12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зурмаева Елена Юрьевна26

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хужирская средняя общеобразовательная школа»

Мастер – класс

«Сюжетно – ролевые игры на уроках истории»

 

Подготовила:

Зурмаева Елена Юрьевна

учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

 

«Игра – свободное творчество,

важнейшее … средство проникновения

в сферу смыслов…. Постижение

единства мира и его Творца»

протоиерей В.Зеньковский

Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.

Но как это возможно? Через игровую деятельность, т. к. игра - это средство создания "детского общества". Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. ТВ, радио, видео, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.

Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Современный урок истории невозможно представить без применения активных и интерактивных методов обучения, способствующих личностному развитию обучающихся. Одним из таких методов является сюжетно-ролевые игры, в процессе которых активно работают все психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления, у учеников формируются коммуникативные навыки, устойчивый интерес к предмету, лучше усваивается материал. Сюжетно-ролевые игры на основе исторических событий помогают «донести до сердца ребенка идеи добра и справедливости, гуманности и человечности, чувство национальной гордости». [1]

Существует большое разнообразие сюжетно-ролевых игр, которые можно использовать на уроках истории: от небольших эпизодов, основанных на полной импровизации, до настоящих театрализованных представлений с подготовленными заранее монологами и диалогами героев.

Приведу конкретные примеры. Самыми насыщенными игровой деятельностью являются уроки истории для учеников 5-7 классов, когда у детей преобладает наглядно-образное мышление. Учитывая загруженность современных педагогов и учеников, отдается предпочтение сюжетно-ролевым играм, не требующим сложной предварительной подготовки. Например, сюжетно-ролевые игры используются при проведении повторительно-обобщающих уроков в 5 классе по главам и разделам: «Жизнь первобытных людей», «Древний Египет», «Западная Азия в древности», «Древняя Греция» и другие. Все эти уроки имеют примерно одинаковый сценарий. В качестве домашнего задания ученикам необходимо повторить пройденный материал. На уроке класс делится на несколько групп: собиратели, охотники, земледельцы и скотоводы; писцы, жрецы, земледельцы, вельможи; вавилоняне, финикийцы, ассирийцы, евреи, персы; троянцы, афиняне, спартанцы, македонцы, каждая из которых получает и выполняет определенные задания (творческие и интеллектуальные). Например, первобытные собиратели, охотники, земледельцы и скотоводы должны сначала изобразить в виде пантомимы занятие, которым называется их команда, затем написать как можно больше слов, связанных с этим занятием, а потом исправить ошибки в тексте по повторяемой теме. Представители «древних народов» Западной Азии должны составить от первого лица («мы – вавилоняне!»…) рассказ о своей стране, ее географическом положении, особенностях, достопримечательностях, выдающихся правителях, а затем выполняют небольшой тест (это может быть так же кроссворд или текст с ошибками по повторяемой теме). Как показывает практика, дети буквально вживаются в эти роли и потом долго вспоминают, как они были собирателями, писцами или финикийцами. В подобных сюжетно-ролевых играх задействуется весь класс, даже те, кто на обычных уроках, например, не проявляют активности по каким-либо причинам: застенчивость и т.д. Отмечу, что такие игры сложно проводить в классах, где более 20-25 учеников. Отмечу так же, что больше двух - трех заданий (творческих и интеллектуальных), за урок выполнить невозможно. Сложным является и выставление оценок за подобный урок: чаще всего команды за первое (творческое) задание получают одинаковое максимальное количество баллов, а вот за второе (тест и т.д.), количество баллов бывает различным. В нашем случае, две команды, набравшие большее количество баллов, обычно получают оценку «5», остальные «4».

Подобные игры с «коллективными» ролями можно проводить и в 6 классе при изучении истории Средних веков («англичане», «французы», «немцы»; «феодалы», «крестьяне», «ремесленники» и т.д.). Большой интерес у обучающихся вызывают инсценировки эпизодов из параграфов или исторических документов. Например, при изучении легенды об основании Рима можно вызвать несколько учеников и раздать им листы с именами героев этой легенды, роли которых им предстоит сыграть (имена героев должны быть обращены к классу): несчастный Нумитор, коварный Амулий, красивая и несчастная Рея Сильвия, могучий бог войны Марс, Ромул и Рем, добрая заботливая волчица, ленивый слуга. Учитель рассказывает легенду, давая возможность актерам сыграть свои роли (полная импровизация!). Желательно для урока сделать из картона корону и три меча. Корона переходит от Нумитора к Амулию, затем опять к Нумитору, а затем к Ромулу, мечом Амулий угрожает Нумитору и свергает его с трона, на мечах сражаются Ромул и Рем. Заканчивается легенда словами Ромула: « Я - основатель и первый царь Рима». Весь класс с волнением следит за судьбами героев…

Для 7 класса разработана и используется сюжетно-ролевая игра «Заседание клуба просветителей». Класс делится на группы, каждая из которых должна прочитать и законспектировать определенный пункт параграфа «Век просвещения. Стремление к царству разума». (например 1-2 парты – второй пункт (первый пункт читают и конспектируют все) , 3-4 парты – третий пункт и т.д.). На уроке на парту каждой группе ставится табличка с именем того просветителя, о котором они прочитали: Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро и энциклопедисты, Адам Смит. Учитель начинает урок следующей фразой: «Уважаемые господа просветители! Начинаем очередное заседание нашего клуба. Я вижу, здесь собрались самые блестящие «умы» нашей эпохи! Давайте вспомним, в каком веке мы живем и почему нас называют просветителями». Ученики отвечают. Далее учитель говорит: «Цель нашего сегодняшнего заседания – создание проекта идеального государства, которое мы называем «Царство разума». Мы должны определить «идеальную форму правления, роль религии и церкви, права граждан, положение основных сословий, принципы экономической жизни. Прошу высказываться, господа! Начнем с формы правления…(По ходу урока учитель записывает на доске основные идеи просветителей, группируя их по вышеназванным критериям: форма правления и т.д.) В конце урока у учеников должно сформироваться целостное представление об идеальном государстве с точки зрения философов-просветителей, о том, в каких вопросах они были едины, а в каких имелись существенные разногласия, какие идеи просветителей актуальны для современного общества. Наиболее активные ученики получают оценки.

Ролевые игры предполагают перевоплощение, например, в журналистов, экскурсоводов, съемочную группу. Здесь правила игры, сюжет определены заранее, игра требует серьезной подготовки, умения пользоваться специальной литературой, понятийным аппаратом. Ученики 10 класса проводят виртуальную экскурсию по средневековым городам Руси Владимиру, Новгороду, по Московскому Кремлю времен Ивана III. Иногда экскурсанты попадаются очень уж дотошные, особенно, если это «иностранные туристы». «Иностранцы» задают «экскурсоводам» множество вопросов, а те пытаются выйти из довольно сложных ситуаций. Попробуйте-ка объяснить значения таких слов, как апсиды, закомары, пилястры, консоли. Группа учащихся, исполняющая роль «экскурсантов-иностранцев», заранее готовит каверзные вопросы. Поэтому игра проходит в режиме соревнования, с большой активностью учеников.

Урок в форме презентации «туристических фирм» предполагает распределение ролей менеджеров, экскурсоводов, рекламных агентов, даже гидов-переводчиков (было у нас однажды и такое). Турфирмы создают «свое лицо», разрабатывают маршруты «путешествия в прошлое на машине времени», темы экскурсий, советы туристам, рекламные листовки.

Урок - интервью или игра в «журналистов» удаётся в старших классах.

Когда в основе изучаемого материала находится историческая личность, например: Иван Грозный, Петр I, Александр Суворов, Степан Разин и др. можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, из которых один - исторический герой, а другой - журналист, а также целый класс, если речь пойдет о пресс-конференции.

Если участвует весь класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придется играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы.

Придумать и сформулировать вопросы для интервью – дело непростое.. Несомненно, что журналисты, готовящие интервью, должны хорошо знать своего героя. Таким урокам всегда предшествует тщательная подготовка. Вопросы ребята придумывают оригинальные, злободневные, с долей хорошего юмора. На таких уроках ребята учатся формулировать и отстаивать свою точку зрения, рассматривать проблемы с разных сторон.

В 11 классе при изучении темы «СССР в 1950 – 1960 годы» во время подготовки круглого стола, посвященного деятельности Никиты Сергеевича Хрущева, ребята берут интервью у своих бабушек и дедушек, у тех, кто помнит это десятилетие после смерти Сталина. И это уже не просто игра в журналистов, а серьезная работа и большая ответственность. История глазами очевидцев всегда вызывает особый интерес, так как эпоха предстает перед нами наиболее отчетливо и зримо, ученики получают возможность прикоснуться к прошлому.

Эффективным игровым приемом, не сложным для учащихся, является прием «Оживи картину». Учащиеся озвучивают типичных персонажей эпох, которые изображены на картинах, например, «Свежий кавалер», «Арест пропагандиста», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». Для этого им необходимо представить историю персонажа, осмыслить черты и особенности времени. Если ученик добавил что-то свое, не соответствующее духу времени, он должен обосновать почему.

Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, дает возможность отдельным учащимся глубоко познакомиться с историческим материалом и проявить свои знания в форме, отличной от традиционной (доклада, реферата и пр.).

В качестве итогового урока можно провести игру «Детективы от истории». Приведу пример такого урока после изучения темы «Киевская Русь». Класс работает по группам.

Первое задание – разминка детективов. Каждая группа составляет словесный портрет какого-либо исторического лица (Княгиня Ольга, Князь Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый и т. д.). Группы по словесному портрету угадывают, о ком идет речь.

Второе задание сложнее: историк Лев Гумилев утверждал, что руку печенегов, уничтоживших войско и самого князя Святослава в 972 году, направляли не византийцы, как считает ряд историков, а свои – киевляне. Кто действительно был заинтересован в гибели князя, его войска? Группы выдвигают свои версии и обосновывают их.

Следующее задание заключается в том, что детективы должны работать с документами, «писанными на бересте». Группам даются тексты грамот без перевода (по изданию «Я послал тебе бересту…», Москва, 1965 г.) Ученики должны разобраться в содержании документа, сделать всевозможные выводы и даже найти состав преступления. Грамоты содержат «челобитие» крестьян, их жалобы. В итоге ученики воссоздают картину жизни в раннефеодальном государстве.

Четвертое задание называется «О чем говорят вещдоки?» Группам выдаются фотографии так называемых вещественных доказательств, по которым они должны рассказать о связанных с ними событиях. Например: шлем, найденный на поле Липицкой битвы, икона «Борис и Глеб», каменная половецкая статуя. Вещдоки подобраны таким образом, чтобы шестиклассники рассказали о феодальных усобицах, которые пагубно влияли на обороноспособность Руси, сделали выводы об отрицательных последствиях феодальной раздробленности.

Последнее задание бывает шуточным. Детективы анализируют свидетельские показания. Это какой-либо текст со словами, значения которых современные школьники могут не знать. Например, текст с описанием быта людей, где встречаются такие слова, как «куны», «корзно», «братчины», и т. д. В тексте намеренно допущены ошибки, неправильно употреблены незнакомые слова, что и вызывает при разборе смех и хорошее настроение.

Подобные игры помогают усвоить сложный материал, пробуждают интерес к истории, развивают историческое мышление, воображение, речь, память.

Для наиболее яркого восприятия обучающимися отдельных тем мною используются сюжетно-ролевые игры в виде театрализованного представления (с костюмами и т.д.). Важнейшим событием русской истории является крещение Руси. Четырем обучающимся заранее раздается текст, составленный учителем на основе рассказа Повести временных лет о выборе веры князем Владимиром, который нужно разучить по ролям и придумать костюмы для своего персонажа. Действующие лица – князь Владимир и три посла – земли хазарской, земли булгарской и земли греческой. На уроке в ходе объяснения новой темы учитель раскрывает политические причины выбора православной веры (сплотить восточнославянские племена, укрепить власть князя, повысить международный авторитет Руси), подводя обучающихся к необходимости понимания причин личного выбора князем православной веры (тяжесть совершенных им до крещения грехов – убийства брата, чрезмерного честолюбия, языческих человеческих жертвоприношений, безнравственной, распутной жизни).

Перед разыгрыванием сценки перед учениками-зрителями ставится проблемный вопрос: «Почему князь Владимир склонился к выбору именно православной веры?». Как показывает практика, обучающие четко выделяют два основных момента. Во-первых, потому, что традиции ислама («не пить вино») и иудаизма (нет родной земли), не соответствовали таким русским традициям, как княжеские пиры («веселие Руси есть питие» - обычай княжеских пиров в благодарность дружине за совершенные победы, строгий ритуал которых не допускал «буйства во хмелю»)[2] и защита родной земли. Во-вторых, выбор православной веры князем Владимиром был вызван тем, что это – единственная религия, в которой возможно очищение души от грехов в таинстве покаяния, внутреннее преображение человека, и такое глубокое и искреннее искание истины так же соответствует мироощущению русского народа, по словам Ф.М. Достоевского: «Пусть в нашем народе зверство и грех, но русский человек никогда не примет своего греха за правду». В конце урока обучающимся задается еще один проблемный вопрос: «Можем ли мы поставить князя Владимира в пример другим государственным деятелям и почему», отвечая на который обучающиеся приходят к такому личностно значимому выводу, как необходимость соответствия деятельности правителей традициям и мировоззрению народа. Ученики-актеры получают оценку «5».

Очень важно, используя игровые методики, «не заиграться». Чтобы избежать такой опасности, необходимо всегда проводить черту между игрой и жизнью. В игре ученик говорит и действует от имени персонажа, т. е. необязательно, чтобы он считал правильным его образ мыслей и действия. В обсуждении он говорит то, что думает на самом деле. После игрового этапа обязательно нужно подвести итог, что получилось, что нового мы узнали на уроке, чьё выступление произвело впечатление, что не удалось, какой опыт можно использовать на других уроках. Очень важно на таких уроках творчества расставить акценты, подчеркнуть важные моменты, поставить перед учениками новые проблемы.

В заключение отмечу, что использование сюжетно-ролевых игр на уроках истории вызывает у обучающихся интерес к предмету, делает процесс обучения занимательным, объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности, активизирует психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление, создает условия для развития творчества ребенка,
способствует лучшему усвоению материала, выполняет воспитательную функцию. Знания, приобретаемые в сюжетно-ролевой игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху. Вместе с тем следует отметить, что у сюжетно-ролевой игры как метода обучения есть свои недостатки, такие, как нехватка учебного времени, большая предварительная подготовка, необходимость постоянно контролировать дисциплину, проблема объективного выставления оценок, непредсказуемость результата. Но в любом случае, учитель, использующий на уроках сюжетно-ролевые игры, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

Литература

История. 5-8 классы: интерактивные методы преподавания / авт.-сост. Н.Б.Суркова, О.А.Яровая. – Волгоград: Учитель, 2011. С.5

Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории./Послесловие С.Б.Лаврова. – М.; Экопрос, 1992. С. 58

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.