражения» на этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается назвать буквенные выражения. На слайде представлены не только буквенные выражения, но и числовые. При нажатии на буквенное выражение, оно меняет цвет(выделяется) и остается. А если нажать на числовое выражение, то оно скроется за край слайда. В результате все буквенные выражения будут выделены. Далее по ним можно попросить ребят составить задачи и перейти к теме урока.

image.png

3. В теме «Нахождение неизвестного делимого, делителя» учащимся можно предложить вычислить примеры на умножение и деление натуральных чисел с использованием различных приемов быстрого счета. При этом ребята отвечают на вопрос: самая развитая область экономики в Коношском районе к 1935 году. При клике на каждый результат примера появляется буква.

4. В теме «Упрощение выражений», на этапе актуализации опорных знаний, проверяются знания и умения применения сочетательного свойства умножения относительно сложения и вычитания. Суть задания состоит в следующем: при решении примеров учащиеся получают ответы, каждому из которых соответствует определенная буква, из которых, в свою очередь, получается ответ на заранее поставленный вопрос.

t1604044954ac.png

5. В теме «Формула» можно предложить учащимся блок примеров на повторение предыдущих тем. Правильному решению примера соответствует буква, при клике на ответ она появляется на слайде. И в результате ребята получают формулировку темы урока и могут самостоятельно поставить цель.

image%281%29.png

6. При изучении темы «Площадь фигуры» подвести ребят к самостоятельной формулировке темы можно с помощью кроссворда, итоговым словом которого является сама тема урока. Особенностью применения триггеров в кроссвордах является то, что разгадывать кроссворд можно с любого слова.

t1604044954ae.png

7. В теме «Решение задач на применение площади прямоугольника, площади квадрата» на этапе актуализации опорных знаний можно предложить учащимся решить задачу, в которой сначала требуется найти периметр и площадь каждого из трех равных прямоугольников. После при клике на первый и третий прямоугольники происходит соединение всех фигур один за одним по коротким сторонам, и учащимся предлагается найти периметр и площадь получившегося прямоугольника. При этом проверяется знания учащихся формул периметра и площади прямоугольника.

8. В теме «Единицы измерения площади» учащимся также можно предложить кроссворд, разгадав который ребята получат одну из единиц площади—гектар. Кроссворд можно разгадывать с любого слова.

t1604044954af.png

Таким образом, применяя «горячие зоны» на слайде, мы не только «оживляем» объекты, но и «оживляем» детей, повышая их мотивацию уже на этапе актуализации опорных знаний. Пренебрежение этим этапом приведёт к отсутствию мотивации к учению, а значит, отсутствию интереса, нежеланию ребёнка работать и, как следствие, невыполнению целей урока.

Список литературы.

1.Депман И. Я, Виленкин Н. Я.«За страницами учебника математики»--М : Просвещение, 1987—288 с.

2.Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учить, свобода учиться. М.: Народное образование, 1994г., 159с.

3.Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. – 368 с. 

4.Попова Л.П., Поурочные разработки по математике к УМК Н.Я. Виленкина, М.: ВАКО, 2014г,448с.

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,Педагогика, 1998г., 256с.

6.Фотина И.В. Урок в современной школе. Математика. В.:Учитель, 2015г., 135с.

7.Использование триггеров http://www.nachalka.com





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.