Мастер-класс «Чудо-карандаш» (4–7 класс)
Мастер-класс по изготовлению подарка для мамы к 8 марта «Чудо-карандаш»
Хохлова Нина Борисовна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое
Духовницкого района Саратовской области
Участники: воспитанники творческого объединения «Костюмерия», возраст 9-13 лет.
Продолжительность: 45 минут.
Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся посредством изготовления подарочного сувенира для мамы.
Обучающие задачи:
- формировать познавательный интерес
-научить изготавливать подарок маме – валик «Чудо-карандаш» своими руками;
-познакомить обучающихся с историей праздника – 8 Марта
- учить работать по образцу, внося элементы творчества.
Развивающие задачи:
- развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения,глазомера, абстрактного мышления, развитие способности следовать устным инструкциям;
- развитие индивидуальных творческих способностей, логического мышления;
- развитие художественного вкуса, фантазии.
Воспитательные задачи:
-воспитывать любовь к маме и уважительное отношение ко всем женщинам:
- воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия;
- воспитание аккуратности, эстетических чувств;
- способствовать включению в ход занятия материалов из литературных и музыкальных произведений праздничной тематики.
- формировать чувства ответственности за результат собственной деятельности.
Планируемые результаты:
- раскрытие творческих способностей обучающихся;
- развитие эстетического сознания;
- освоение технологии изготовления валика «Чудо-карандаш»;
- умение оценить результаты своей деятельности.
Материалы и оборудование: швейные материалы, выкройки, карандаш, нитки, иглы, швейные машины, ножницы, клей «Кристалл» для тканей.
Методы: словесный, иллюстративный, практическая работа.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент.
Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к занятию. Поставьте вперёд ладошки, соприкоснитесь ими. Почувствуйте тепло ладоней своего товарища. Это теплота ваших сердец, которую мы передадим сегодня нашим работам.
II. Актуализация.
Весна— это особенное время для каждого из нас, время сюрпризов для всех девочек, девушек, женщин: наших мам и бабушек. Все мужчины независимо от того, сколько им лет — шесть или шестьдесят, — втайне готовят им подарки, а также особенно внимательны в этот день ко всем женщинам. Готовят подарки своим мамам и бабушкам дети и внуки.И все потому, что 8 Марта — Международный женский день.
Почему именно 8 марта? В далеком 1910 г. в столице Дании Копенгагене собрались женщины из разных стран мира, чтобы объединиться в борьбе за свои права. Женщинам всегда жилось труднее: за одинаковую работу с мужчинами они получали меньшую зарплату, они не могли по своему желанию выбирать себе профессию, даже учиться им не позволяли. До сих пор существуют страны, в которых жизнь женщины ограничена домом, детьми, где при посторонних женщина не может открыть свое лицо. На конференции Клара Цеткин, немецкая революционерка, предложила учредить Международный женский день, как день солидарности женщин всех стран против угнетения и неравенства, и отмечать его решили 8 марта.
8 марта выбрали не случайно. В этот день в 1908 г. в Нью-Йорке тысячи женщин вышли на улицу. Многие шли с детьми на руках. Женщины требовали справедливости и равных с мужчинами прав. Демонстрация была разогнана властями.
В память об этом событии с 1911 г. 8 марта стали отмечать как праздник солидарности женщин всего мира. В России его отмечают с 1913 г. : 8 марта 1913 г. многие российские женщины собрались в Петербурге на мероприятие, названное «Научное утро по женскому вопросу».
После Февральской революции 1917 г. трудящиеся революционного Петрограда отметили Международный женский день политическими митингами и демонстрациями. После победы Октября в нашей стране день 8 Марта стал праздником. В 1965 г. Международный женский день объявлен выходным днем. Это было сделано в честь заслуг советских женщин в годы Великой Отечественной войны, за их вклад в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир.
Согласитесь, в такой день приятно получать подарки, еще приятнее их дарить, особенно мамам.
III. Основная часть
Что же подарить? Что мы можем изготовить своими руками? Ведь самый лучший подарок- подарок, сделанный своими руками. Рамочку для фотографии, открытку, букетик цветов из лент или фомиарана, вышитую салфетку, прихватку… Вариантов много. Очень хотелось бы, чтобы подарок был необыкновенным, нужным и незаменимым.
Современная мама проводит немало времени за компьютером и дома, и часто на работе. Удобная, мягкая и стильная подставка для рук –валик «Карандаш» станет для нее чудо- подарком . С таким прекрасным валиком больше не будет стертых локтей, благодаря выгодному положению рук под углом улучшится циркуляция крови и руки меньше устанут. Так же такой валик - прикольное дополнение к модерновому и современному интерьеру. Этот необычный подарок для мамы запомнится ей надолго, всегда будет «под рукой» в прямом и переносном смысле, напоминая о креативном дарителе.
Мастерить валик мы будем пошагово из вискозных салфеток нескольких цветов, но можно использовать и другие швейные материалы : фетр, трикотаж, различные ткани.
Кроме того, нам потребуются:
- наполнитель (холлофайбер, синтепон, обрезки любых швейных материалов);
-отрезок узкой ленты;
-швейные иглы или швейная машина;
-швейные нитки;
-клей «Кристалл» для тканей;
-карандаш;
- ножницы.
Перед началом работы вспомним технику безопасности при работе с ножницами и швейными иглами:
1.Хранить ножницы и иглы в указанном месте в определённом положении.
2. Не оставлять иглы на рабочем месте и в изделии, ни в коем случае не брать их в рот и не вкалывать в одежду.
3. Не работать с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением, а также с ржавыми иглами.
4. При работе с ножницами внимательно следить за направлением резания.
5.Не держать ножницы лезвием вверх, не оставлять с открытыми лезвиями.
6. Не резать ножницами на ходу, во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
7. Использовать при шитье наперсток.
8. Передавать закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Не подходить к товарищу во время работы
10.Считать количество взятых игл перед началом работы и их количество по окончанию работы, оно должно совпадать.
А также при работе на швейной машине:
1. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении браться только за корпус вилки шнура.
2. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
3. Маховое колесо вращать только на себя.
4.Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны работающего, а припуски на швы – с правой стороны.
5. Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.
6. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.
7.По окончании работы подложить лоскуток ткани под лапку, опустить иглу, опустить лапку.
Перед работой неплохо было бы размяться.
Физкультминутка.
Чтобы лучше нам размяться,
Будем ниже наклоняться.
Наклоняемся вперёд,
А потом наоборот.
(Наклоны вперёд и назад.)
Вот ещё одно заданье –
Выполняем приседанья!
Раз – два – три – четыре – пять.
(Приседания.)
Мы шагаем дружно, бодро,
(Ходьба на месте.)
Но пора закончить отдых.
Приступаем к практической работе.
Шаг первый. При помощи карандаша обвести выкройки (размеры даны с учетом припусков на швы): 1.из ткани голубого цвета: прямоугольник 27х23см, круг D=2,2 см, конус R=8,8 см;
2. из ткани желтого цвета: круг D=5,3 см, конус R=16,6 см.
Вырезать детали по контуру.
Шаг третий. С помощью иглы провести сложенную пополам и завязанную узлом ленту сквозь круги, так чтобы узел остался со стороны желтого круга.
Шаг четвертый. Сложив основные детали (прямоугольник и конус) лицевой стороной вовнутрь, соединить с помощью иглы швом «назад иглой» или швейной машины (для тех, у кого есть навыки работы), оставив на прямоугольнике открытым место между меток (расстояние произвольное). Ширина шва 1 см.
Шаг пятый. Подрезать уголок конуса близко ко шву и вывернуть конус на лицевую сторону. Уже понятно, что это - острие «Карандаша».
Шаг шестой. Соединить основание и острие «Карандаша с основной деталью, сложив лицевыми сторонами вовнутрь, швом шириной 1 см вручную или на швейной машине. При соединении острия с основной деталью прикладываем шов ко шву.
Шаг седьмой. Вывернуть изделие на лицевую сторону через оставленное отверстие в шве набить наполнителем.
Шаг восьмой. Зашить вручную потайными стежками отверстие для выворачивания изделия.
Шаг девятый. Изделие-валик «Чудо-карандаш» готово.
Шаг десятый. По желанию украшаем готовое изделие.
(Во время практической работы звучит музыка (песни о маме), презентация со слайдами фотографий мам и цветов).
V. Рефлексия.
Все ли у вас получилось? Оцените свою работу с помощью разноцветных ладошек: красный — все сделала правильно, желтый — встретились трудности, синий — много ошибок.
VI. Заключение.
Итак, осталось красиво упаковать и вручить подарки. Вы отдали тепло своих ладошек своим изделиям, думаю, ваши мамы обязательно это почувствуют.
Всего доброго, мне приятно, легко и радостно было с вами сегодня работать.
Не забудьте привести свое рабочее место в порядок.
И в заключение, изменив размеры выкроек, можно сшить креативный брелок для ключей или флеш- карты, сувенир учителю, другу и т.д.
Данный мастер-класс можно рекомендовать для применения в работе учителям технологии, педагогам дополнительного образования, родителям и всем творческим людям. Изготовление такого изделия не займет у вас много времени и будет приятным и увлекательным занятием. Можно смастерить карандаши из старых наволочек, рубашек, штор, шарфов и любых других ненужных вещей. Творите и у вас непременно всё получится.
Использованные ресурсы:
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно- практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов¬на¬Дону, 2004г.
Ирина Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Хохлова Нина Борисовна