Мастер-класс «Активизация субъектности и профессиональной компетентности педагогов через организацию психологического сопровождения»
Программа единого методического дня
«Практическая психология: что полезно знать и уметь учителю»
«Образование по существу своему не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого момента в нашей жизни, когда мы бы могли сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он решил для себя проблему образования» (С.И.Гессен).
1.Актуальность темы
Стандарт педагога
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционноразвивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психологопедагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психологопедагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Мастер-класс «Активизация субъектности и профессиональной компетентности педагогов через организацию психологического сопровождения»
Сегодня нет ни у кого сомнения, что большая часть проблем, возникающих в жизни человека, носит психологический характер.
Современный учитель особенно нуждается в психологических знаниях. Правильно изучать своих учащихся учитель сможет, лишь глубоко зная общие закономерности развития ребенка, его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей.
1. Упражнение «Эксперимент»
Сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой, ваша задача точно следовать инструкции.
Сгибаем лист пополам.
Сгибаем еще раз пополам.
Отрываем верхний правый угол.
Отрываем нижний правый угол
Что получилось? Следуя простым инструкциям, мы убедились в том, что результат у всех получился разный, ведь каждый из нас уникален. И дети, с которыми нам приходится работать, тоже все разные.
2. Этапы сопровождения
В педагогическом сопровождении, педагог – это субъект, оказывающий воздействие на учащегося как на объект его воздействия, т.к. именно он ставит цели воспитания и обучения, определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно педагог должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания и обучения в целом.
1.Диагностический этап (методы: наблюдение, опрос, анкетирование)
Цель: изучение индивидуальных особенностей учащихся; получение данных об актуальном уровне их развития, уровне сформированности различных компонентов.
1) Изучение сведений о семье ребенка;
2) Выявление индивидуальных особенностей ребенка – учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики;
3) Выявление уровня воспитанности учащегося;
4) Определение психологического состояния;
5) Изучение статуса межличностных отношений;
6) Изучение адаптации к новым условиям;
2. Организационный этап
Цель: выбор форм и методов сопровождения, построение индивидуальных программ.
На основе анализа результатов диагностического этапа, педагог вырабатывает необходимые пути помощи учащимся, нуждающимся в педагогической помощи, составляет индивидуальные образовательные программы.
Педагог выделяет 3 группы учеников:
Учащиеся, не имеющие проблемы в развитии и обучении в данный момент (дети, которые хорошо учатся, саморазвиваются, самосовершенствуются, проявляют интерес к процессу обучения). Понадобится единовременное сопровождение для расширения зоны ближайшего развития.
Учащиеся, имеющие небольшие трудности в развитии и обучении (дети со средней успеваемостью, привыкшие работать по инструкции, испытывающие ситуативный интерес к самостоятельной и творческой работе). Составляется программа дискретного (эпизодического) сопровождения.
Учащиеся, имеющие трудности в развитии и обучении (дети с низкой успеваемостью, пассивны, требуют помощи учителя для организации и реализации учебной деятельности). Им требуется пролонгированное (постоянное, длительное) сопровождение.
3. Внедренческий этап
Цель: создание условий для формирования у учащихся определенных знаний, умений, навыков; оказание помощи в преодолении психологических проблем; реализация адресных программ; мониторинг достижений учащихся.
В процессе реализации адресных программ лежат технологии личностно-ориентированного обучения. Главенствующее место отводится дифференцированному обучению. Педагог готовит дифференцированные задания для трёх групп обучающихся, в процессе работы оказывает педагогическую помощь по наблюдению и запросу.
Создание портфолио ученика.
2. Тренинговые технологии в работе классного руководителя
Технология формирования лидерских качеств
Упражнение «Командир»
В группах определить командиров, это и есть лидеры.
Технология сотрудничества
Упражнение «Абракадабра»
Все разбиваются на пары. По команде водящего пары должны быстро принять определенную позу. Например, «Спина к спине!» - партнеры в парах должны соприкоснуться спинами. «Правая ступня к правой ступне!», «Правая ладонь к левой ладони!», «Соприкоснутся пятками и затылком» и т.п. Но если водящий произнесет слово «Абракадабра!», нужно срочно поменять партнера и образовать новые пары.
Упражнение «Распускающийся бутон»
Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу. После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, каждая группа превратится в расцветающий бутон.
Технология педагогического разрешения конфликта
Упражнение «Вместо ссоры – помирились».
Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки, глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к тому, кто с вами в паре, и пальцами «сдуйте» его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга.
Технология организации ситуации «успеха»
Упражнение «Повторяем стихотворение».
Повторять за педагогом стихотворение, после каждой строчки хлопок.
Я - веселый, сильный, смелый,
Я все время занят делом,
Я не хнычу, не боюсь,
Я с друзьями не дерусь.
Я могу играть, скакать,
На луну могу слетать,
Я не плакса, я храбрец,
И вообще я молодец!
Технология индивидуально – рефлексивной самооценки
Упражнение «Градусник»
Ваша задача зафиксировать на «градуснике» свое настроение, и вовлеченность в работу на едином методическом дне.
3.Тестирование педагогов по психологии
Диагностический этап
Изучение сведений о семье ребенка (Социальная карта семьи);
Выявление индивидуальных особенностей ребенка – учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики (Методика «Интеллектуальный портрет»);
Определение уровня мотивации к школьному обучению («Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению», Методика: «Анкета Н.Г.Лускановой», «Изучение учебной мотивации» М. Р.Гинзбурга);
Диагностика сфер интересов детей (А.И.Савенков «Одаренные дети в детском саду и школе»; Методика «Карта одаренности»);
Определение психологического состояния (Оценка уровня тревожности: методика «Кактус», опросник Филлипса, Анкета «Шкала тревожности А.М.Прихожан»);
Диагностика сферы межличностных отношений и общения («Социометрический опросник», Проективная методика «Моя семья», Анкета «Учитель-ученик»);
Особенности адаптации (Диагностика отношения первоклассника к начальной школе; Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащегося Э.М.Александровская);
Выявления уровня воспитанности учащихся (Анкета Капустиной «Уровень воспитанности учащихся»);
Организационный этап
Группа | | Особенности детей | | Индивидуальная программа |
Учащиеся, не имеющие проблемы в развитии и обучении в данный момент (группа А) | | дети с низкой успеваемостью, пассивны, требуют помощи учителя для организации и реализации учебной деятельности | | Составляется программа дискретного (эпизодического) сопровождения. |
Учащиеся, имеющие небольшие трудности в развитии и обучении (группа Б) | | дети, которые хорошо учатся, саморазвиваются, самосовершенствуются, проявляют интерес к процессу обучения | | Им требуется пролонгированное (постоянное, длительное) сопровождение. |
Учащиеся, имеющие трудности в развитии и обучении (группа В) | | дети со средней успеваемостью, привыкшие работать по инструкции, испытывающие ситуативный интерес к самостоятельной и творческой работе | | Понадобится единовременное сопровождение для расширения зоны ближайшего развития. |
Внедренческий этап
Индивидуальная программа педагогического сопровождения
Цель: способствовать формированию и развитию универсальных учебных действий у учащихся.
Выбрать предмет, написать дифференцированные задания для каждой группы учащихся
Группа А | Группа Б | Группа В |
| | |
| | |
| | |
Тесты по педагогической психологии
+ - обозначен правильный ответ
1. Ведущий принцип отечественной педагогической психологии:
а. нахождение связи между реакциями и вызвавшими их стимулами
+б. принцип личностно-деятельного подхода
в. принцип адаптации знаний
2. Педагогическая психология изучает:
+а. закономерности становления личности индивида и его развития в рамках системы социальных институтов воспитания и образования
б. особенности психического развития детей и подростков в процессе учебы
в. закономерности и особенности процесса научения
3. Ключевая характеристика, определяющая готовность ребенка к учебе в школе:
а. степень развитости мелкой моторики
б. наличие базовых знаний (счет, письмо)
+в. соответствующее психическое развитие и навыки саморегуляции
4. Начальная стадия деятельности педагога:
а. подбор формата подачи информации
+б. определение способностей и перспектив учеников
в. составление учебного плана
5. Степень актуального развития определяется уровнями:
+а. развитости, воспитанности, обученности
б. воспитанности, обучаемости, способности к саморазвитию
в. обучаемости и обученности
6. Оценку и переработку имеющейся информации без привлечения внешних средств, проводящуюся на внутреннем плане сознания, называют:
а. анализом
б. мышлением
+в. умственной деятельностью
7. Подростковый возраст лежит в пределах:
а. 12-19 лет
б. 10-17 лет
+в. 10-15 лет
8. Рекомендовано (целесообразно) приступать к разговору с учеником с:
а. прямого обсуждения вопроса (проблемы)
+б. налаживания контакта
в. похвалы
9. Интерес учащегося к процессу обучения свидетельствует о наличии:
а. таланта у педагога
б. способностей у ученика к предмету
+в. мотивации у ученика
10. Положительное отличие метода анкетирования:
+а. возможность проведения массового исследования
б. простота обработки данных
в. стандартизированность ответов
11. Эффективность исследования методом анкетирования зависит от:
+а. качественного подбора вопросов для теста
б. искренности опрашиваемых
в. массовости анкетирования
12. Повышенная склонность к беспокойству даже при отсутствии для него объективных предпосылок:
а. нервозность
б. мнительность
+в. тревожность
13. Данные исследования могут быть зафиксированы:
а. в письменном виде
б. с применением технических средств
+в. оба варианта верны
14. Рекомендованная длительность анкетирования:
а. 15 минут
+б. 30 минут
в. 60 минут
15. Отличительная черта подросткового кризиса:
+а. кардинальное изменение психологических особенностей
б. резкое падение успеваемости
в. повышенная конфликтность школьника
16. Основные направления общего развития ребенка:
а. биологическое, культурное, интеллектуальное, личностное
+б. социальное, биологическое, личностное, культурное
в. биологическое, интеллектуальное, личностное, социальное
17. Разделы педагогической психологии:
а. психология ученика, психология учителя, психология процесса обучения
+б. психология учителя, психология воспитания, психология обучения
в. психология воспитания, психология обучения
18. Первый этап формирования умственных действий по П. Я.Гальперину:
+а. мотивационный
б. формирования действия во внутренней речи
в. составление схемы ООД (ориентировочной основы действия)
19. Проблемная ситуация — это:
а. психологическое состояние педагога, возникающее в процессе изложения материала
+б. психологическое состояние учащегося, появляющееся в ходе выполнения задачи, предполагающей усвоение новой информации
в. межличностный конфликт учащегося и преподавателя
20. Объектом изучения педагогической психологии является:
а. процесс обучения
б. явление обучаемости
+в. человек
21. К особенностям метода наблюдения не относят:
а. трудность или невозможность повторного исследования
б. пристрастность при оценке результатов
+в. простоту проведения и объективность оценки полученных данных