12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Парасковья Никитична28
Россия, Саха (Якутия) респ., Якутск
4

Проектирование содержания обучения в системно-деятельностном и задачном подходах

Проектирование содержания обучения в системно-деятельностном и задачном подходах

Новое поколение ставит перед нами новые цели и задачи. В последние годы в школах России активно внедряется Стандарт второго поколения. А это значит, что меняется не только система деятельности учащихся, но и отношение, методы и технология ведения учебного процесса нами учителями. Стандарт предполагает изменение деятельности самого учителя. Учитель должен участвовать в процессе обучения не с позиции руководителя, а как субъект учебной деятельности, быть соучастником, выступать с позиции взаимодействия в открытии нового. Только в не показной, а настоящей заинтересованности учителя ребенок может почувствовать уверенность, а это немаловажный фактор в развитии Личности. Поэтому, целью моей работы является пробуждение интереса к любой деятельности.

В стандарте названы два метапредметных результата образования: умение учиться и способность к организации своей деятельности.

Умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. /Г.А.Цукерман, Е.В. Чудинова. Диагностика умения учиться/ Более простом понимании, умение учиться есть умение учить себя самостоятельно. А это предполагает, способность человека найти способы решения задач в любой жизненной ситуации. Исходя из этого, он должен осознать, чего он не знает или не умеет, найти и самостоятельно освоить отсутствующий пробел.

Все эти требования предполагают кардинальные изменения позиции учителя. Учитель «из транслятора культурных способов действий превращается в организатора совместной деятельности учащихся и учителя по поиску и обнаружению способов действий, а также оснований этих способов»./В.А.Львовский, А.В. Морозова. Учитель развивающего обучения и повышение его квалификации./ Переход от традиционного содержания образования к деятельностному это веление времени. Не все учителя могут подстроиться в новое «деятельностное» содержание процесса обучения. Поэтому, В.А.Львовский предлагает задачный подход. Задачный подход рассматривается как промежуточная стадия, как необходимый этап при переходе к деятельностному подходу.

Что же представляет собой задачный подход? Суть задачного подхода в том, что кардинально меняется привычная для учителя последовательность. Он перестает быть носителем «готовых знаний» и начинает управлять деятельностью учащихся. Он должен уметь:

«-ставить конкретные предметные и педагогические цели, адекватные деятельностному содержанию обучения;

- проектировать урок, исходя из поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности в классе и прогнозируя варианты детских действий:

- организовывать совместную деятельность учащихся и управлять этой деятельностью;

- контролировать как процесс, так и результат с точки зрения измерителей.» /В.А.Львовский, А.В. Морозова. Учитель развивающего обучения и повышение его квалификации./

При проектировании урока в деятельностном формате следует учитывать следующие критерии при постановке задачи:

Задача должна быть детской /решаемой, посильной/;

Задача и средство не должны совпадать;

Задача должна быть предметной. Средство может быть предметным и метапредметным;

Задача должна запускать действие детей;

Направление от задачи к средству, а не наоборот.

Индикаторы деятельностного урока:

Включенность детей в урок.

Коммуникация.

Оценка детей предшествует учительской.

Пробные действия.

Уместность групповой работы.

Наличие диагностики предметных и/или метапредметных результатов.

Рассмотрим каждый индикатор в отдельности:

Включенность детей в урок. Это напрямую зависит от того, какая задача была поставлена. При проектировании следует учитывать возрастные особенности обучающихся, их интересы, увлечения.

Коммуникация. Если задача поставлена с учетом возрастных и психологических особенностей и посильна для решения детьми должны быть несколько вариантов решения. Это предполагает обмен позициями оппонентов, споры и пути компромисса.

Оценка детей предшествует учительской. Учителю не следует задавать наводящих вопросов, дети сами найдут способ оценки. Не следует также соглашаться или не соглашаться.

Пробные действия. Самый сложный этап. Обычно, учителя ориентируются на сильных учеников. Даже самый отличный «отличник» должен сомневаться в своей правоте, уметь отстаивать свое мнение. Не бояться, а радоваться, когда появляются совсем необычные действия…

Уместность групповой работы. При проектировании групповой работы учителю следует воспользоваться следующим индикатором соответствия задачи групповой работе:

Индикаторы

Задача не решается в одиночку, нужен совет, требует обсуждения;

Задача «открытая», не имеет единственного решения.

В результате чего возникает предмет

- для обсуждения;

- для спора;

- для взаимооценки.

Наличие диагностики предметных и/или метапредметных результатов. Каждый этап деятельности решает разные предметные и метапредметные результаты. Учитель по своему усмотрению может наблюдать какие метапредметные навыки усваиваются учащимися.

Предлагаю материал для проектирования урока математики в деятельностном формате:

Урок: Математика

Класс: 4 а

Тема: Обобщение темы: Периметр и площадь прямоугольника.

Цель: Создать условия для совместной деятельности обучающихся.

Усадьба Гномиков

Прежде чем начать работу, ознакомьтесь с заданиями.

Перед началом работы вам необходимы следующие дополнительные материалы: линейка, карандаш, черновик для вычисления, цветные карандаши и лист А3.

Задания выполняйте по очереди. Нельзя выполнять задания 2 прежде задания 1. Сделайте свою работу красочно.

Итак приступаем к работе.

ЗАДАЧА №1

Гномикам выделили участок земли, чтобы они там сделали свою усадьбу. Участок прямоугольной формы. Вам необходимо огородить этот участок. Площадь участка 600 квадратных сантиметров. Найдите длину и ширину участка и постройте прямоугольник.

Если вы сделали этот прямоугольник приступайте к решению другой задачи.

ЗАДАЧА №2

Гномики построили на правом верхнем углу участка свой домик с площадью 100 квадратных сантиметров. Какой получился домик?

ЗАДАЧА№3

Гномики посадили вокруг своего дома 8 деревьев так, чтобы на каждой стороне оказалось по 3 дерева. Сможете показать, как они это сделали?

ЗАДАЧА №4

На левом нижнем углу участка гномики соорудили бассейн прямоугольной формы с периметром 24 см, притом длина больше ширины на 2 см. Постройте бассейн.

ИТАК, ВЫ ЗАКОНЧИЛИ СВОЙ ПРОЕКТ.

РАЗУКРАСЬТЕ ЕГО.

НАПИШИТЕ ИМЕНА ВСЕХ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

В заключении хотелось бы отметить, что внедряя системно-деятельностный подход научилась: грамотно ставить задачу, видеть специфику «учебного портрета» ребенка, идти от класса к учебнику, а не наоборот, анализировать уроки своих коллег с точки зрения «трудности детей». В дальнейшем предполагаю, чтобы деятельность стала системной, надо пересмотреть все содержание образовательных курсов.

Если более глубоко смотреть, то в деятельностном процессе рождается учебный диалог, где живое слово создает атмосферу живого мышления, живой мыслекоммуникации, живой жизнедеятельности по построению собственного саморазвития ребенка - учащегося, учащего себя умению учиться.

Учитель начальных классов МОБУ Национальная гимазия «Айыы Кыьата»

Петрова Парасковья Никитична.

24 сентября 2020 года. г. Якутск.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.