Мастер-класс «Cистемно - деятельностный подход в проектировании и проведении урока информатики»
Мастер-класс «Cистемно - деятельностный подход в проектировании и проведении урока информатики»
Тема: «Единицы измерения информации»
Цель мастер-класса: показать возможности системно-деятельностного подхода при проектировании и проведении урока информатики.
Задачи:
-повысить мотивацию педагогов к овладению приемами словесной и наглядной передачи учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и учащимися, выполнения самостоятельных и экспериментально-практических заданий
- оперировать имеющимся потенциалом знаний учащихся в конкретной ситуации;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью профессионального развития.
Форма проведения мастер-класса:
-с педагогами и для них без участия детей;
Оформление:
- презентация по теме мастер-класса;
- методические материалы: учебник информатики «Информатика. 6 класс», Путевой лист ученика, технологическая карта урока.
Материалы и инструменты для работы:
Компьютеры, соответствующее ПО, оборудование для проведения экспериментальной части.
Структура мастер – класса:
1.Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
Основные этапы занятия: вступительная часть, теоретически - демонстрационная часть, экспериментально - практическая часть, рефлексия, перспектива и подведение итогов.
Знакомство педагогов с приёмами и методами эффективной организации деятельности по изучению темы «Единицы измерения информации»
3.Экспериментально - практическая часть.
Работа с учебником «Информатика. 7 класс». Проведение исследовательской работы в группах.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Перспектива. Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
Вступительная часть.
1.1Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.
1.2 Целевые установки. Содержание мастер-класса.
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы покажем вам возможности системно-деятельностного подхода при проектировании и проведении урока информатики. Для демонстрации мной выбрана тема из курса информатики 6 класса «Единицы измерения информации». Здесь, на мой взгляд, особенно отчетливо проявляются метапредметные связи информатики и математики.
Работу по данной теме надо организовать таким образом, чтобы обучающиеся могли использовать имеющиеся у них знания об информации для получения формулировки темы и целей данного урока, а значит иновых знаний.
Для этого мы используем приемы словесной и наглядной передачи учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и учащимися, работу с учебником, выполнение самостоятельных и практических заданий по информатике и небольшого исследования в рамках урока.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
Итак, мы начинаем.
С помощью приема словесной и наглядной передачи учебной информации одновременно всем учащимся, учитель начинает объяснение нового материала путем постановки проблемного вопроса. Обратите внимание на отсутствие темы урока!
Обучающимся предлагается сформулировать тему нашего урока через работу со схемой и наглядное представление проблемы через демонстрацию фрагмента мультфильма «38 попугаев».
Участники называют тему урока «Единицы измерения информации». В это время учитель корректирует ответы детей и направляет их в нужное русло, подводя к работе с Путевым листом ученика. Участникам предлагается открыть Путевой лист и начать его заполнять. Учащиеся самостоятельно должны сформулировать тему урока и составить примерный план работы на уроке.
Далее, обучающиеся работают по схеме «Инструменты для измерения». На экране появляются изображения различных приборов. Ученики называют их и предлагают объекты, которые можно измерить с помощью данных приборов, а также рассказывают в каких единицах измерения можно записать результат. Появляется изображение компьютера и устройства хранения информации. Учащимся надо вспомнить, как информация представлена в памяти компьютера, каким образом она может быть сохранена, и какое кодирование используется для представления информации.
Затем учащиеся переходят к решению задач №1 и №2:
1.На примере черно-белого графического изображения, разбитого на клеточки и имеющего прямоугольную форму, учащиеся рассуждают о том, как можно найти размер данного изображения. Цепочка рассуждений может быть такой: рисунок-прямоугольник – площадь – длина – ширина - клеточка как единица площади – значение 0 или 1.
2. Задан текст «Я изучаю информатику». Сколько информации содержится в данном сообщении? Ученики предполагают, что надо сосчитать количество символов в сообщении, включая пробелы и знаки препинания. Зная, что каждый символ кодируется цепочкой из 8 нулей и единиц, находим информационный объем данного сообщения.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что представленная в числовом виде графическая или текстовая информация может быть измерена, но только для этого существуют специальные единицы. Учащиеся проводят сравнение и заполняют пропуски в таблице Путевого листа.:
Единицы длины | 1мм | 1см=10мм | 1м=100см=1000мм | 1км=1000м=100000см |
Единицы измерения информации | 1 бит | 1байт=8бит | 1Килобайт=1024байт=…бит | 1Мегабайт=1024Кбайт=…байт=…бит |
Начинается исследовательская работа в группах. Участники заранее разбиваются на 3 группы по 4 человека в каждой. 2 участника – это «теоретики», которые занимаются разработкой алгоритма исследования и 2 участника – это «практики», занятые необходимыми расчетами. У каждой группы есть объект исследования на определение информационного объема объекта: дискета, диск, флэш-память, а также схема исследования. У каждой группы есть для работы компьютеры и соответствующее ПО.
Схема исследования:
Определить название объекта
Определить максимальный информационный объем объекта.
Исследовать информационный объем свободного и занятого места на данном объекте.
Решить информационную задачу применительно к исследуемому объекту.
Текст информационной задачи: Сколько школьных учебников «Информатика. 6 класс» можно разместить на Вашем носителе информации? (учащиеся должны определить самостоятельно, как это можно сделать)
Сделать вывод.
При проведении мини-исследования участники мастер-класса используют уже сформированные практические навыки работы на компьютере. Алгоритм для решения информационной задачи участники-«теоретики» разрабатывают самостоятельно на основе более простой задачи №2 (см. выше), участники- «практики» реализуют его:
Открыть учебник на странице без графических объектов.
Сосчитать количество строк на странице (КС).
Сосчитать количество символов в строке, включая пробелы и знаки препинания. (КСС)
Определить общее количество страниц в учебнике. (ОКС)
Выполнить умножение: КС*КСС**ОКС*8=? битов
Перевести биты в более крупные единицы.
Определить количество учебников для данного носителя информации.
Затем каждая группа рассказывает о результатах исследования. Данные заносятся в итоговую таблицу:
| Объект | Максимальный объем | Объем свободного места | Ответ |
1 группа | Дискета | 1,44 Мегабайт | | |
2 группа | Диск | 700 Мегабайт | | |
3 группа | Флэш-память | 2 Гигабайта | | |
На основании проведенного исследования и полученного ответа участники делают вывод, какое устройство и почему удобнее использовать для хранения большого объема информации и для чего это нужно знать.
Итоги урока.
Учащиеся: Да, разбирая тему, мы научились определять информационный объем различных объектов, сравнили разные носители информации, смогли сделать важный вывод и провести небольшое исследование. В начале урока вы получили Путевой лист урока и у вас есть возможность оценить результаты вашей работы.
Начинается работа в парах. Взаимопроверка Путевых листов урока. Выставляются оценки самими учащимися после обмена Путевыми листами.
Рефлексия.
Учитель: Информация играет важную роль в жизни человека, поэтому очень важно уметь работать с информацией, прививать информационную культуру. Предлагаю вам выразить ваше отношение к сегодняшнему уроку и написать синквейн на тему «Измерение информации».
Учащиеся приступают к работе, а затем читают свои тексты синквейна.
Перспектива.
Учитель: Теперь, приобретая, то или иное устройство или носитель информации, вы всегда сможете определить, подходит оно для вас или нет в зависимости от того, с каким информационным объемом вам предстоит сталкиваться, какую информацию вы бы хотели сохранить на данном носителе и в каком количестве.
Домашнее задание задает учитель с комментариями: прочитать параграф 1.4 учебника; найти информацию о новых единицах информации, которые появились в последнее время; выяснить причину их появления. Результаты поиска оформить в тетради.
- Благодарю всех за работу!
Оценочный лист участника мастер-класса | |||||
Категории | Согласны ли Вы с тем, что системно-деятельностный подход предлагает уникальные возможности для проектирования и проведения уроков? | Считаете ли Вы эффективными те приёмы, которые предлагает автор мастер-класса по данной проблеме? | Считаете ли Вы достаточным содержание учебников математики для организации современного урока? | Считаете ли Вы целесообразным использование информационных технологий при обучении математике? | Считаете ли Вы поставленную цель данного мастер-класса достигнутой? |
Баллы 2-да не уверен 0- нет | | | | | |