Выступление «Методические приемы на этапе актуализации знаний»

2
2
Материал опубликован 17 February 2018

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ НА ЭТАПЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ (в соответствии с ФГОС)

1.

Одна из главных задач, которую должен поставить учитель на первых этапах урока, это сформировать активную позицию учащегося. Поэтому этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для открытия нового знания - это актуализация знания.

Значение самого слова «актуализация», говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, на данном уроке, т.е. вспомнить прежние знания, извлечь из личного опыта учащегося, сделать знания личностно - значимыми для ученика. 

Первый прием, о котором мне хотелось бы вам рассказать - это "ДО и ПОСЛЕ".

Описание: прием из технологии развития критического мышления (система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам).

Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Данный прием формирует:

умение прогнозировать события;

умение соотносить известные и неизвестные факты;

умение выражать свои мысли;

умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Второй прием "ЗНАЮ. ХОЧУ УЗНАТЬ. УЗНАЛ"

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».

Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали на уроке.

В зависимости от возрастной категории учеников,  таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.


 


 

ПРИМЕР: В 5 б классе при изучении темы «Написание букв о, ё  после шипящих в корне слова» я использовала данный прием актуализации знаний учащихся. Я предложила своим ученикам в первую колонку таблицы записать то, что им по этой теме уже знакомо.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ]

2. Корень слова.

Когда после шипящих пишется о, а когда ё.

1. Буква Ё пишется в корне слова под ударением, если к нему можно подобрать однокоренное с Е. (чёрный - чернеть).

2. Буква О в словах: шов, крыжовник, трущобы, шорох и в некоторых заимствованных (мажор, шорты).

Далее я поставила перед учащимися проблему:

- Обратите внимание на обозначение звука [о] после шипящих в корнях слов:

,орный,] - чёрный

[шорты] - шорты

- Можно ли сказать, что звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? (Нет, в одних случаях после шипящих мы пишем о, а в других ё)

- Заполните вторую колонку таблицы, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?


 

Далее предлагаю учащимся понаблюдать и определить закономерность выбора букв о, ё после шипящих.

чёрный – чернеть, шов

шёл – вышел, крыжовник

Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике.

(В большинстве слов после ж, ш, ч под ударением в корне пишется Ё (черный), к ним можно подобрать однокоренные слова с буквой Е в корне (чернеть). Буква О пишется в словах: шов, шорох, крыжовник, трущобы, а также в некоторых заимствованных словах (мажор, шоу)).

На стадии рефлексии я предложила заполнить ученикам третью колонку таблицы.

Разновидности таблицы. Тема "Чередование букв Е\И и А\О в корнях".

Знаю

Узнаю сегодня

Узнаю в будущем

1. Корень слова.

2. Корни с чередованием:

Бер-бир, пер-пир, лаг-лож, кас-кос и др.

Когда в корнях с чередованием пишется И, а когда Е.

Когда в корнях с чередованием пишется А, а когда О.

Разновидности таблицы. Тема: "Гласные звуки и обозначающие их буквы".

Знаю

Слышал

Понимаю, но не могу объяснить

Не понимаю

Гласные буквы и звуки.

Гласные буквы обозначают 1 и 2 звука.

Гласные звуки являются слогообразующими.

В каком случае гласная буква обозначает 2 звука.

2.

"УЧИМСЯ ПРОЕКТНОМУ МАСТЕРСТВУ"

Кроме того, хотелось бы рассказать, как в 5 классе мы занимаемся проектной деятельностью. Я организую проектную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы. Чаще всего учащиеся работают над проектами средней продолжительности и краткосрочными, работают индивидуально, в группах или по парам.

Мне очень понравился прием "Звездочка обдумывания", который предложила Наталья Сергеевна. Я взяла его за основу и использовала на уроке русского языка в 5 б классе при создании проекта на тему: "Сложные слова".

Всем вам конечно известен прием "Правило 6П", разработанное Натальей Сергеевной. Хочу его вам напомнить. Данный прием работает как при создании проекта, так и при изучении любой темы. Мы строим интеллектуальный дом из блоков, создаем ПРОДУКТ. Каждый блок - это новое здание.

Детям предлагается вопрос: "КАК МЫ ПОСТУПАЕМ ПО ПРАВИЛУ "6П"?" Они самостоятельно дают ответы.

1. Проблема (ищем проблему, определяем тему и ставим цель)

2. Планирование (планируем, как данную проблему решить)

3. Поиск информации (учитель не дает готовую информацию, а лишь направляет)

4. Продукт (готовый проект, результат)

5. Презентация продукта (ученик наделяется функциями учителя)

6. Портфолио (собрание работ, фотографий, проектов).

3.

Мне хотелось бы рассказать еще о нескольких приемах, которые можно использовать на этапе "Актуализация знаний".

Прием "СОГЛАСЕН - НЕ СОГЛАСЕН".

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

умение оценивать ситуацию или факты;

умение анализировать информацию;

умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

На уроке литературы в 5 б классе при изучении творчества Ф.И. Тютчева я использовала данный прием. Детям он очень понравился. Приведу пример:

1. Известного русского поэта Тютчева звали Федор Николаевич? (Нет). Иванович

2. Он родился в селе Овстуг? (Да)

3. Его музей находится в селе, где он родился? (Да)

4. Он пишет о детях? (Нет) о природе

5.Его первого учителя звали Сергей Раич? ( Да)

6. С детства он хорошо знал французский язык? (Да)

7. Писать стихи начал в 20 лет? (Нет) в 10

Стратегия «Вопросительные слова»

Универсальный прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример. К уроку систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол».

 

 Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

Глагол

Спряжение

Личное окончание

Предложение

Инфинитив

Морфологические признаки

Прошедшее время глагола

Формообразующие суффиксы глагола

Что такое глагол? Как определить спряжение глагола? Сколько спряжений у глагола? Какие морфологические признаки глагола нам известны? и др.

Приём "Толстый и тонкий вопрос"

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса» дома, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Толстый

Тонкий

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Зачем…?

ПРИМЕР: на уроке литературы при изучении рассказа А.П. Чехова "Хирургия" мною был использован прием "Толстых и тонких вопросов". Конечно, первоначально постановка вопросов вызывала у детей трудности, но после того, как они поняли суть приема, трудностей стало меньше.

Толстый

Тонкий

Кто главные герои рассказа А.П. Чехова "Хирургия"? (фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов).

При каких обстоятельствах они познакомились? (Дьячок пришел лечить больной зуб).

Предположите, что было бы если бы больной зуб дьячку рвал не фельдшер Курятин, а сам врач? (Операция по удалению зуба прошла бы удачно).

Зачем фельдшер Курятин искусно делает вид, что много понимает в хирургии?

Мог ли дьячок Вонмигласов обойтись без помощи фельдшера?

Как вы думаете, такая ситуация может повториться в наши дни?

Подводя итог своего выступления, хочу сказать, что с удовольствием буду использовать эти приемы на своих уроках, а также знакомиться с новыми методиками, которые помогут сделать мои уроки интереснее.

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена Сергеевна, интересно!

17 February 2018

Рада, что Вам понравилось)

17 February 2018