Мастер-класс для молодых педагогов «Формы и методы взаимодействия с семьёй по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 352 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Мастер-класс для молодых педагогов
«Формы и методы взаимодействия с семьёй по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Подготовил: воспитатель
Добрый день, уважаемые коллеги!
С чего начинается Родина?
-Когда я задумываюсь над этим, слышу щебетанье птиц, чувствую, как солнечные лучи проникают в комнату. Я открываю глаза и вижу начало нового дня. У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы.
-Для меня Родина-это аромат черёмухи, посаженной руками моих родителей. Это детские ножки, спешащие к реке, запах парного молока и вкус свежеиспечённого хлеба. Это туфли на каблуках, к которым мне так хотелось скорей дорасти.
-Родина-это то, куда хочется возвращаться снова и снова. Чувствовать восторг, гордость и ликование от того, что ты дома, в детстве.
У каждого из нас малая родина своя, но именно она является для каждого самой настоящей путеводной звездой. Хотелось бы, чтобы мы сегодня с вами и с помощью участников порассуждали:
-Что для вас, в вашей судьбе и жизни означает Родина? (ответы)
Представляете, какая у нас у каждого замечательная малая родина. Вы убедились, что слово родина собственно также, как и слово счастье, сложно представить одним словом или одной фразой. Обычно, это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие.
Родина – это наша судьба, к которой мы ощущаем свою сопричастность.
Я не случайно заговорила о родине, потому что сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольника ценностного отношения к родине и формирование активно-гражданской позиции.
1. Разминка «Мудрые мысли»
На столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами,
высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое
высказывание (играет музыка).
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль
Золя).
«Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Цицерон).
«Нет места милее родного дома» (Цицерон).
«Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
«Своя земля и в кулачке родная»
«Уважай отца и мать будет в жизни благодать»
(Собрав высказывания педагоги выразительно читают их)
- Молодцы, справились с заданием!
2.Игра «Дерево»
- Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? (на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев)
-У каждого из Вас есть зелёные листочки. Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? (Родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
3.Сейчас, я предлагаю Вам поиграть вигру «Ассоциации».
Итак, все, что для этого нужно, - услышать задание и постараться дать ответ.
- Если семья - это постройка, то она…
- Если семья - это цвет, то она…
- Если семья - это музыка, то она…
- Если семья - это геометрическая фигура, то она…
- Если семья - это название фильма, то она…
- Если семья - это настроение, то она…
-Если семья – это страна, то она называется…
-Если семья – это фрукт, то это…
-Если семья – это известный литературный персонаж, то это….
-Если семья – это животное, то это….
Воспитатель: -В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья!
У каждого свое представление о семье.
Для следующего задания мне необходимо по одному участнику с каждой группы. Прошу занять свои места.
Каждый из вас по-своему прав, мне кажется, формировать, воспитывать отношение к своей родине надо начинать с семьи, с восхищения тем, что видит вокруг себя ребенок.
Научить его смотреть и восхищаться, конечно, же этим хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формировании личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть сопричастным к истории своей родины –это настоящее искусство и мастерство воспитателя. Мне кажется, нужно начинать с того, чтобы ребенок обернулся лицом к своей семье, задумался о прошлом своей семьи и в этом помогает такая форма работы с детьми как составление герба.
Во-первых, она помогает окунуться в историю своей семьи. Во-вторых, что немало важно, она помогает родителей сделать нашими соратниками, напарниками в деле воспитания ребенка. И мне сегодня хотелось бы предложить моим участникам собрать свой герб. Кто из нас в детстве не собирал герб своей семьи, правда. Отражали мы свои увлечения, интересы, а может быть, профессию своих родителей, но сегодня мне бы хотелось, попросить вас собрать не герб нашей страны, не герб вашего города, даже не герб своей семьи.
Мне бы хотелось предложить вас собрать свой персональный герб, как вы его себе представляете Участникам, я подготовила вот такие щиты разных цветов, силуэты изображений, которые на щитах могут располагаться, творчество и фантазия ваша будут только приветствоваться. Пожалуйста, творите, через некоторое время мы попросим вас прокомментировать ваш собственный личный персональный герб.
4.Составление личного герба.
С чего же начинается любовь к Родине? Давайте вернемся к нашим участникам и попробуем посмотреть, что же у них получилось, какие у них персональные гербы получились.
-Вы готовы участники? Кто может прокомментировать свой герб? Пожалуйста продемонстрируйте, что у вас получилось.
Здорово! Спасибо большое участникам, посмотрите какие позитивные гербы у нас получились.
-Я тоже решила собрать свой герб, решила собрать герб нашего дошкольного учреждения. Мой герб позволяет отразить всю ценность и многогранность дошкольного образования.
Основа моего герба будет зеленым - это цвет надежды и свободы, поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и ценности детства.
Но кто же обитатели -конечно же наши дети. И у МЕНЯ они представляют в виде пчел- большие труженики и гордость своих родителей. Пчелам присуще чувство крепкой дружбы, поэтому с малыми трудолюбивыми пчелками должны быть рядом помощники – большие пчелы. С другой стороны - это кто подсказываете? Родители, безусловно, потому что именно в семье закладываются основы личности, а с другой стороны на гербе детского сада расположены, кто, подсказывайте мне.
Воспитатели, безусловно. Большие мастера, творческие люди, которые знают и ценят ребенка. Сегодня мы учим ребенка самостоятельно добывать знания, быть интересным миру и с интересом познавать это мир. Но как говорит народная мудрость, сейчас упустишь и с годом не наверстаешь. Поэтому своевременное приобщение дошкольника к общим человеческим ценностям помогает не только заложить фундамент в них патриотизма, но и формирует основу их индивидуальности. На моем гербе появляется роза, как символмалой родины. Для наших воспитанников это родной город Донецк, со своей историей, культурой, своими традициями.
Дети должны жить в мире красоты, творчества и фантазии: пчелам нужен сладкий нектар цветов, так и нашим детям нужна постоянная смена событий и обстановки. А нам как педагогам постоянно требуется самосовершенствование, поиск новых знаний и умений, поэтому на моём гербе появиться книга – книга знаний и умений человека и гражданина.
И мне бы очень хотелось, чтобы на нашем гербе была вода, волна, и каждая волна открытий и приобретений в жизни ребенка. Мой греб готов, хотя нет кажется чего- то не хватает, мне хотелось бы, чтобы на нем было солнце. Ведь больше всего на свете мы ценим свет. Мир улыбки, добра и радости, который зажигает глаза другого человека и мне, кажется, уважаемы коллеги, что наша жизненное предназначение с вами нести этот свет и дарит его нашим детям., чтобы их детство было таким же радужным, легким и воздушным, как это море замечательных воздушных пузырей.
Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
А в конце нашего мастер-класса хотелось бы рассказать вам притчу:
«В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
В наших руках Судьба ребенка, уважаемые взрослые!
Улыбайтесь, будьте счастливы. Спасибо большое!