Мастер-класс «Ассоциативные методы и приёмы словарно-орфографической работы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы на уроках русского языка»

1
0
Материал опубликован 12 February 2023 в группе


m1676216086.jpg
Мастер-класс
Мастер-классPPTX / 62.37 Мб

t1676215191aa.gift1676215191ab.gift1676215191ac.gif

2023 год

Чигусова Марина Валентиновна,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №1

администрации города Докучаевска»


Добрый день, уважаемые коллеги! Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками!»

Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

успеха (указательный),

большого (средний),

всегда (безымянный),

во всем (мизинец),

здравствуй (всей ладонью), … (имя).

Перед вами карточки. Какие 3 первых слова вы увидите в первую очередь, это и будет вашим настроем, эмоциональной установкой.

Желаю вам, безусловно, позитивного настроя и продуктивной работы, творческих успехов.

Упражнение «Составь слово»

АССОЦИАЦИИ

- Составьте слово и данных букв. Что получилось?

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним. Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума.

Игра-разминка.

- Все вместе вы должны ответить на вопрос, который я вам задам.

Какого цвета снег?

Какого цвета бумага?

Какого цвета молоко?

Что пьет корова? (воду)

Не расстраивайтесь. Это одна из самых первых ассоциаций из детства, связанных с коровой и молоком.

По мнению учащихся урок не только должен вооружать знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание. А такой урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Вы можете сказать, какой метод был использован при выполнении задания? Почему так решили?

Обращаем внимание на картинки. О чем они заставляют вас задуматься?

Возможно, это какие-то воспоминания из прошлого. А теперь попробуем подобрать к каждой картинке слово-характеристику, т.е. как можно назвать одним словом то, что здесь представлено? Вот слова-подсказки: причина, гордость, мечта, опыт. Составьте предложение с этими словами.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не

следует им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Амос Кoменский

Тема моего мастер-класса

«Ассоциативные методы и приёмы словарно-орфографической работы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы на уроках русского языка»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Иван Тургенев

Русский язык считается довольно трудным предметом в начальной школе, а программа этого предмета для каждого класса предполагает обязательное изучение словарных слов, именно использование деятельностных методов обучения позволит повысить уровень орфографических навыков обучающихся, стать разносторонней развитой языковой личностью, подготовит к умению грамотно общаться в социуме и к деловой жизни.

Учащиеся начальной школы хорошо усваивают теоретические сведения по грамматике, фонетике, лексике, но при этом орфографическая грамотность отстает от достигнутого уровня общей культуры школьников; любой алгоритм работы над словарным словом достаточно трудоемок, внимание и волевая сфера у младших школьников развита слабо; отсутствие целенаправленных методик и рекомендаций по обучению работе над словарными словами; слабая мотивация у учащихся при работе над этой темой, при знакомстве с этими словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль.

Практика показала, наиболее успешное изучение и усвоение словарных слов происходит при применении ассоциативной методики словарно-орфографической работы на уроке.

Одним из важных компонентов применения ассоциативной методики является эмоциональность учителя: жесты, мимика, выразительность речи.

Суть метода состоит в том, что орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом. Для достижения наилучшего результата необходимо задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную). У каждого человека свой тип памяти. Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся I–II и III–IV классов. Поэтому детям 7-8 лет необходимо как можно больше показывать ярких карточек и картинок. А к возрасту 9-10 лет необходимо подключать подбор речевых образов. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. И хоть оно и не является однокоренным родственником словарному слову, но выделить и запомнить в нём нужную орфограмму ребенку очень поможет.

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциации (а фактически – свобода для творческого толкования мыслей и чувств, определенным образом «спрятанных» в тексте).

Успешному запоминанию написания словарных слов способствует соблюдение определённых условий. Хорошо запоминается то, что интересно, всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Всё это является основополагающим при запоминании слов предлагаемым способом. Суть же этого способа в том, что дети должны научиться ассоциировать каждое слово с конкретным образом или другими словами.

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша, быстро - стремительно, лицо – рожица;

контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое; мокрый - сухой

причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель; лицо — нос, неделя – день

дополнение: зубная паста и зубная щетка; продвижение - назад, вперед; бежать-

быстро, медленно;

по звучанию: тон - тон, глаз – таз:

Ассоциативная связь может быть по:

цвету;

форме;

действию;

материалу;

количеству;

месту расположения;

звучанию;

вкусу;

назначению и т.д.

Главная роль ассоциаций заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Ассоциации запоминаются хорошо, если они вызывают интерес, любопытство, а еще лучше - улыбку или смех. Но главное – это яркость образа. Банальные и скучные ассоциации быстро забываются или вспоминаются с трудом. Другое дело яркие, порой даже нелепые ассоциации! Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними и, соответственно, запомнить можно больше и лучше!

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Практической разработке и применению ассоциативных связей на уроках русского языка посвящены работы Матюгина И.Ю., Рыбниковой И.К., Соболевой О.Л., Агафонова В.В. Эти авторы выделяют 3 основных приема: прием графических ассоциаций, прием звуковых (фонетических) ассоциаций и комбинированный прием.

Прием графических ассоциаций

К графическим относится и приём «Буквы-образы», основанный на схожести форм букв с различными предметами, животными, растениями, людьми. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. Не следует навязывать ассоциации. Необходимо чтобы каждый ребенок нашёл свой ассоциативный образ. Рисунок надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок – обязательно должен соответствовать смыслу слова. Процесс этот увлекательный и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение. А писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву будет интересно, весело и легко: ты становишься волшебником - ведь обычная буква «О» превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету. В слове погода один ребенок может изобразить образ буквы виде тучки, а другой – солнышка.

Для каждой из букв, с правописанием которой в словах могут возникнуть сложности, нужно найти похожие на нее по форме предметы в окружающем мире, иными словами — придумать ассоциации. Например, работая со словом «огурец» ребята убедились, что буква «о» похожа на срез огурца. Так на рисунках в слове коромысло две безударные гласные О повисли на коромысле вместо вёдер. Безударную О в слове болото напомнит клюква, в слове конверт – печать на нём, а в слове охота - мишень. Постепенно можно добавить и короткий стихотворный образ. Можно придумать и рассказать по этой картинке маленькую историю про букву (как Дед Мороз превратил букву «о» в снежинку) или показать букву-орфограмму в действии с натуральными предметами. А одна девочка нарисовала на листе бумаги огромное облако и написала около него – ОБЛАКО. Потом нарисовала дождь и снег, которые идут из этого облака и написала: ОСАДКИ. И соединила эти два слова стрелкой: осадки, потому что из облака.

Для лучшего зрительного восприятия объединяю словарное слово и его ассоциативный образ путем пересечения этих слов через сомнительную гласную по типу кроссворда. Связь между такими словами может усилить ребус или рифма: веселый стишок, загадка. Рифмовки создадут ребёнку положительный настрой, процесс запоминания будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

Иногда для обоснования рисунка использовалось лексическое значение слова: «Аллея - дорожка, с двух сторон обсаженная деревьями».

На первом этапе предлагаю готовые карты для работы со словом, в дальнейшем дети работают самостоятельно.

Как это работает, мы убедимся на примере

Описание метода.

Записать словарное слово и поставить ударение.

Например: посýда

Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: посýда

Разделить слово на слоги для переноса

Например: по-сý-да, посу-да, по-суда

Найти асcоциативный образ, связанный со словарным словом.

Например: ложка

Написать словарное слово, объединив его со словом-ассоциативным образом по принципу кроссворда, но через сомнительную орфограмму.

К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применяется прием «слово в слове» или метод звуковых (фонетических) ассоциаций. Он используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. Часто провожу прием «слова-помощники». Дети находят «слова-помощники» (неродственные), помогающие запомнить написание трудных слов. Для лучшего запоминания нужно придумать предложение с двумя словами: словарным и помощником. Таким образом создается ассоциация по смежности.

Например:

Пальто-папа – «папа купил пальто»;

Платок-плачу – «беру платок, когда плачу»;

Посуда-полка – «посуду ставим на полку»;

Смысл этой работы заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово. Это способствует формированию фонематического слуха, необходимого для развития орфографической зоркости.

Кроме того, через слово КОРОВА, можно ввести словарное слово – МОЛОКО и наоборот. А такое слово как РЯБИНА можно ввести через цветовые ощущения и принадлежность к определённому роду продуктов- ЯРКАЯ, ЯГОДА; слово РЕБЯТА – заменить словом ДЕТИ, т. к. это слово наиболее употребляемо.

Используя фонетические приёмы: составляем список слов с «карканьем вороны» - макароны, картон, карета, карусель, карман, карась, каракуль, карамель и др. Эти же слова отразили и графически в рисунках с вороной.

К звуковым приёмам относятся каламбуры:

Взгляни скорей на горизонт: там между гор увидишь зонт!

На солнце зонт горит огнём, вот буквы «О» и «И» на нём.

Еще один фонетический прием — это использование ассонанса:

Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан.

Предлагалась группа слов, дети должны были мысленно представить предметы, явления или действия, обозначающие эти слова. Главное условие – объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Казалось бы, как оживить совершенно разные слова: трамвай, магазин, завтрак, малина. Вот что получилось: мы приехали на трамвае в магазин и купили на завтрак малину.

Применяю и приём, предложенный Агафоновым В. В., - сказки с ассоциациями. Сочинили нелепые истории, насыщенные словарными словами. Пример такой истории: Ворона сказала КАР и нарисовала КАРандашом КАРтину, на которой КАРась КАРаулил КАРусель, пеКАРь в КАРтузе ел маКАРоны с КАРамелью и КАРтошкой, а КАРакатица в КАРете ехала на масКАРад. Такую же работу провели со словами, в которых услышали «кваканье лягушки».

Комбинированный метод – это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв. Например, для слова майонез подобрано созвучие к первому слогу - МАЙка. А вторую непроверяемую букву "О" легче нарисовать в виде пятна на майке. Получилось: "МАЙка испачкана майонезом" + О.

Такие приемы запоминания слов имеет мною преимуществ по сравнению с другими, т.к. отчасти решается проблема отчуждения ребенка от учебного процесса учит детей

нестандартно мыслить, изобретать, высказывать свое мнение, видеть в каждом слове необычное, эмоционально воспринимать слово;

у обучающихся активизируется познавательная деятельность, что ведет к усилению положительной мотивации учения и развитию познавательных процессов;

исчезает авторитарность и императивность процесса обучения;

развивается детское воображение и снижается нагрузка на природную память.

В процессе работы были проведены проверочные работы. Их результаты показали, что 94 % учащихся совсем не допустили ошибок или допустили по одной ошибке. Технология работы способствует не только продуктивному усвоению слов с непроверяемым написанием, но и повлияла на обогащение словарного запаса учащихся.

Положительная динамика результатов словарных диктантов подтверждает эффективность использования данного метода. Анализ моей работы показывает, что планомерное применение ассоциативной методики при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания на 30-40%. При этом учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. Главное, чтобы такая работа проводилась систематически. Только такой подход повысит интерес к родному языку, обеспечит мотивацию учения и наилучший развивающий эффект.

Последователям данного опыта рекомендуется учесть следующее:

опыт может использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе;

предложенная система упражнений, способствует расширению лингвистического кругозора, развитию орфографической зоркости, творческих возможностей;

эффективность в работе с детьми любого уровня развития;

ассоциативная методика способствует развитию орфографической зоркости, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает самостоятельность и инициативность, формирует сознательный интерес к русскому языку;

ассоциативную методику дети успешно применяют и на уроках математики, окружающего мира, иностранного языка и в повседневной жизни.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Ассоциативный тренинг, развитие фантазии и образного мышления.

Присмотритесь к буквам алфавита. Немного воображения - и они напомнят вам окружающие предметы. Например, у Иры большая печатная буква "А" похожа на ГАРАЖ, СУМКУ, а маленькая строчная "а" - на РЫБКУ, МУЖСКУЮ ГОЛОВУ, ОБРОСШУЮ ВОЛОСАМИ.

У Алеши большая печатная буква "Е" похожа на РАСЧЕСКУ, РУЛЬ ВЕЛОСИПЕДА. А маленькая строчная "е" похожа на ГОЛОВАСТИКА.

ЗАДАНИЕ 1. Придумать, на что похожи буквы, найти их в разных ситуациях, трансформировать предмет сразу в несколько букв - это упражнения, подводящие к тому, как лучше и необычнее запомнить словарное слово через рисунок.

- Перед вами буквы: "А", "Г, "Е", "И", "К". С ними придется сталкиваться при запоминании словарных слов. К этим буквам даны картинки с предметами, на которые похожи эти буквы.

- Уважаемые коллеги! Поработаем в группах. Выполните следующее задание.

- Посмотрите на эти картинки и постарайся придумать свои. Найдите Задание1 в своих кейсах.

К каждой букве придумайте по две картинки и нарисуй их в пустых клеточках. Если трудно нарисовать, опишите словами. Постарайтесь не повторять рисунки Иры и Алеши. Вы можете выбрать печатные или письменные буквы, как вам удобнее.

- Презентуйте свои работы, прикрепите на доске под заданием 1. Это задание вы выполнили на отлично.

ЗАДАНИЕ 2.

- Интересно не только искать букву в картинке художника, но и самому придумывать сюжет картинки к словарному слову. Попробуй представить, как можно обыграть в рисунке запоминаемую букву. Здесь вам пригодится воображение и образное мышление.

ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО АЛЕША:

- В слове БОГАТЫРЬ надо запомнить букву "О". Я представляю богатыря и рассматриваю его доспехи. Нахожу, что на "О" более всего похож щит: он такой же круглый.

ПОФАНТАЗИРУЙТЕ САМИ!

Сначала представьте, а потом нарисуйте придуманные вами картинки с выделенными в них запоминаемыми буквами. Буквы, которые надо запомнить, должны быть хорошо узнаваемы в рисунке, а то никто, кроме вас, не найдет их на картинке.

- Презентуйте свои работы, прикрепите на доске под заданием 2. Это задание вы выполнили также на отлично.

ЗАДАНИЕ 3.

- Можно запоминать написание словарных слов не только через придумывание картинок (зрительные ассоциации), но и через звуковые ассоциации.

ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО ИРА:

- В слове БАЛКОН надо запомнить букву "А". Для этого я подбираю созвучные ему слова: БАнка, БАнт, БАЛ, которые содержат несколько букв запоминаемого слова ("Б", "А", "Л"), и в которых запоминаемая гласная - ударная. Я выбираю из них слово БАЛ, так как оно более созвучно.

Дальше я представляю слова балкон и БАЛ вместе, в одном сюжете. Получается такая картинка: БАЛ на балконе. '

ПОФАНТАЗИРУЙТЕ САМИ!

- Подберите к каждому словарному слову такое созвучное ему слово, чтобы запоминаемая гласная была в нем под ударением.

А потом представьте словарное и созвучное слова вместе, в одном сюжете. Если сможете, нарисуйте эту картинку.

- Презентуйте свои работы, прикрепите на доске под заданием 3. Это задание вы выполнили также на отлично.

Метод ярких ассоциаций позволяет осуществлять яркое, образное изложение материа­ла, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Этот метод отвечает требованиям проблемного обучения, так как организу­ется активная мыслительная работа, требующая установления сходства и различия, выявления причинно-следственных связей. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе подбора ярких образов позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких и устойчивых результатов. Разнообразные игры, использующие образные - графические и звуковые - ассоциации, помогают детям без напряжения освоить многие премудрости русской орфографии.

Как вы видели сами, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям.

Напоследок, возможно, знакомые уже для вас слова, которые могут быть путеводителем для любого из нас)

Выбор за тобой

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта.

«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом».

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства –
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Б.Л. Пастернак

Всякий вправе творить по-своему. (Флакк Квинт Гораций).

Творите, дорогие учителя. Создавайте свои уроки. Спасибо за поддержку и внимание.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации