Мастер-класс для родителей начальной школы «Развитие информационной грамотности на занятиях курса внеурочной деятельности «В мире информации»
Конспект мастер-класса, проводимого для родителей первоклассников в День открытых дверей Рогожниковой Людмилой Александровной по теме «Развитие информационной грамотности на занятиях курса внеурочной деятельности «В мире информации».
Цель: развитие у родителей интереса к учебному заведению и вызвать желание привести именно в него своих детей.
Задачи:
-познакомить с курсом внеурочной деятельности «В мире информации», способствующего формированию информационных компетенций обучающихся и развитию у школьников информационной грамотности.
-активизировать деятельность родителей в процессе мастер-класса;
-создать у родителей положительное отношение к школе МАОУ «Город дорог».
Мы живем в XXI веке – веке информационных технологий. Наша жизнь все более пронизывается информационными потоками, символами, знаками. Сегодня невозможно представить себе наше существование без инфографики в виде таблиц, диаграмм, схем, указателей, инструкций, графиков. Вот почему выпускник школы сегодня должен уметь работать с информацией искать и анализировать, т.е должен обладать информационной грамотностью.
Что же такое информационная грамотность?
Информационная грамотность – это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и для решения теоретических и практических задач.
Как показывают результаты ВПР не все дети справляются с заданиями, в которых требуется умение работать с информацией.
А работа с информацией формирует информационную грамотность.
С 2019-2020 г в нашей школе ведётся новый курс внеурочной деятельности «Работа с информацией». Курс рассчитан на 4 года – с 1 по 4 класс. Разработан на основе программы внеурочной деятельности С.А.Шейкиной под редакцией Е.С. Галанжиной «В мире информации. Работаем с информационными источниками».
Основная цель его - создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развитие у школьников информационной грамотности.
В настоящее время существует множество источников информации. С ними мы знакомимся в жизни и на занятиях нового курса.
Особое внимание в курсе уделяется инфографике.
Инфографика-это графический способ передачи информации, данных и знаний.
Цель инфографики – быстро и чётко преподнести сложную информацию.
К средствам инфографики относятся:
Таблица
Диаграмма
Карты
Списки
Схемы
Инструкции
Графики
Листовки…
Особенностью курса является включение в него большого количества заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.
Немаловажным в данном курсе является развитие у младших школьников навыков смыслового чтения.
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
В результате изучения курса «В мире информации» учащиеся
-приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией;
- научатся самостоятельно организовывать поиск информации для решения практической или учебной задачи;
-научатся сопоставлять информацию с имеющимся жизненным опытом;
- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое – и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию.
В курсе задания подобраны по темам, которые связаны с повседневной жизнью детей. Темы им близки. Год от года задания усложняются. Разберём задания на примере темы «Скоро Новый год!», которая присутствует в изучении в 1, 2 и 3 классах.
Учитель с родителями на практике разбирают задания.
Информационные технологии постепенно вводятся в школе и в прошлом году наш 3А класс участвовал в проекте по программированию «Алгоритмика», а затем- в краевом конкурсе «Хакатон 2019», на котором ребята победили в двух номинациях.
И курс «В мире информации» помогает детям достичь многого.
В результате изучения курса в 1 классе учащиеся научатся:
озаглавливать текст;
находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
находить в тексте информацию, представленную в неявном виде;
преобразовывать текстовую информацию в табличную;
определять последовательность выполняемых действий;
читать элементарную информацию в таблице;
вносить информацию в ячейки таблицы;
В результате изучения курса во 2 классе учащиеся научатся:
анализировать информацию;
работать по инструкции;
устанавливать верные соответствия, используя свой жизненный опыт;
работать с инфографикой;
определять верные и неверные утверждения, используя данные инфографики.
В результате изучения курса в 3 классе учащиеся научатся:
находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
преобразовывать текстовую информацию в табличную;
определять последовательность выполняемых действий;
определять истинность и ложность высказываний;
достраивать диаграмму по заданным условиям;
понимать информацию, представленную в неявном виде;
различать виды графических объектов;
анализировать, принимать и сохранять учебную задачу;
работать с единицами времени.
В результате изучения курса в 4 классе учащиеся научатся:
составлять план прочитанного текста;
составлять вопросы по прочитанному тексту;
соотносить события с предложенными в тексте датами;
анализировать данные столбчатых диаграмм;
соотносить информацию на диаграмме с табличными данными;
ранжировать данные в определенном порядке.
Спасибо за внимание! Успехов Вам и Вашим детям!